Актуальность темы. Вопрос о месте семейного права в системе отраслей права длительное время остается дискуссионным - с 60-х годов прошлого столетия. Термин «семейное право» понимается и как наука, и как отрасль права, и как отрасль законодательства.
«Семейное право как наука, отрасль права, законодательства объединены одной целью, сюда входит: установление разумного баланса между интересами личности, семьи, общества; государственное регулирование семейных отношений; защита прав членов семьи или лиц, стоящих на пороге ее образования; охрана прав ребенка»[1].
Актуальность исследования данной проблемы заключается в том, что без определения места и значения семейного права, без уяснения потенциальных возможностей семейного права для достижения вышеуказанных целей, без дальнейшего развития системного познания семейных отношений в современный период сложно решать проблемы данной отрасли как теоретического, так и практического характера. Соответственно, сложно претендовать на эффективность положений семейного законодательства, отслеживать перспективы его развития.
С момента установления советской власти вопросы семьи и брака являлись первоочередными для молодого государства. Это касается развития основных положений науки семейного права, а также отрасли права и законодательства.
Вопрос о самостоятельности отрасли семейного права по-прежнему остается открытым.
Проблема соотношения гражданского и семейного законодательства существует, хотя на законодательном уровне закреплен принцип, в силу которого возможно применять к семейным отношениям, не урегулированным семейным законодательством, гражданское законодательство, но с условием, чтобы это не противоречило существу семейных правоотношений.
Однако данное положение не решает проблемы, а создает новые. Известно, что самостоятельность отрасли законодательства не всегда означает самостоятельность отрасли права. Установление пределов и границ субсидиарного применения гражданского законодательства к регулированию семейных правоотношений связано с уяснением существа последних, выяснением их отраслевой специфики. Лишь тогда можно достичь реализации прав и исполнения обязанностей субъектов семейных отношений. Лишь таким образом можно достичь соответствия актов применения права не формально, а так, как этого требует действительность.
По мнению О.С. Иоффе, семейное право не является самостоятельной отраслью права[2]. М.В. Антокольская указывает, что «семейное право может рассматриваться как подотрасль гражданского права, безусловно, обладающая значительной внутриотраслевой спецификой»[3]. Можно отметить, что это наиболее распространенная позиция по данному вопросу. Существовало мнение, что семейное право носит комплексный характер, но такое определение не является приемлемым и в современный период.
Однако изменения, произошедшие в последние годы в вопросах правовой регламентации гражданских отношений, требуют решения данной проблемы. Традиционно отличие одной отрасли права от другой определяется спецификой предмета и метода. Анализ характеризующих признаков предмета гражданского и семейного права не дает возможности однозначно выделить семейное право в самостоятельную отрасль права. В обоих случаях имеет место регулирование личных неимущественных и имущественных отношений, лишь с переносом акцентов по степени значимости для субъектов. Субъектный состав также не является исключительным ни для гражданского, ни для семейного права. Личный доверительный характер отношений как признак не может быть указан как специфический для отношений семейно-правовой сферы. Анализ приведенных аргументов в пользу самостоятельности семейного права показывает, что ни один из них не выдерживает критики сторонников позиции о принадлежности семейного права гражданскому праву.
Предпримем попытку рассуждать с позиции назначения норм права, то есть посмотрим на проблему более глобально. По мнению И.А. Покровского, «индивид, поставленный лицом к лицу с обществом, государством, имеет право требовать, чтобы ему было этим последним точно указано, чего от него хотят, и какие рамки ему ставят. Логически это право на определенность правовых норм есть одно из самых неотъемлемых прав человеческой личности, какое только себе можно представить; без него, в сущности, вообще ни о каком «праве» не может быть речи»[4].
Цель гражданско-правовых норм - регулирование товарно-денежных, стоимостных отношений преимущественно в сфере делового оборота. При этом в товарно-денежных отношениях субъекты выступают по отношению друг к другу как товаровладельцы. Как правило, личные переживания сторон в гражданско-правовых отношениях уступают деловым интересам и соображениям. Определяющими признаками являются равенство, автономность воли сторон, частный интерес. Г.Ф. Шершеневич по поводу размежевания публичного и частного права пришел к выводу, что область гражданского права определяется двумя данными: 1) частные лица как субъекты отношений; 2) частный интерес как содержание отношений[5].
