ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОВЕДЕНИЯ ДО САМОУБИЙСТВА
1.1. История развития законодательства: от самоубийства к доведению до самоубийства
1.2. Социально-правовая характеристика самоубийства и доведения до самоубийства
ГЛАВА 2 ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОБУЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
2.1 Способы доведения до самоубийства, склонения к совершению самоубийства и содействия совершению самоубийства
2.2 Доведение до самоубийства, склонение к совершению самоубийства и содействие совершению самоубийства, совершенные в отношении несовершеннолетнего
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Конституция РФ в ст.2 относит признание, соблюдение и защиту прав человека и гражданина к важнейшим обязанностям государства. Права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (ст. 18. Конституции РФ), а также «основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства».
На одном из первых мест по значимости среди совокупности прав и свобод определяющих правовой статус гражданина в государстве, находится право человека на жизнь[1]. Подобная значимость права человека на жизнь и то, что жизнь является высшей социальной ценностью, охраняемой законом, ставит на одно из первых мест перед органами власти и управления задачу по ее защите. В деле обеспечения выполнения этой задачи, в правовой базе на которую оно опирается, не последнею роль играет уголовное законодательство. В частности, Уголовный кодекс РФ содержит ряд норм, охраняющих право человека на жизнь. В их числе и доведение до самоубийства. Доведение до самоубийства представляет значительную общественную опасность. Оно характеризуется не только тем, что представляет собой посягательство на естественное неотъемлемое право человека - право на жизнь, но и исключительным цинизмом, коварством, безнравственностью и направленностью против гуманистических начал во взаимоотношениях между людьми. Ситуация осложняется еще и тем, что данные официальной статистики (а их регистрируется не более 60 в год) не отражают реального состояния криминальных суицидов. Доведение до самоубийства носит глубоко латентный характер, который обусловлен юридико-техническим несовершенством ст. 110 УК РФ, а также сложностью и неоднозначностью определения криминального характера самоубийства и разграничения доведения до самоубийства (ст. 110 УК РФ) и убийства (ст. 105).
В связи с этим, важное практическое значение в практике борьбы спреступностью имеет приведение законодательства об ответственности за доведение до самоубийства в соответствие с действительностью, складывающейся на данный момент в России[2]. Проблема и степень ее научной разработанности. Вопросам, сопряженным с уголовно-правовой характеристикой и квалификацией действий, доведших потерпевшего до самоубийства, посвящены работы таких русских и зарубежных ученых, как Ч. Беккария, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, A.B. Кистяковский, Г.Е. Колоколов, А.Ф. Кони, Ж.П. Марат, В.Д. Набоков, A.A. Пионтковский, C.B. Познышев,
Уголовно-правовой аспект противодействия доведению до самоубийства нашел свое отражение в работах и таких авторов как: Ю.А. Дмитриев, А.Н. Калинин, О.С. Капинус, А.Н. Красиков, Н.Е. Крылова, Д. Лопаткин, Н.Лысак, К.В. Маляев, Р.Б. Осокин, H.A. Сафонова, И.С. Семенов, Э.Х. Тарасова, Ю.А[3].
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, подвергшиеся посягательству при совершении
доведения потерпевшего до самоубийства или до покушения на самоубийство.
Предметом исследования являются состояние уголовного законодательства, данные следственной и судебной практики о доведении до
самоубийства, теоретические воззрения и научные разработки по исследуемой проблеме.
Целью представленной работы является исследование и дальнейшая разработкатеоретических и методологических положений, касающихся проблем уголовной ответственности и наказания доведения до самоубийства, разработка на этой основе предложений по совершенствованию нормы уголовного законодательства, предусматривающей ответственность за доведение досамоубийства, и практики ее применения.
Для достижения этой цели потребовалось решить следующие
взаимосвязанные задачи:
- изучение особенностей развития российского уголовного законодательства об ответственности за доведение до самоубийства;
- анализ социально-правовой обусловленности и общественной опасности доведения до самоубийства;
- исследование объективных признаков состава доведения до самоубийства;
- рассмотрение субъективных признаков состава доведения до самоубийства;
- анализ способов совершения доведения до самоубийства, а также склонения к совершению самоубийства и содействия совершению самоубийства[4].
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОВЕДЕНИЯ ДО САМОУБИЙСТВА
1.1. История развития законодательства: от самоубийства к доведению до самоубийства
В ходе исторического развития, проблему самоубийства решали в началес технологических, позже с философских, и нравственных позиций. На протяжении человеческой истории, в зависимости от соответствующего этапа формирования общества и преобладавших в нем социальных, идеологических и этнокультурных представлений, взгляды на сущность добровольного ухода человека из жизни существенно менялись, как иего моральная оценка (грех, преступление, норма, героизм)[5]. С глубокой древности, отношение к суициду, его причины и технология тесным образом
были связаны с тем, как - то или иное общество, социальная группа, этническая общность или культура той или иной нации, воспринимали понятие смерти.
