Введение
Глава 1. Управленческие решения
1.1. Основные понятия и признаки принятия решения
1.2. Процесс принятия управленческих решений
1.3. Теории принятия решений, психологическая теория
Глава 2. Принятие управленческих решений на примере Федерального казначейства
2.1. Технология приема и реализации управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства
2.2. Контроль и мотивация управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства
Заключение
Библиографический список
Актуальность работы заключается в том, что ежедневно каждый человек принимает решения. Данный процесс является неотъемлемой частью нашей жизни. Одни решают, что приготовить на ужин, другие – куда отправиться в отпуск. Процесс принятия решений не всегда прост, ведь чтобы принять правильное решение нужно учитывать множество факторов, владеть информацией и понимать природу данного процесса. Принятие управленческих решений является еще более сложным процессом, ведь это основная часть любой управленческой деятельности, своего рода искусство, которым должен овладеть человек, отвечающий за принятия решений в той или иной организации.
Почему же именно управленческие решения являются наиболее сложным процессом? Так как именно от того, насколько верно будет принято управленческое решение, зависит деятельность организации в целом. Поэтому принятие решений – это, прежде всего, умение, которое приходит с опытом. При принятии решений необходимо брать во внимание все факторы, которые влияют на данный процесс. Одним из основных факторов является человеческое поведение при процессе принятия решений.
Цель исследования: познакомиться с процессом принятия решений, а также рассмотреть основные психологические теории человеческого поведения при принятии решений на примере Управления Федерального Казначейства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия и признаки принятия решения;
- изучить процесс принятия управленческих решений;
- проанализировать технологии приема и реализации управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства;
- охарактеризовать контроль и мотивация управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства.
Объект исследования: управленческие решения на примере решений Управления Федерального Казначейства.
Предмет исследования: факторы, а также теории, которые влияют на процесс принятия решений, такие как человеческое поведение на примере Управления Федерального Казначейства.
Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Управленческие решения
1.1. Основные понятия и признаки принятия решения
Каждая компания либо процветает, или наоборот, погибает, в результате решений, которые принимают ее менеджеры. Решения – это не всегда про успех. Зачастую они неопределенны и подвергают компанию определенным рискам, некоторые, могут привести к ее гибели.
Управленческое решение – это выбор альтернатив, который должен сделать руководитель, в процессе осуществления функций управления, направленный на решение определенных поставленных перед ним задач.
В управлении принятие решения – это систематизированный процесс. В первую очередь – это большая ответственность руководителя, ведь зачастую решение, которое он принимает влияет на его жизнь и жизнь, связанных с ним людей. Так как руководитель ежедневно выбирает направления не только для себя, но и для своей организации, а также для людей, которые в ней работают. Поэтому данный процесс должен быть правильно спланирован. Ведь каждое управленческое решение, которое принимается, может сильно повлиять на жизнь людей, работающих с данным руководителем. Например, сотрудник организации N опоздал на работу более, чем на 20 минут. Руководитель решает штрафовать ли данного работника или нет. В этот момент перед руководителем компании стоит выбор вариантов, каждый из которых в той или иной мере, влияет на жизнь его сотрудника. Именно поэтому каждое принятое решение – это огромная ответственность, которая ложится на плечи человека, который отвечает за принятия решений в организации[1].
Классификация управленческих решений. Управленческие решения можно классифицировать по различным признакам, например:
- По масштабам воздействия выделяют:
- общие и частные решения. Общие затрагивают систему в целом, а частные касаются отдельных конкретных вопросов.
- По времени действия:
- стратегические и оперативные. Стратегические решения предполагают составление и разработку плана, стратегии, что показывает длительность данного процесса. Оперативные решения, наоборот, предпринимаются быстрее, так как требуют принятия быстрых мер.
- По направлению воздействия:
- По числу лиц, принимающих те или иные решения:
- коллективные или индивидуальные. Индивидуальные принимают единолично. Коллективные принимаются в процессе коллективных обсуждений, посредством голосования всем коллективом.
- По сроку действия решений:
- долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.
