Отечественное радиовещание имеет богатую и сложную историю.
12 октября 1924 года начались ежедневные передачи московской радиостанции имени АС. Попова (Сокольническая радиостанция).
23 ноября того же года открылись регулярные радиопрограммы станции имени Коминтерна. Существуют различные аргументы в защиту каждой из указанных дат как времени начала массового радиовещания. Первыми в истории отечественного радиовещания передачами, обращенными к массовой аудитории, правомерно считать вещательные программы вербального характера, выпускаемые в свет с 22 июня 1921 года регулярно и ежедневно (с 21 до 23 часов, за исключением ненастных дней). Они несли в себе контуры современной радиопрограммы, составленной как комплекс сообщений, разнохарактерных по содержанию и структуре [3, с.55].
Что касается изобретателей радио – A.C. Попова в России и Г. Маркони в Италии. Будучи первооткрывателями средства связи, никакого средства массовой информации и культуры они не изобрели. Этот факт никоим образом не умаляет исторического значения их технического открытия.
Уже в марте 1896 года A.C. Попов продемонстрировал свое открытие на практике, передав первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов: "Генрих Герц". Имя гениального физика, чьи работы легли в основу изобретения Попова, было передано на расстояние 250 м азбукой Морзе.
В историю радиовещания правомерно включить и опыты телефонии – системы передачи человеческой речи по проводам. Что же касается собственно радио, то еще много лет спустя после первого сеанса связи в эфире звучали только точки и тире азбуки Морзе.
Особенности первого периода радиовещания вытекают, прежде всего, из специфики тех задач, которые стояли перед принципиально новым средством массовой информации. В первую очередь эти задачи определялись реальными политическими, социальными и экономическими условиями жизни страны. Это развал экономики, отсутствие прочной и быстрой связи центра с районами республики, но более всего – поголовная неграмотность двух "правящих классов" – рабочих и крестьян, которым были обещаны неограниченные права и обязанности в управлении государством, а следовательно, и неограниченные возможности своего политического и культурного развития. В июне 1925 года при агитпропе ЦК партии была создана Радиокомиссия; она должна была осуществлять повседневное идейно-политическое руководство радиовещанием, координацию всей работы по использованию радио [1, с.32].
Актуальность работы заключается в том, что с момента изобретения радио этот вид связи и средство массовой информации непрерывно развивается и совершенствуется. Радиовещание давно стало атрибутом жизни современного человека. Миллионы слушателей в разных уголках планеты ежедневно приобщаются к мировой культуре, узнают последние новости, просто отдыхают, включив свои приемники. Аудитория радио поистине безгранична. Это, естественно, налагает особую ответственность на работников радиостанций, но, на мой взгляд, труд на радио, от этого становиться еще интереснее. Что касается особенностей работы, то я считаю, что на радио человек в большей степени является собой, нежели на экране телевизора. На радио контакт и возможность общения с людьми – гораздо более живой и непосредственный, там получается отклик моментальный. Радио дает иной уровень и качество общения, большую свободу, чем в кадре.
Целью данной курсовой работы является выявление основных аспектов деятельности радиожурналиста.
Задачи работы: предварительная подготовка к эфиру, общение, проанализировать особенности работы ведущего (ди - джея), конечно же, нельзя не сказать и об истории становления радио в России.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. РОССИЙСКАЯ РАДИОЖУРНАЛИСТИКА ПЕРИОДА ЗАРОЖДЕНИЯ: СПЕЦИФИКА ПЕРВЫХ ФОРМ
1.1 История радиовещания и радиожурналистики в России
В первое послеоктябрьское десятилетие ХХ века появились различные направления практического применения радио — как в техническом (радиоэлектроника, радиолокация и др.), так и в социально-культурном (радиопропаганда, радиожурналистика, радиоискусство и др.) отношениях. В свое время профессор В.Н. Ружников ввел в научный оборот понятие «радиослужба», определяя его как функционирующее радио, которое отвечало самым разным потребностям на тот момент нового общественного строя в Советской России — экономическим, социальным, политическим, гражданским, военным, внутренним и международным [2, с.85].
Указанное понятие предполагает радиосвязь как в узком значении данного слова (связь), так и в его более широком (информация и пропаганда с помощью радио). Кроме того, оно одновременно подчеркивает деятельный характер явления как такового, а также включенность радио в процессы функционирования общества.
Журналистика, которая основывалась на технических возможностях радио как средства информации, именно в структуре радиослужбы страны зарождалась и проходила свой путь становления — фазы ее развития (1). Радио, на начальном этапе служившее исключительно техническим средством связи, постепенно приобретало функции массовой пропаганды, агитации и организации граждан.
Организации по делам радио
Если общеимперской системы радиосвязи, единого органа управления радиосвязью в дореволюционной России не существовало, то уже в первые месяцы советской власти были заложены основы государственного руководства не только делом радиотехнического строительства, но и использования радио как средства информирования и просвещения масс (оно имело особое значение для работы среди малограмотного и неграмотного населения, для культурного развития деревни и развертывания пропаганды (особенно на Востоке). Это стало неотъемлемым принципом политики государства, в основе которой — идея централизации пропаганды.