Анализ проблем суицидального поведения, позволяет заметить, что ясно прослеживаются различные оценки - от осуждения до признания самоубийства как достойного способа ухода из жизни. Именно поэтому анализ отношения права к самоубийству невозможен без обращения к историческим аспектам данного вопроса, тем более, что появляющееся в современных исследованиях концепция «права на смерть» имеет давние корни[6].
В философии буддизма (а он, как известно, существует в двух вариантах:Махаяны или ламаизм (распространенной на Тибете, среди бурят и монголов) и Хинаяны («малой колесницы» - преобладающей в Китае, Японии и других странах Южной Азии)) - суть суицида состоит в вере в бесконечность перерождений («сансару»).
В древней Европе (у датчан, готов) этот ритуал сохранился вплоть до христианской веры. На острове Кеос во времена античности старики украшали головы венками и устраивали веселый праздник, в конце которого пилия довитый напиток цикуту. Подобные традиции весьма тесно связаны и с уровнем экономического развития того или иного общества[7].
Римский философ Сенека призывал: «Думай об одном, готовься к одному: встретить смерть, а если подскажут обстоятельства, и приблизить ее.
Ведь нет никакой границы, она ли к нам придет, мы ли к ней. Внуши себе, что лжет общий голос невежд, утверждающих, будто «самое лучшее – умереть своей смертью». Чужой смертью никто не умирает. И подумай еще вот о чем: никто не умирает не в свой срок. Своего времени ты не потеряешь: ведь что ты оставляешь после себя, не твое». В «Нравственных письмах к Луцилию» Сенека пишет: «Ведь дело в том, что продлевать - жизнь или смерть. Но если тело не годится для своей службы, то почему - бы не вывести на волю измученную душу? И может быть, это следует сделать немного раньше должного, чтобы в должный срок не оказаться бессильным это сделать. И поскольку жалкая жизнь куда страшнее скорой смерти, глуп тот, кто не отказывается от короткой отсрочки, чтобы этой ценой откупиться от большей опасности...».
Совершенно другой подход просматривается в постулатах, которые были провозглашены Гиппократом: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла»[8]. Как свидетельствует история, в Христианстве четкое отношение к суицидам сформировалось не сразу. В Евангелии о них сказано лишь косвенно при упоминании о смерти Иуды Искариота. Сегодня мусульманские страны характеризуются самым низким числом самоубийств на душу населения в мире «Если кто-либо убьет человека не в отместку за (убийство) другого человека и (не в отместку) за насилие на земле, то это приравнивается к убийству всех людей». В Коране также говорится: «...не убивайте живых существ, которые запретил убивать Аллах, за исключением тех случаев, когда у вас (на это) есть право» (6:151) и «Не убивайте человека, кроме как по праву, ведь это запретил Аллах» (17:33). Шариат вникает в мельчайшие детали, определяя случаи, в которых убийство человека в военное или мирное время не считается преступлением (как объект уголовного права), с детальными предпосылками и предостережениями минимизировать вероятность такого события. В силу этого мусульманские теологи рассматривают акт помощи умереть кому бы то ни было как форму убийства. Наряду с традиционными причинами самоубийств (систематические унижения, причинение физической боли и страданий, нахождение в неблагополучной среде и т.д.) появляются и новые - склонение покончить жизнь самоубийством через Интернет. Так, в 2015 году в Белгородской области несколько подростков покончили жизнь самоубийством после посещения электронных сетей. На специальных сайтах и в группах в социальных сетях существует легенда, согласно которой есть некое место в Интернете, называемое «тихий дом», находящееся на более «дальних уровнях», где человека ждет покой. Попасть туда можно, если совершить суицид. Впервые широко о проблеме пропаганды совершения суицидов в Интернете заговорили в средствах массовой информации в конце 2015 года. Тогда специалисты Лиги безопасного Интернета заметили, что в социальных сетях (преимущественно в «ВКонтакте») резко активизировалось несколько сотен сообществ суицидальной направленности, в которых размещались видеозаписи со сценами подростковых самоубийств с героизацией погибших детей, подробно описывались способы их совершения, самоубийство преподносилось как способ освободиться от всех проблем, стать известным и популярным. Вступить в них мог любой желающий. Число подписчиков в некоторых группах достигало 10 - 12 тыс. человек.
В 2015 году проводилось исследование активности суицидальных групп в социальных сетях, в котором принимали участие специалисты Лаборатории Касперского и других ведущих профильных организаций. В результате было установлено, что весь информационный ресурс, который размещался в суицидальных группах самой популярной в России социальной сети «ВКонтакте» с ежемесячным пребыванием в ней около 45 млн человек молодого возраста, изготавливался в Швеции и Германии[9]. О «группах смерти» стало широко известно в 2016 году, после публикации «Новой газеты», где издание рассказало о закрытых группах «ВКонтакте», в которых подростков призывали к суицидам[10].