- По способам принятия решений:
- интуитивные, рациональные и решения, основанные на суждениях. Интуитивные решения зачастую означают выбор, который был сделан на основе ощущения того, что он является верным, правильным. При интуитивных решения руководитель, как правило, взвешивает все «за» и «против». При интуитивном принятии решений, конечный результат не всегда может хорошо сказаться на организации, так как при такой классификации руководитель основывается только на своей интуиции. Рациональные решения – противоположность интуитивным, так как при таком принятии решений рассматриваются все аспекты и последствия действий. Решения, основанные на суждениях – это выбор, опирающийся на знания и опыт. Например, такая классификация используется, когда в прошлом руководитель уже сталкивался с подобной ситуацией и на основе прошлого опыта, он выбирает то решение, которое принесло ему успех в прошлом.
- По частоте повторяемости:
- выделяют типичные и творческие решения. Типичные решения принимаются в ситуациях, которые повторяются. Соответственно, если ситуация уже происходила и не раз, то был выработан определённый план действия, определённое стандартное решение, подходящее для данной ситуации. Творческие решения возникают в неординарных ситуация и требуют от руководителя творческого подхода к решению проблемы. При принятии таких решений проявляются специальные знания и опыт управленца.
- По сложности:
- решения могут быть запрограммированными и незапрограммированными. Запрограммированные решения – это те решения, которые повторяются и хорошо проработаны, то есть для их реализации существуют уже готовые процедуры. В качестве примера такого решения может быть: замена копировального устройства в офисе, возмещение транспортных расходов менеджерам или квалификационная оценка рабочего на конвейере. Незапрограммированные решения – те, которые плохо отработаны, новые к исполнению. Когда человек, принимающий решение в компании, не располагает готовой процедурой к принятию такого решения. Они используются, когда организации впервые сталкивается с какой-либо ситуацией и может не знать, как ее решить.
Как правило, незапрограммированные решения принимаются при стратегическом планировании, так как решение достаточно сложны[2]. Сложные незапрограммированные решения считаются в какой-то мере «опасными», так как недостаточно четко сформулированы и сами проблемы. Современные управленцы и организации достаточно часто принимают такие незапрограммированные, «опасные» решения, поскольку общая ситуация в бизнесе быстро меняется.
Стоит отметить, что существуют и другие подходы к классификации решений. Так как решение – это всегда выбор альтернатив, оно многообразно. Для руководителя классификация позволяет структурировать стоящие перед ним задачи, чтобы четко сформулировать и принять наиболее подходящее решение.
Существует ряд признаков, которых характеризуют управленческие решения. Выделяются такие признаки как:
- Целевая установка – простыми словами это определенная цель, которую хочет достигнуть управленец, и на которую он направляет все усилия для ее достижения.
- Наличие оснований для принятия решения – руководителю нужно убедиться, что у него имеется полная информация, подтверждающая обоснованность его решения.
- Ориентация на конкретный объект при принятии решения – управленческое решение должно быть всегда ориентировано на определенный объект воздействия.
- Непротиворечивость – принятое управленческое решение не должно противоречить другим решениям или сопутствующим элементам.
- Правильность решения – данный принцип означает, что решение должно быть принято в соответствии с нормами и правилами. Решения, которые противоречат общепринятым нормам и ценностям, не должны быть приняты.
- Уровень эффективности – одним из главных отличий управленческого решения от других, является его эффективность. Управленческое решений должно быть эффективным, иначе в нем не будет никакого смысла.
- Присутствие стратегии реализации решения – принятое решение должно быть сопряжено с алгоритмом понятных для сотрудника действий. Важно, чтобы каждый сотрудник знал свои обязанности для выполнения управленческих решений.
- Наличие компромиссов – не всегда принятое решения может учитывать интересы других людей. Руководитель должен избегать таких решений, которые противоречат интересам других сотрудников организации, либо совсем их ущемляют. При таком раскладе, руководителю необходимо выбрать наиболее эффективную альтернативу.
Необходимо учитывать и тот факт, что не все решения руководителя, являются управленческими. Важно уметь отличать управленческое решение от иного. В первую очередь, мы говорим, что управленческие решения – это те, что влияют на организацию и процессы, происходящие в ней.