Отношения, регулируемые гражданским правом, связаны с обладанием или приобретением материальных благ.
Нормы семейного права преследуют иные цели. «Поскольку их существо определяет личное начало, сугубо личные побуждения даже тогда, когда речь идет об имущественной стороне семейных отношений, живущей по собственным внутренним законам, прибегая к помощи семейно-правовых норм лишь тогда, когда в этом возникает необходимость. …назначение норм семейного права - оказание помощи в решении проблем и вопросов, преимущественно личного характера, возникающих в семье или на стадии ее образования»[6].
Нельзя также не принимать во внимание тот факт, что нормы семейного права имеют глубоко нравственный характер. Если норму семейного права лишить морального аспекта, заменив исключительно деловыми интересами, то это право перестанет быть семейным. Вопрос о том, как государство с помощью норм семейного права обеспечивает создание потенциально прочной семьи, упорядочивает семейные отношения, подчиняет их определенным правилам, позволяющим не нарушать права и интересы каждого члена семьи, имеет принципиальный характер. Чем активнее принимается государством личность, ее права, тем точнее формируются положения, определяющие интересы этой личности в сфере семьи, в отношении с обществом.
Есть вопросы, которые носят глобальный характер. Нужна ли семья в современный период, как она развивается и эволюционирует, переживает ли кризис, какой она должна быть в идеале? Вероятно, это вопросы, относящиеся к категории вечных, поэтому они всегда актуальны, и не стоит рассчитывать на однозначный ответ.
Семью сплачивает не только эмоциональное начало, но и взаимные права, обязанности, предусмотренные правовыми нормами, выражающими государственный интерес. А он очевиден: от прочности, качества семьи, ее способности выполнять своё предназначение во многом зависит здоровье общества в целом. При этом имеется в виду выполнение семьей ее главных функций, к числу которых относятся воспроизводство и воспитание детей, удовлетворение потребностей мужчины и женщины как биологического, так и духовного порядка. Целесообразно было бы повысить ценность и значимость семьи, дополнив нормами, определяющими семью как основной социальный институт, соединяющий в себе частный и публичный интерес.
Идеология государства должна быть направлена на повышение рейтинга семьи. Семья есть структура, состоящая из отношений: доминирования - подчинения, ответственности и эмоциональной близости. При этом это самый несвободный и жесткий институт общества (в смысле навязывания определенных правил жизни человеку). Вероятно, поэтому семья всегда будет нуждаться в поддержке, защите и регулировании со стороны государства. Понимание значения семьи как основного социально-правового института и определяет семейное право как самостоятельную отрасль права, которая должна получить активное развитие в современных условиях на основании семейной политики в государстве.
Цель данной работы заключается в определении сущности семейного права как отрасли права.
Для достижения вышеуказанных целей, в ходе работы выполняются следующие задачи:
- рассмотреть преступное насилие как уголовно-правовую категорию;
- выявить объективные и субъективные признаки насилия;
- рассмотреть классификацию насилия в уголовном праве;
- раскрыть общую характеристику насильственного способа совершения преступления;
- охарактеризовать понятие насильственного способа совершения преступления;
- выявить пути совершенствования мер предупреждения преступного насилия.
Объект исследования - семейное право как отрасль права.
Предмет исследования - являются положения ранее действовавшего и современного семейного законодательства РФ, правоприменительная практика, научные работы в области сравнительного правоведения по теме исследования.
Методологическую и теоретическую основу данной работы составляют научные разработки в сфере семейного права, общей теории права, сравнительного правоведения и гражданского права. В работе применены методы исторического, сравнительно-правового, логико-юридического и конкретно-социологического анализа.
