Актуальность темы исследования определяется тем, что анализ государственного регулирования рынка алкогольной продукции показал, что рынок не в состоянии регулировать, ограничивать спрос на алкогольную продукцию, ее потребление. С позиций же социальной справедливости крайне важно ограничение спроса и чрезмерного потребления такого жизненно вредного блага (dis-merit goods) как алкогольная продукция, но, к сожалению, в течение всей истории основная цель государственного регулирования алкогольной продукции — фискальная.
Существует ряд причин, обусловливающих необходимость активного вмешательства государства и в процесс формирования предложения алкогольной продукции, ценообразования на нее, регулирования процессов распределения и перераспределения доходов от ее производства и реализации. В России особенно значима проблема государственного регулирования рынка алкогольной продукции по нескольким специфическим причинам.
Во-первых, - это социально-экономическая проблема алкоголизации населения (потребляется 15-17 литров чистого спирта на человека в год), роста смертности от алкоголизма (36,5 тысяч человек в год) в нашей стране.
Во-вторых, - это недопоступление акцизов в бюджет государства в связи с высоким уровнем производства и оборота нелегальной алкогольной продукции, уровень которой на январь 2015 г. составлял 40-50%.
В-третьих, - это недоиспользование потенциала отечественных производителей алкогольной продукции, общая дезинтеграция внутреннего алкогольного рынка страны. В-четвертых, - это несовершенство нормативно-правовой базы государственного регулирования рынка алкогольной продукции.
Надежное функционирование рынка алкогольной продукции, важнейшего сектора экономики страны - это основа развития экономики РФ в целом, и в первую очередь - это выполнение государством своих социально-экономических задач.
В настоящее время главным недостатком действующей системы государственного регулирования рынка алкогольной продукции является возникшая на основе противоречий в законодательстве РФ неопределенность методической базы и организационной структуры. В результате возникает необходимость совершенствования действующей системы государственного регулирования рынка алкогольной продукции в РФ в условиях проводимых преобразований, защиты здоровья населения, а также использование комплекса инструментов, методов и мер с целью контроля за качеством производимой и реализуемой готовой алкогольной продукции и сырья, максимального сокращения доли нелегального рынка алкогольной продукции и потерь бюджета РФ.
Действующий в настоящее время механизм государственного регулирования рынка алкогольной продукции в РФ в целом снижает его результативность. Кроме произведенной на территории РФ на рынке алкогольной продукции в обороте находится также импортируемая продукция.
Удельный вес импортной алкогольной продукции в 2000 — 2014 гг. составил 55-60% от объема ее продаж на внутреннем рынке, при загрузке производственных мощностей российских предприятий на 45-50%.
Что также указывает на необходимость модернизации такого инструмента государственного регулирования рынка алкогольной продукции как таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
Нормативная база, регламентирующая вопросы таможенного контроля и таможенного оформления подакцизных товаров, постоянно совершенствуется и дополняется. Сегодня можно с уверенностью говорить о специальной технологии организации работы таможенных органов с отдельными категориями подакцизных товаров.
Актуальность темы таже обусловлена тем, что на сегодняшний день таможенные органы, в условиях динамично развивающегося рынка алкогольной продукции, являются основной государственной структурой по контролю импортной алкогольной продукции, отслеживанию и пресечению контрафактной алкогольной продукции и взиманию предусмотренных акцизных платежей в полном объеме.
Объект исследования – ввоз подакцизных алкогольных товаров на таможенную территорию Евразийского Экономического союза и Российской Федерации.
Предмет исследования – особенности таможенного контроля алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации и Е.
Целью работы является изучение мер государственного регулирования рынка алкогольной продукции и разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию таможенного контроля в исследуемой сфере.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы государственного регулирования рынка алкогольной продукции;
- раскрыть сущность, содержание и условия функционирования рынка алкогольной продукции;
-обобщить и уточнить содержание понятия государственное регулирование рынка алкогольной продукции;
-выявить и обобщить причины особого регулирующего воздействия государства на рынок алкогольной продукции;
-изучить действующую в разные периоды систему государственного регулирования рынка алкогольной продукции, ее результативность;
-раскрыть сущность, содержание и значение таможенно-тарифного регулировнаия рынка алкогольной продукции;
-разработать предложения и рекомендации по совершенствованию основных приоритетных направлений и мер государственного регулирования рынка алкогольной продукции в РФ;
-разработать и обосновать рекомендации по совершенствованию таможенного контроля в этой сфере.
егулированию и формированию спроса и структуры потребления алкогольной продукции.
