ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1.1 Составные части и основные признаки организационных структур
1.2 Сущность неформальных структур организации и их влияние на деятельность
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «КОНСТАНТА»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Разработка предложений по совершенствованию организационной структуры ООО «Константа»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность курсовой работы. Формальная организация трудового коллектива создается на основании законом, правил, приказов и постановлений государственных, коммерческих и общественных организаций. Ее лидер, т.е. руководитель, назначается или официально избирается установленном порядке. Всю деятельность формальная группа и ее лидер подчиняют требованиям законов и правил, четко следуя должностным обязанностям. Формальная организация имеет свою систему органов, свою структуру, свои цели и задачи, коммуникационные связи, соподчиненность, подконтрольность и взаимозависимость в производственных отношениях.
В формальной организации действуют четкие, а подчас и жесткие правила поведения личности и группы в производственном процессе, определенные меры оплаты труда, меры поощрения и меры ответственности за действие личности в формальной организации. Имеется строгая отчетность в работе.
Неформальная группа трудового коллектива создается непроизвольно, стихийно на основании симпатий и антипатий, закона биологической совместимости людей. Из среды неформальной группы не назначаются и не избираются, а естественно генерируются лидеры. В этой группе нет жестоких правил поведения, соподчиненности, жесткой взаимозависимости ее членов. В трудовом коллективе только одна стройная формальная организация с ее руководителем, неформальных же групп с их лидерами бывает множество. Психологическая структура межличностных отношений в трудовом коллективе всегда сложна и не всегда успешно управляема [2].
Формальная и неформальная структуры социальной группы взаимодействуют. Характер этого взаимодействия и определяет качество управления. Чтобы определить степень и характер влияния формальных и неформальных групп на деятельность предприятия, организации, руководитель должен знать структуру своего коллектива. Выше обозначенными аспектами обусловлен выбор темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – выявить особенности неформальной структуры организации и ее влияние на производственные процессы.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть составные части и основные признаки организационных структур;
- выявить сущность неформальных структур организации и их влияние на деятельность;
- дать общую характеристику организации;
- разработать предложений по совершенствованию организационной структуры ООО «Константа»;
Объектом исследования курсовой работы является ОС компании ООО «Константа».
Предмет исследования – теоретические и прикладные аспекты функционирования неформальных организационных структур.
Методология исследования. При написании данной работы были использованы работы отечественных авторов: Сурмин Ю. П, Веснин В.Р., Слюсарь Б.Н., а также специальная литература зарубежных авторов: Мильнер Б. 3., Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.
Также были использованы соответствующие законодательные акты и нормативные документы, электронные ресурсы, а именно статьи таких авторов, как: Костыря Ю.С. Гусева К. Б., Горобняк А. А., Кузнецова Н.В., Федоров И.В.
Работа состоит из 2х глав, введения и заключения, а так же списка использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1.1 Составные части и основные признаки организационных структур
Организация (от греч. οργανον – инструмент) – общество людей (от двух и более), действия которых направлены на достижение общей определенной цели [2].
Под организационной структурой подразумевается взаимосвязь элементов, которые обеспечивают стабильное функционирование и развитие компании. Организационная структура распределяет и организует человеческий труд, ставит перед ними задачи для достижения общей цели компании [5].
Организационную структуру управления составляют из базовых частей, таких как, состав, соответствие, порядок и связь отдельных подсистем организации.
К ключевым элементам структур управления относятся:
- элементы (отделы);
- связи (отношения, горизонтальные и вертикальные);
- уровни (ступени);
- полномочия.
К признакам организационной структуры относят:
- разделение труда и специализация;
- централизация (децентрализация) и кооперация деятельности;
- делегирование полномочий;
- координация деятельности и применение норм управления;
- организационная структура имеет структуру аппарата управления организации и ее производственную структуру (объект управления и структуру субъекта)
В свое время, Генри Мицберг попытался описать базисные части организации – ее ключевые области действия. Вид организационной структуры по Г. Минцбергу представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Вид организационной структуры по Г. Минцбергу
Под операционным ядром он подразумевал людей, на которых возлагается базовая деятельность по производству продукции или предоставлению услуг.
Стратегический апекс в его понимании – это человек (он же менеджер), который контролирует всю систему работы в целом.
Средняя линия – иерархия властных полномочий от операционного ядра до стратегического апекса. Линия может иметь несколько ступеней, в зависимости от роста организации [6].
Техноструктура – как только в организации возникают усложнения, возникает необходимость в еще одной группе – группе аналитиков. Так же еще данная группа занимается административными обязанностями, например, планируют и проводят контроль работы других сотрудников.
Вспомогательный персонал – штатные организационные единицы, которые оказывают различные внутренние услуги.
Идеология – культура, которая формирует традиции и убеждения организации, отличающиеся от всех остальных, которые дают жизненные силы, составляют структуру [4].
По мнению Г. Минцберга, идеология как ореол окружает систему в целом.
В.В. Щербина и Е.П. Попова ввели некоторые предложения оснований классификации, которые позволили соотнести и провести сравнение часто применяемых, однако существенно отличающихся между собой моделей организационного развития [3].
Например, школа социальных систем описывает структурные изменения, которые протекают в логике структурной дифференциации и преобразования, ориентированных на повышение способности к выживанию. Так же это можно назвать процессом, обусловленным не натуральной рациональной природой организации. Сама же организация имеет описание системы двойственной природы, развивающей свой состав во взаимодействии с окружением,
преодолением проблем и конфликтов, которые возникают внутри организации, стремясь к достижению баланса с ним.
Структурно – ситуационный подход был разработан во второй половине 60 – х годов XX века, в рамках ситуационной методологии. Основными разработчиками данного подхода были: Д.Хиксон, Б. Хайнингс, Дж. Томпсон, Дж. Лорш, П. Лоуренс. Имеет вид рационально – искусственной, внешнюю, балансовую, приспосабливаемую схему организационно динамики, которая описывает процесс СИО, как продукт осознанного приспособления структуры, направлений и способов деятельности одной организации и ее частей к изменениям состояния динамичной и гетерогенной внешней среды в условия необычной ситуации. Также функционирование организации должно осуществляться согласно типу решаемой задачи, применяемых технологий, внешним окружением, потребностями сотрудников [6].