Основная социальная цель закона – регулировать поведение людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут выполнять регулирующую функцию без сложного механизма их реализации.
В наше время только государство может обеспечить эффективное и оптимальное регулирование общественных отношений. В этом случае используется такая форма реализации норм закона, целью которой является удовлетворение потребностей всего общества.
Реализация закона понимается как материализация предписаний правовых норм в жизни посредством законного поведения субъектов социальных отношений (органов власти, должностных лиц, государственных органов и граждан).
Правоприменение – это деятельность государственной власти, которая осуществляется в конкретных отдельных случаях, заканчивающаяся принятием решения компетентным государственным органом. Государство определяет, в каких случаях правоприменение является обязательным, каковы его пределы в области регулирования и защиты общественных отношений, каков круг субъектов, применяющих закон, и т.д.
Правоприменительная деятельность осуществляется на основе различных норм закона, а правоприменительная деятельность осуществляется различными органами власти.
Такая деятельность необходима в тех случаях, когда полная реализация правовой нормы невозможна, когда нормы используются для реализации закона, то есть механизм саморегулирования правоотношений не работает. Эти случаи могут быть сгруппированы в большие группы:
– первая группа: когда правоотношения, определенные права и обязанности не могут возникать для определенных физических или юридических лиц без вмешательства государства, представленного уполномоченными органами (например, обязательная военная служба);
– вторая группа – когда это необходимо для установления наличия или отсутствия конкретных юридических фактов или для выполнения определенных юридических требований (например, признание человека умершим);
– третья группа, когда юридический спор не может быть разрешен субъектами правоотношений самостоятельно из-за конфликта интересов (например, защиты чести и достоинства гражданина);
– четвертая группа, когда совершено преступление и необходимо определить вид и меру юридической ответственности нарушителя (например, наложить штраф).
Исходя из этого, можно сказать, что правоприменение является основной и характерной формой реализации правовых норм.
Юридическое решение конфликта не всегда соответствует его социальной цели. Например, правоохранительные органы, призывающие молодых людей на военную службу, могут создать более серьезный конфликт между человеком и государством.
Таким образом, субъекты правоохранительных органов должны всегда стремиться не только восстановить нарушенное субъективное право, заставить человека совершать социально необходимые действия, но и устранить причины и условия, приведшие к конфликту.
Все вышеизложенное определяет актуальность темы данного исследования.
Объект исследования – правоприменительная деятельность.
Предмет исследования – понятие и сущность правоприменительной деятельности.
Цель работы – исследование понятия и сущности правоприменительной деятельности в Российской Федерации.
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
– рассмотреть понятие и необходимость правоприменительной деятельности;
– изучить признаки и принципы правоприменительной деятельности;
– исследовать стадии правоприменительной деятельности;
– изучить субъекты правоприменительной деятельности.
Методология исследования основана на общенаучных и общетеоретических принципах: объективности, конкретности, всестороннем подходе. При написании работы в большинстве случаев был использован сравнительно-правовой метод, а также логические методы, такие как анализ и синтез.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и необходимость правоприменительной деятельности
Применение закона является государственной власти, которая осуществляется в рамках специально установленной законом, организуя деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесения актов применения.
В общей теории права применение права, как правило, рассматривается как система власти индивидуальной юридической деятельности, которая направлена на урегулирование судебных дел.
Правоприменение является одной из форм государственной деятельности, направленной на реализацию правовых норм.
Основные требования к правоохранительной деятельности:
– законность;
– разумность;
– пунктуальность;
– осуществимость;
– правосудие;
– человечность.
Правоприменение как особая форма реализации отличается от форм прямой реализации по ряду характеристик.
По сути, правоприменение выступает как деятельность организационной власти государства или других особо уполномоченных субъектов, через которые упрощается общественная жизнь.
Эта деятельность связана со специальными методиками разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний и навыков. Имея это в виду, государство определяет специальные предметы, предоставляя им компетенцию осуществлять такую деятельность.
К ним относятся различные государственные органы (суд, прокуратура, полиция и т.д.) и должностные лица (президент РФ, губернатор, прокурор, следователь и т.д.).
Следует отметить, что не все действия чиновника являются правоохранительными органами. Так что иногда деятельность чиновника, наделенного властью в судебном процессе, даже не является своего рода индивидуальным правовым регулированием социальных отношений, а является, скажем так, чисто контрольно-надзорным характером.
Граждане не являются субъектами правоохранительных органов, так как государство не разрешило им это делать. Однако это не умаляет роли граждан в правоохранительных органах. Нередко по собственной инициативе осуществляется правоприменение (например, заявление о приеме на работу гражданина или назначение пенсии и т.д.).
Целью реализации закона является удовлетворение потребностей не личных, сотрудников правоохранительных органов и не только потребностей лиц, осуществляющих права и обязанности, а также законные интересы общества в целом.
Правоприменение всегда осуществляется в рамках конкретных правоотношений-правоприменения. Правовая позиция участников таких правоотношений разная. Активная и решающая роль принадлежит субъекту, обладающему авторитетом в этом конкретном аспекте, он обязан использовать их для удовлетворения не собственных интересов, а интересов других участников правоотношений в смысле разрешения конкретной жизненной ситуации.
Правоохранительная деятельность осуществляется в специальных формах, установленных законом. Это помогает укрепить верховенство права и общественный порядок в обществе, обеспечить защиту интересов личности.
Правоохранительные органы – это сложный способ обеспечения соблюдения юридических требований. Применяя это правило, правоохранительный орган одновременно выполняет требования правовых норм (обязательство рассматривать дело и принимать решение), использует возможности, закрепленные в правилах (право применять любое справедливое решение в пределах, установленных законом), а также соблюдает установленные запреты (недопустимость превышения функциональных полномочий).
Правоприменение – это не просто действие, а определенный процесс (процедура), который имеет начало и конец и состоит из ряда последовательных этапов реализации закона.
Указание в правовых нормах процессуального процесса реализации права имеет первостепенное значение, когда осуществление права зависит от действий не только самого правообладателя, но и других субъектов. А отсутствие правового регулирования процессуального процесса реализации правовых норм существенно усложняет, а порой делает невозможным их реализацию.
Необходимо обеспечить соблюдение:
– когда преступление было совершено и необходимо определить соответствующее наказание для нарушителя – говорят о применении наказания;
– когда права и обязанности, предусмотренные правовыми нормами, не могут возникнуть для конкретных людей, без деятельности государственной власти компетентных органов – положение стандарта не реализуется без команды государственной власти;
– когда это необходимо для установления юридически значимых обстоятельств;
– когда возникает спор о законе и необходимо защищать субъективное право;
– когда это необходимо для осуществления предусмотренного законом контроля за достоверностью приобретения прав и передачи обязанностей.
Правоприменение сопровождается изданием правоприменительного акта (индивидуального правового акта), вытекающего из темы правоприменения. То есть исполнительные акты являются результатом их исполнительной деятельности.