В стране шла организация государственной радиотехнической сети. В апреле 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР (Совнарком, СНК) создал специальную комиссию для разработки плана развития радиотелеграфного дела. Во всех губерниях и многих уездных городах строились приемные радиотелеграфные станции. К лету 1918 года технические установки действовали в 75 пунктах республики в радиусе от тысячи до тысячи двухсот километров от Москвы [19. с. 11]. От Советского правительства на радиостанции были командированы комиссары.
Принятый Совнаркомом 19 июля 1918 года Декрет о централизации радиотехнического дела РСФСР стал заметным государственным документом, положившим начало созданию в области радио управленческих структур, которые занимались радиовещанием на протяжении всей его истории. Наиболее мощные радиостанции страны (Ходынская в Москве, Детскосельская под Петроградом, Тверская, Ташкентская, Кушкинская и Хабаровская), склады и крупные ремонтные мастерские, а также штатный персонал радиоспециалистов из военного и морского ведомств перешли в распоряжение Народного комиссариата почт и телеграфов (Наркомпочтель), созданного вместо ликвидированного Министерства почт и телеграфов [12. с. 58-61].
При Радиотелеграфном отделе Наркомпочтеля действовал Радиотехнический совет, в состав которого входили ответственные работники, назначавшиеся народным комиссаром. Нахождение радиотехники в ведении гражданского ведомства создавало материальные и юридические условия для использования радио в качестве средства широкой внутренней и внешней связи. Вопрос управления технической базой радиопропаганды имел государственную важность.
Кроме решения вопросов радиостроительства и радиотехники, процесс централизации затронул не менее важную задачу — создание централизованной информационной службы для обеспечения радиостанций новостным и пропагандистским материалом, создания текстов для радиопередач. Итак, имел ли место скоординированный, регулярный процесс сбора с помощью радио журналистской информации, подготовки, передачи и распространения сообщений? [4, с.23].
Вопросы согласования действий прессы и радиотелеграфа, централизации информации не раз стояли в повестке дня заседаний Совнаркома. Так, согласно решению СНК от 7 декабря 1917 года, все декреты надлежало передавать радиотелеграфом для более оперативной публикации на территории России. Как информационный орган при Совете народных комиссаров РСФСР Петроградское телеграфное агентство (ПТА) готовило материалы для газет, поставляло информацию для Советского правительства. Сотрудникам ПТА была поручена в первые годы советской власти подготовка сообщений для передачи по радио.
Структура станций, передававших информацию, еще не предусматривала журналистский, редакторский аппарат. Тексты готовились редакционными службами сначала в рамках Бюро печати в Москве и Петроградского телеграфного агентства. Отсюда они и поступали на радиостанции. Бюро печати направляло в основном официальные документы советской власти, ПТА снабжало Царскосельскую, Ходынскую и другие станции текущими новостями. В сентябре 1918 года на базе указанных организаций было создано Российское телеграфное агентство (РОСТА), ставшее центральным информационным органом страны, в котором велась подготовка базового материала для газет, журналов и радиостанций.
Радиосвязь с зарубежными странами обеспечивал отдел пропаганды Народного комиссариата иностранных дел. Последний вместе с Народным комиссариатом почт и телеграфов и РОСТА образовали в 1918 году своеобразный союз, в структурах которого формировались и действовали органы управления радиоделом (2), зарождались будущие организационные формы отечественной радиожурналистики.
Радиограммы как радиотелеграфные сообщения
Фразу о передаче «Всем! Всем!», сообщившей о победе большевиков: «голос матроса с "Авроры" возвестил миру...» — вписал в историю нашей страны в 1930-е гг. И.В. Сталин. Конечно, голоса не было — и речь могла идти в то время только об использовании в данных целях азбуки Морзе [14. С. 9—10]. В начальный период развития радио как средства оперативной массовой информации (1917—1919 гг.) радиограмма стала исторически первой универсальной формой зарождавшейся в Советской России радиожурналистики.
Радиоэфир первой четверти XX века заполнил магический звук «морзянки» — точек и тире. Однако известное ленинское «Всем! Всем!» слышали только специально обученные и допущенные к специальной аппаратуре, в основном, военные радисты, поскольку еще шла Первая мировая война. Передававшиеся одной радиостанцией и принимавшиеся другой в зашифрованной форме распоряжения советской власти носили служебный характер отчасти: остальные были рассчитаны на расшифровку и распечатку для «всех, всех» в виде листовок или газетных статей [4. с. 164].
Радиограмма — это переходная форма, которая уже не совпадала полностью с традиционными формами печатной информации, но еще не являлась полноценной формой устной, звучащей информации. Структура радиограммы, ее языковые и стилистические характеристики учитывали такие немаловажные факторы, как обращенность к широкой аудитории, массовое (иногда — слуховое) восприятие информации. Миллионами рабочих, крестьян и солдат радиограммы воспринимались на понятном, доступном и близком им языке.
С первых лет Советской власти радио выполняло функцию постоянного оповещения населения о важнейших событиях в стране и за рубежом в кратчайшие сроки на большой территории (газеты же публиковали материалы лишь на следующий день). В форме радиограмм передавались правительственные постановления, воззвания, приказы, обращения к Красной армии, народу, призывы к рабочим и крестьянам, декреты, директивы, инструкции, информация, сводки, объявления, тезисы, открытые письма. Радиограммой в равной мере могли быть и официальная служебная записка, и горячий призыв к действию. Материалы, составлявшие основное содержание радиотелеграфных передач, в некоторой степени явились своего рода пражанрами радиожурналистики.