Теоретической основой послужили труды известных отечественных ученых, внесших свой вклад в развитие теории права: С.С. Алексеева, Н.А. Баринова, Е.В. Васьковского, А.И. Загоровского, О.С. Иоффе, Н.М. Коршунова, А.В. Малько, Н.И. Матузова, М.Н. Марченко, О.Д. Третьяковой, М.Ю. Челышева, Г.Ф. Шершеневича и других. Теоретическое осмысление исследуемой проблематики стало основой для изучения трудов представителей отечественной науки семейного права: М.В. Антокольской, А.В. Баркова, Ю.Ф. Беспалова, О.Е. Блинкова, Б.М. Гонгало, Л.А. Емелиной, Н.Ф. Звенигородской, О.Ю. Ильиной, О.Ю. Косовой, П.В. Крашенинникова, Л.Б. Максимович, М.Н. Малеиной, Р.П. Мананковой, Н.И. Марышевой, И.А. Михайловой, Л.Ю. Михеевой, А.М. Нечаевой, О.Н. Низамиевой, Л.М. Пчелинцевой, А.М. Рабец, В.Д. Рузановой, Н.Н. Тарусиной, Е.А. Татаринцевой, С.В. Тычинина, О.А. Хазовой, С.Ю. Чашковой, Е.А. Чефрановой, Н.С. Шерстневой, Т.В. Шершень и других.
Правовую основу исследования составили следующие источники: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и др.
Структура работы определена целью и задачами работы, и состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 Историческое развитие семейного права как отрасли права
1.1 Первые декреты по вопросам семьи и брака. Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г
Первые документы, регулирующие сферу семейно-брачных отношений, - декреты СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»[7] и ВЦИК от 19 декабря 1917 г. «О расторжении брака»[8]. Эти акты представляют собой новые принципы организации семейной жизни, пришедшие на смену христианско-патриархальной традиции. Их задача в том, чтобы «сломать реакционное царское законодательство и религиозное регулирование семейных отношений, закрепощавших женщину, унижающих внебрачного ребенка и утвердить в этой жизненно важной сфере начала всеобщего равенства»[9].
Первый из этих декретов установил: юридическую силу имеют лишь гражданские браки, зарегистрированные в создаваемых органах записи актов гражданского состояния. Церковный брак был объявлен частным делом брачующихся и не порождал юридических прав и обязанностей. Супругам предоставлялось право определить будущую фамилию[10].
Декрет установил брачный возраст для мужчин - 18 лет, для женщин - 16, в Закавказье - 16 лет для жениха и 13 для невесты. Запретил браки между близкими родственниками, лицами, состоящими в браке и умалишенными. За дачу заведомо ложных показаний об отсутствии препятствий предусматривалась уголовная ответственность, брак же признавался недействительным[11].
Декрет взял под охрану закона права детей, рожденных вне брака, установив, что они в своих правах и обязанностях с родителями приравниваются к детям, рожденным в браке. Запись о рождении и смерти производилась органами загса. Отцом и матерью ребенка записываются лица, подавшие заявление. Ребенку предоставлялось право судебным порядком доказать отцовство[12].
Декрет от 19 декабря 1917 г. провозгласил свободу расторжения брака под контролем государства. По обоюдной просьбе супругов брак мог быть расторгнут в загсе или в суде, а по просьбе одного из супругов - в суде. В задачи суда не входило рассмотрение мотивов расторжения брака. Суд решал вопросы о фамилии разводящихся супругов и о детях. В случае отсутствия разногласий по этим вопросам суд указывал, какие фамилии будут носить после расторжения брака бывшие супруги и их дети, при ком из родителей несовершеннолетние дети будут проживать, кто из родителей и в каком размере будет нести расходы по воспитанию и содержанию детей, будет ли муж доставлять пропитание и содержание жене.
Если же разводящиеся к согласию прийти не могли, за каждым из супругов сохранялась добрачная фамилия, фамилию же детей определял судья (при отсутствии соглашения) или суд в полном составе (при наличии спора). Вопросы же о проживании детей с одним из родителей, взыскания средств на содержание детей, а также на содержание бывшего супруга решались судом в общеисковом порядке[13].
Аналогичным образом регулировались семейные отношения и в других советских республиках[14].
Семейно-правовые акты нельзя рассматривать изолированно: они были лишь частью мероприятий Советского правительства. Происходили ликвидация частной собственности, национализация земли, промышленности, транспорта, банков, отмена социального неравенства. Поэтому для построения семейных отношений на новых началах необходимо было время; изменения происходили по мере создания для этого социально-экономических предпосылок[15]. В.И. Ленин отмечал, что «за какие-нибудь десять недель... мы сделали в этой области в тысячу раз больше, чем за восемь месяцев своей власти сделали буржуазные демократы и либералы (кадеты) и мелкобуржуазные демократы (меньшевики и эсеры)»[16].
