ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА
1.1 Понятие материнского капитала, порядок применения
1.2 Опыт зарубежных стран в социальной политике в сфере материнства
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА
2.1 Судебная практика о применении программы материнского капитала
2.2 Анализ судебных решений по делам о направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий
ГЛАВА 3 МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
3.1 Альтернативные варианты стимулирования рождаемости
3.2 Материнский (семейный) капитал: перспективы развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Программа материнского капитала, разработанная в нашей стране в целях поднятия рождаемости и поддержки семьи, является формой поддержки государства. Данная поддержка предназначена для семей при соблюдении определенного ряда условий. Также Программу материнского капитала называют семейным капиталом, ведь он направлен на улучшение различных условий именно семьи. При определенных условиях право на данную поддержку имеет не только мать, но и отец.
Программа материнского капитала действует в России уже более 10 лет и претерпела за это время немало изменений. Основные изменения связаны и с целями использования денежных средств, к слову, они поэтапно расширяются, а также и с условиями и размером самого капитала. Все эти меры и расширения направлены на поддержку материнства и детства. По различным причинам, в том числе и ситуации, связанной с пандемией коронавируса, уровень рождаемости и смертности населения имеет волнообразные скачки, и в целом демографическая ситуация в стране периодически обостряется.
Выдача материнского капитала является самой востребованной и эффективной мерой социальной поддержки семей с детьми. По данным Министерства труда России, за время программы материнского капитала, на 1 января 2021 года было выдано более 11,6 млн сертификатов на материнский капитал. Удовлетворено 9.5 млн заявлений о распоряжении средствами, сумма перечисленных средств к концу прошлого года составила более 3,2 трлн руб.
Получение материнского капитала направлено на стимулирование показателей рождаемости населения, что обусловлено теми стратегическими целями и программными обязательствами, которые берт на себя государство. Поэтому изучение данной темы, изменений в ней, а также вопросы правового регулирования получения и использования материнского капитала являются крайне актуальными на сегодняшний день. Каждый год в ежегодном послании Федеральному собранию Президент В. В. Путин обращает внимание на данный вопрос, говоря о факторах и мерах поддержки семьи для увеличения показателя рождаемости как одного из ключевых показателей развития страны.
Цель исследования - изучение правового регулирования и влияния программы материнского (семейного) капитала на повышение демографических показателей в нашей стране.
Объект исследования - институт материнского семейного) капитала, порядок его предоставления и использования.
Предмет исследования – правовые нормы, регламентирующие предоставление и использование материнского капитала, а также практика их применения.
Задачи исследования:
1) рассмотреть основные понятия и порядок применения программы материнского капитала в РФ;
2) изучить опыт зарубежных стран в социальной политике в сфере материнства и детства;
3) провести анализ судебных решений в отношении родителей и их детей;
4) проанализировать рекомендации по развитию социальной поддержки семей в РФ;
5) охарактеризовать альтернативные варианты повышения рождаемости;
6) изучить прогноз развития программы Материнского (семейного) капитала как стимул будущего России.
Теоретическая значимость: результаты исследований дадут нам понять о том, как материнский (семейный) капитал влияет на деторождемость в Российской Федерации и тем самым стимулирует к рождению ребенка.
Практическая значимость: ознакомление со всеми аспектами материнского (семейного) капитала, выделение сильных сторон данной государственной поддержки.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА
1.1 Понятие материнского капитала, порядок применения
Тенденции последних лет по вопросам рождаемости демографических показателей в ряде европейских стран говорят о том, что в России отмечается положительная динамика показателя рождаемости. Так по исследования статистических данных наша страна обгоняет Италию, которая всегда показывала высокие результаты рождаемости, являясь лидером статистики[1]. Одним из факторов, оказавшим существенное влияние на подъем деторождаемости в нашей стране, стала программа материнского (семейного) капитала, утвержденная в 2007 году.
Программа представляет из себя государственную поддержку родителям при рождении (усыновлении) детей. На сегодняшний день, в отличие от ранее действовавшей программы, выплаты по материнскому капиталу могут получать родители и при рождении первого ребенка и затем при рождении второго ребенка. Документом, подтверждающим право на получение материнского капитала, является Сертификат, выдаваемый органами Пенсионного фонда РФ.
Изначально программа материнского капитала планировалась как временная мера, предусмотренная до 2016 года, позднее на высшем уровне власти было принято решение продлить программу и усовершенствовать ее на неопределённый срок. Мотивацией по принятию такого решения является результативность и эффективность ее реализации, во-первых, повышение уровня рождаемости, уменьшение количества сирот в стране. Программа доказала свою высокую продуктивность за период своего существования.
Понятие материнского (семейного) капитала впервые было закреплено в Федеральном законе «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»[2]. Согласно формулировке закона од материнским (семейным) капиталом подразумевают: «средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом».
В данном Законе определн порядок и условия получения материнского капитала (ч.1 ст. 3 Закона №256-ФЗ), а именно:
- женщины, родившие (усыновившие) первого ребенка начиная с 01.01.2020;
- женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 01.01.2007;
- женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала;
- мужчины, являющиеся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2020;
- 5мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007.
Мужчины, также имеют право на материнский капитал, при условии, что он законным образом признан единственным родителем отцом детей, рожденных суррогатной матерью и затем, он вступил в брак и его супруга усыновила данных детей. Эта норма закреплена Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 июня 2021 года[3].
Понятие отцовского капитала не закреплено в законодательстве РФ.
Право на материнский капитал возникает у законного получателя со дня рождения или усыновления первого, второго, третьего или последующих детей без привязки ко времени рождения или усыновления предыдущего ребенка (детей). Данная норма закреплена в ч. 7 ст. 3 Закона № 256-ФЗ
Одним из главных условий получения выплаты в виде материнского капитала является гражданство РФ на дату рождения или усыновления ребенка, притом, как у самой женщины, так и у ребенка, в результате рождения которого возникло право на получение материнского капитала, эту позицию поддерживает и судебная практика[4].
Согласно принятым законодательством НПА размер материнского капитала ежегодно индексируется. Изменения размера и основания для индексации представим в таблице 1.
Таблица 1 – Индексация материнского капитала
Период возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки
|
Размер материнского капитала (в рублях)
|
Основание
|
за первого ребенка
|
за второго ребенка
|
за третьего и последующих детей
|
с 01.02.2022
|
524 527,90
|
693 144,10 (с учетом размера маткапитала за первого ребенка, рожденного (усыновленного) с 01.01.2020)
|
693 144,10 (при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло)
|
Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 57;
Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ;
Федеральный закон от 21.12.2021 N 415-ФЗ;
Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ
|
693 144,10 (при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 01.01.2020)
|
с 01.01.2021 по 31.01.2022
|
483 881,83
|
639 431,83 (с учетом размера маткапитала за первого ребенка, рожденного (усыновленного) с 01.01.2020)
|
639 431,83 (при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло)
|
Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ;
Федеральный закон от 21.12.2021 N 415-ФЗ;
Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ
|
639 431,83 (при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 01.01.2020)
|
Таким образом, материнский (семейный) капитал — это денежные средства, которые выделяются государством в рамках Федерального закона №256-ФЗ из средств федерального бюджета в целях государственной поддержки граждан, имеющих одного и более детей. Данные средства предоставляются путем выдачи Сертификата Пенсионным фондом РФ соответствующего субъекта, куда обратился родитель за его получением. Право на получение Сертификата дает определенному кругу лиц возможность их использования согласно целям, регламентированным в Законе.