ГЛАВА1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВВОЗА ЭТИЛОВОГО СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРТИТОРИЮ РФ
Алкогольная продукция всегда являлась особым товаром на рынке, к обороту которого предъявляются и особые требования. Одним из таких требований некоторое время являлось получение лицензии на ввоз алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции на территорию России. Однако на данный момент данное требование утратило силу. Разберемся подробнее – какие на настоящий момент действуют требования к импорту алкогольной продукции (ввозу алкоголя) и почему больше нет необходимости получать специальную лицензию на импорт?
В Российской Федерации регулирование производства и оборота алкогольной продукции установлено Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 г. №171-ФЗ[1].
Ранее данный закон содержал нормы статьи 21, которая носила название «особенности лицензирования экспорта и импорта алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции»[2]. На сегодняшний день указанная статья утратила свою силу.
Это означает, что законодатель отменил необходимость получения специальных разрешений для реализации данной внешнеэкономической деятельности.
Статья 18, устанавливающая перечень видов деятельности по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, на осуществление которых необходима лицензия, не перечисляет среди таких видов деятельности ввоз и вывоз указанной продукции с и на территорию Российской Федерации[3].
Кроме того, есть специальная норма, посвященная импорту и экспорту алкоголя. На данный момент особенности ввоза алкогольной продукции на территорию РФ регулируется статьей 13 упомянутого закона, которая указывает, что ввоз осуществляется в порядке, установленном законодательством о таможенном деле.
Ввоз алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в порядке, установленном законодательством о таможенном деле. Таким законодательством, в частности, является Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ» №289-ФЗ и Таможенный кодекс Евразийского союза от 01.01.2018 г. Такая законодательная ссылка означает, что ввоз алкогольной продукции осуществляется по общим таможенным правилам, однако, к самой продукции предъявляются требования по качеству, техническим условиям производства и обороту, предусмотренные специальным законом №171-ФЗ[4]. Что касается оборота алкогольной продукции, то здесь уже необходимо получение лицензии по каждому виду произведенной продукции (алкогольной, спиртосодержащей пищевой и спиртосодержащей непищевой). Стоит отметить, что согласно закону, оборот включает в себя и импорт, однако он не выделяется в качестве отдельного вида деятельности.
Какую процедуру необходимо пройти, чтобы осуществлять ввоз алкоголя (импорт алкогольной продукции).
Прежде всего, необходимо получение лицензии на оборот спиртосодержащей и алкогольной продукции (лицензия на деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной и спиртосодержащей продукции). Стоит обратить внимание, что лицензия на розничную продажу рассматриваемой продукции хотя и подразумевает закупку, но не включает в себя деятельность по импорту, поэтому получение данной лицензии не предоставляет права ввоза на территорию РФ алкогольной продукции.
Осуществлять деятельность по импорту алкогольной продукции могут организации, обладающие на законном основании складскими помещениями. Если импортируемая алкогольная продукция содержит этилового спирта более 15% объема готовой продукции, то осуществлять деятельность по обороту такой продукции могут организации с уставным капиталом не менее 10 млн. рублей. Если содержание этилового спирта менее 15% объема готовой продукции, то специальных требований к уставному капиталу организации, ввозящей алкоголь, не предъявляется. Кроме того, для получения лицензии необходимо оплатить государственную пошлину в размере 800 тысяч рублей. Лицензирующим органом является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Лицензия выдается сроком действия не более 5 лет с возможностью продления.
Непосредственно при импорте необходимо будет получить специальные и акцизные марки, для получения которых предоставляются установленные п. 2.1. статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 г. №171-ФЗ документы, в том числе, копия лицензии; и совершить необходимые таможенные процедуры в отношении маркированной продукции, после чего продукция будет выпущена в обращение.
Порядок совершения таможенных операций и таможенного контроля подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, определяется в зависимости от вида такого товара.
Кроме того, регулирование ввоза рассматриваемых объектов осуществляется на основе следующих нормативно-правовых актов:
В отношении алкогольной продукции:
а) Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
б) Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2018 № 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования";
в) Постановление Правительства РФ от 27.07.2018 № 775 "Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции";
г) Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 № 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками".
В отношении табачной продукции:
а) Постановление Правительства РФ от 20.02.2016 № 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции".
Кроме того, перемещение товаров, в том числе подакцизных, зависит от субъекта, перемещающего его. По-разному сформулированы правила перемещения подакцизных товаров физическими лицами для личного пользования и юридическими лицами в коммерческих целях.