Актуальность исследования. Государство было и остается важнейшим элементом политической системы общества. На него граждане возлагают надежды, особенно в периоды кризисов и негативных событий. С древних времен философы (например, Платон, Аристотель), юристы, экономисты и другие посвящали свои труды государству, исследуя его роль и значение в жизни человека.
В обществе с учетом оценки деятельности государства в лице его органов сложились различные представления о государстве. Процесс возникновения и становления социального государства (государства всеобщего благосостояния) имеет долгую и сложную историю. Он насчитывает несколько веков, но даже сегодня нет единства в понимании этого явления.
Концепция социального государства стала активно развиваться с 17 - 18 веков. Среди первых авторов можно назвать П. Гольбаха, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Г. Гегеля. Сторонники социального государства обосновывают необходимость его развития идеями гуманизма, справедливости, солидаризма (О. Конт, Э. Дюркгейм, Л. Дюги и др.). Непосредственно понятие «социальное государство» было введено в научный оборот немецким государствоведом Лоренцом фон Штейном в 1850 году. С его точки зрения, социальное государство «обязано способствовать экономическому и социальному прогрессу всех своих граждан, поскольку, в конце концов, развитие одного является условием развития другого, и именно в этом смысле следует понимать социальное государство ». Развитие социального государства в современных условиях становится важным, поскольку рост неравенства людей угрожает стабильности и стабильному развитию государства. В то же время социальное государство не является синонимом социалистического государства. В социальном государстве приветствуется активная позиция трудоспособных граждан, которые заботятся о своем благополучии, развитии своих способностей, профессионализма.
Актуальность темы исследования обусловлена значимостью проблем, связанных с функционированием социального государства и осуществления им своих функций, направленных на смягчение негативных последствий социального неравенства путем перераспределения материальных благ, защиту социальных прав человека, обеспечение стабильности в стране и согласия в обществе.
Объект исследования – социальное государство.
Предмет исследования – зависимость основных принципов существования и функционирования социального государства
Цель работы состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа проследить развитие концепции социального государства.
В связи с вышеизложенным задачами работы предполагается следующее:
- рассмотреть процесс возникновения и становления социального государства;
- изучить основные признаки и функции социального государства;
- охарактеризовать критерии оценки развития социального государства;
- проанализировать проблемы и основные направления формирования социального государства в России.
Структура работы предопределена целями и задачами и состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Сущность, цели и основные концепии социального государства
1.1.Возникновение и становление социального государства
Социальное государство - это политическая система, система социальных гарантий и уровень достойной жизни граждан в широком диапазоне: работа, жилье, медицинское обслуживание, образование, пенсии и т.д.
Возникновение и социальное развитие государств в целом - это сложный и длительный процесс, как и формирование гражданского общества.
На современном этапе развития общества сложились три основных его уровня[1]:
1 Научный уровень - на котором социальное государство изучается и рассматривается как идея, и анализируется с точки зрения различных концепций.
2 Нормативный уровень - на котором данный тип государства рассматривается как конституционный принцип, который закреплен в Основных законах все возрастающего числа стран.
3 Эмпирический уровень - на котором реализуется реальная практика деятельности государственных структур, направленная на решение существующих социальных проблем общества и составляющих его социальных групп.
По мнению Х. Байера, «современное социальное государство - это централизованно управляемая забота об обеспечении всех граждан во всех жизненных положениях, которая раскрывается как первейшее проявление современной демократии, при том, что социальная справедливость основывается на экономическом либерализме»[2].
С точки зрения древних мыслителей, важной фукнцией государства является регулирование общественных отношений, в том числе обеспечение общего благосостояния всех граждан. Понятие «социальное государство» впервые было выдвинуто в середине ХIХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815 - 1890), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве»[3].
Социальное государство по Штейну, должно не только узаконить и охранять господствующий класс, но и сознательно служить интересам народа. Идея социальной государственности, сформировавшаяся в конце XIX - начале XX вв. как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда все острее стало проявляться противоречие между двумя важнейшими принципами — принципом свободы и принципом реального равенства, является очередной ступенью эволюционного развития государственности. Л. фон Штайну принадлежит ряд принципиальных положений, ставших основой нового понимания государства[4].
Первая треть XX в. ознаменовалась принятием социальных законов и инкорпорированием в политику многих стран принципов социального государства. По сравнению с предшествующим периодом государство взяло на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечило доступность социальной поддержки всем членам общества, создало государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, ввело бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, стало доминирующим субъектом социальных функций в обществе.
Приобретение социальным государством правового обоснования стало вехой в развитии представлений о государстве и его социальной сущности. Понятия справедливости, равенства, солидарности, прав и обязанностей личности и общества получили формальное закрепление, став основой дальнейшей эволюции государственных социальных функций[5].
Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл так называемый «План Бевериджа», представленный в конце 1942 г. британскому парламенту председателем одного из его комитетов Уильямом Бевериджем и начавший осуществляться лейбористским правительством с 1945 г. План рассматривался его автором как часть «всеохватывающей политики социального прогресса» и предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширение социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого хватало бы на скромное поддержание жизни. Ядром плана была тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. Предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль заработной платы и цен, постепенное устранение частной собственности на средства производства и другие меры. План Бевериджа был использован в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспечения Швеции, являющейся лучшей в Европе, послужил моделью при обсуждении вопросов социально-политического развития и в послевоенной Германии. После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства - его возведение в конституционный принцип, его интерпретация как особого типа государства. Впервые социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в статье 20 Конституции ФРГ 1949 года, провозгласившей Германию «демократическим и социальным федеративным государством»[6]. Согласно ст.1 Конституции Пятой республики 1958 года, «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой»[7]. С переходом (после Второй мировой войны) ряда государств к практическому воплощению идей социального государства содержание исследуемого понятия обогащается, исследователи рассматривают его как государство, в котором каждый имеет возможность обрести достойные условия жизни. Поиск такого баланса, который позволил бы сочетать непрерывный рост народного богатства, развитие производства с расширением социальной функции.