В инструкции об организации отделов записей браков и рождений, утвержденной Наркомюстом РСФСР, Народным Комиссариатом по местному самоуправлению РСФСР от 4 января 1918 г., содержался ряд важных дополнений. При каждой волостной (уездной, городской, районной) управе может быть только одна книга записей браков; при удостоверении личности председатель отдела должен задать брачующимся вопросы, не нарушены ли ими условия заключения брака, не было ли каких-либо насильственных действий по отношению к вступающим в брак и вступают ли они добровольно без принуждения и угроз; регистрация браков объявлялась публичной; более того: свидетели, которые пожелают дать показания, опровергающие факты, сообщенные вступающими в брак сторонами, должны быть выслушаны; в случае неграмотности вступающего в брак подпись за него может поставить стороннее лицо с его устного согласия[17].
Декретом СНК РСФСР от 23 января 1918 г. в очередной раз подтверждается, что акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений[18]. Согласно инструкции к декрету, метрические книги, находящиеся в церковных приходах, подлежат изъятию[19].
Регулирование семейных отношений не ограничилось установлением лишь отправных, наиболее принципиальных положений. Поэтому 16 сентября 1918 г. сессией ВЦИК РСФСР был принят первый советский кодекс - Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР[20]. Он развил положения, закрепленные в первых декретах, обеспечив более конкретное и полное регулирование семейных отношений.
Кодекс состоял из четырех разделов: акты гражданского состояния, брачное право, семейное право, опекунское право. Вводился ряд новых институтов, изменялись некоторые действовавшие ранее положения. Говорилось о взаимных правах и обязанностях супругов, в том числе - о выплате алиментов нетрудоспособному и нуждающемуся супругу без ограничения каким-либо сроком и после расторжения брака.
Для преодоления фактического неравенства женщины была установлена раздельность имущества супругов: каждый из них считался собственником того имущества, которое во время брака было приобретено на его средства. Впервые широко представлены интересы детей. Урегулированы алиментные отношения между другими членами семьи: братьями и сестрами, дедом, бабушкой и внуками. В целях обеспечения надлежащего воспитания и защиты интересов детей, лишившихся родительского попечения, был введен институт опеки. В то же время Кодекс объявил о непризнании усыновления, что было обусловлено необходимостью борьбы с эксплуатацией беспризорных детей в кулацких семьях, часто маскировавшейся принятием ребенка в семью на воспитание[21].
Основные положения Кодекса выдержали испытание временем, воспроизведены и действуют в современном законодательстве.
Ленин, оценивая развитие семейного законодательства, отмечал: «за два года Советская власть в одной из самых отсталых стран Европы сделала для освобождения женщины, для равенства ее с «сильным» полом столько, сколько за 130 лет не сделали все вместе передовые, просвещенные, «демократические» республики всего мира»[22].
Ж.В. Чернова выделяет следующие направления эмансипационного проекта, осуществляемого государством в отношении женщин: обеспечение юридического равенства между женщинами и мужчинами; широкое привлечение женщин к общественному труду, участию в управлении государством; коммунистическое воспитание, формирование женщины нового типа; раскрепощение женщин в семье, обобществление домашнего хозяйства; общественное воспитание детей, воспитание мальчиков и девочек на принципах новой коммунистической морали[23].
«По комплексу вопросов, связанных с политикой регулирования рождаемости, можно изучать историю нравов, и прежде всего норм, действовавших в данном обществе»[24]. Не случайно М. Фуко назвал медицину сестрой истории. С первых лет существования приоритет политики новой власти - проведение мер (прежде всего - борьба с эпидемическими заболеваниями) по оптимизации медико-санитарной ситуации. В соответствии с Конституцией РСФСР, принятой 10 июля 1918 г., образован наркомат здравоохранения РСФСР[25]. Декретом СНК РСФСР от 18 июля 1918 г. утверждено положение о Наркомздраве РСФСР[26].