Актуальной курсовой работы заключается в том, что Одним из важнейших аспектов экономической безопасности Российского государства является обеспечение защиты прав и законных интересов добросовестных участников рыночных отношений - производителей и потребителей товаров и услуг. Тенденции развития преступности на территории Российской Федерации выражаются помимо прочего в увеличении количества преступлений, совершаемых на потребительском рынке, которые представляют серьезную угрозу безопасности личности, общества и государства.
Посягательства, связанные с ограничением свободной конкуренции, могли возникнуть только при формировании укладов рыночной экономики. Иные посягательства трансформировались из преступлений, ранее мало характерных для потребительского рынка [11, с. 70].
Происходящие перемены привели к криминализации многих посягательств в сфере потребительского рынка, а также к их дифференциации.
Являясь одной из наиболее прибыльных и динамически развивающихся отраслей, потребительский рынок отличается явным преобладанием частной собственности, возрастанием конкуренции, низкой прозрачностью, значительной долей теневого сектора, отсутствием достоверной и надежной статистики, как по отдельным сегментам, так и в целом, что создает благополучные условия латентности экономических и налоговых преступлений. Повсеместными следует признать нарушения, связанные с обманом потребителей, незаконным использованием товарных знаков, осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации, нарушением правил привлечения и использования иностранных работников, уклонения от налогообложения и многих других.
Незаконное предпринимательство является одним из многих явлений, негативно влияющих на развитие экономических отношений в нашей стране. Кредитно-финансовая сфера, исключительно важная для обеспечения нормального функционирования всего хозяйственного комплекса страны и составляющая сердцевину реформируемой экономики, оказалась одним из наиболее слабых и уязвимых мест для криминальных посягательств. Криминальные посягательства отличаются значительным разнообразием, особой изощренностью, высокоинтеллектуальным характером, активной адаптацией преступников к новым формам и методам банковской деятельности.
О масштабах экономической преступности свидетельствуют данные статистики Министерства внутренних дел РФ, согласно которым число преступлений экономической направленности в январе - ноябре 2010 года составило 275,2 тыс. преступлений. Материальный ущерб от указанных преступлений составил 141,19 млрд. руб.
Преступления наносят существенный ущерб экономике государства. В результате замедляется выполнение социальных государственных программ, таких, как: повышение пенсий и пособий, развитие системы здравоохранения, увеличение заработной платы учителям и медицинским работникам и многих других [17, с. 70].
Поэтому обеспечение защищенности этой сферы от криминальных проявлений приобретает важное не только правоохранительное, но и социально-политическое значение.
Цель курсовой работы – исследование института незаконного предпринимательства на основе научного анализа уголовно-правовых норм действующего уголовного законодательства и научных публикаций по данной проблеме.
Задачи работы:
раскрыть основные понятия и признаки незаконного предпринимательства;
рассмотреть историю развития Уголовного законодательства о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности;
выявить квалификацию незаконного предпринимательства, а также объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
рассмотреть назначение наказания за незаконное предпринимательство по уголовному законодательству РФ.
ГЛАВА 1. НЕЗАКОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
1.1 Понятие и признаки незаконного предпринимательства
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [5, с. 23].
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ под предпринимательством понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса РФ незаконным предпринимательством признаются следующие деяния:
осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации;
осуществление предпринимательской деятельности с представлением в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения;
осуществление предпринимательской деятельности без обязательного специального разрешения (лицензии)
осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.
Речь идет о фактически разрешенной предпринимательской деятельности, а не о запрещенных ее видах либо требующих специального разрешения (например, производство оружия и наркотических средств, которые изъяты из свободного гражданского оборота).
Нормы ст. 171 являются бланкетными, что предусматривает порядок регистрации и лицензирования хозяйствующих субъектов, определенный иными нормативными актами, а именно, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей » и Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно действующим нормам регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем внесения уполномоченным органом исполнительной власти (в настоящее время это Федеральная налоговая служба РФ) в государственный реестр сведений о создании юридического лица.
В вышеуказанном Постановлении Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре для юридических лиц или Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя [2, с. 77].
Для государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляют следующие документы:
1) заявление по установленной законодательством форме, подписанное уполномоченным от создаваемой организации лицом, подпись которого удостоверяется нотариусом;
2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
3)учредительные документы (подлинники или копии, засвидетельствованные в нотариальном порядке);
4) если учредителем (или одним из учредителей) является юридическое лицо зарубежного государства - выписка из реестра юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица;
5) документ об уплате государственной пошлины.
Пленум Верховного Суда РФ в вышеуказанном Постановлении разъяснил, что под занятием предпринимательской деятельностью с нарушением правил регистрации понимается ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, являющиеся основанием для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, иные данные либо сведения, необходимые для регистрации, либо регистрация была произведена вопреки имеющимся запретам) [19 с. 83].
Под лицензией понимается специальное разрешение, выдаваемое на право занятия определенными видами предпринимательской деятельности. Законодательство определяет виды деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию. К лицензионным видам деятельности относятся такие виды, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, а также культурному наследию народов России и регулирование которых не может осуществляться иными мерами, кроме как лицензированием. Так, например, обязательному лицензированию подлежат аудиторская, медицинская, ветеринарная, образовательная деятельность, производство табачных изделий, перевозка пассажиров на воздушном транспорте, розничная продажа алкогольной продукции и т.д. Лицензия выдается на срок не менее пяти лет.
Указанные деяния признаются уголовно наказуемыми в случае, если вследствие их совершения причинен крупный ущерб гражданам, организациям, государству и они сопряжены с получением дохода в крупном размере [14 с. 75 ].
Обязательными наиболее общими признаками преступления выступают:
а) общественная опасность как главное, материальное свойство преступления;
б) уголовная противоправность, являющаяся юридическим выражением общественной опасности;
в) виновность;
г) наказуемость.
Отсутствие хотя бы одного из этих глобальных признаков, равно как и структурных элементов, из которых складывается преступное посягательство, исключает признание деяния лица преступлением.
Рассмотрим обязательные признаки преступления применительно к незаконной предпринимательской деятельности
Уголовная противоправность и общественная опасность являются основными и взаимосвязанными признаками преступления. Преступлением признается только такое деяние, которое предусмотрено уголовным законом. Уголовная противоправность отражает именно такую степень общественной опасности, которая придает деянию характер тяжкого посягательства - преступления. Лишь при совершении преступления возможно применение наиболее суровой формы государственного принуждения - уголовного наказания.
При отсутствии государственной регистрации самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, является предпринимательской, но только государственная регистрация придает ей законный статус.
Предпринимательская деятельность должна осуществляться на основе прозрачности, добросовестности, что подразумевает ее открытый характер и возможность получения информации о любом юридическом лице и индивидуальном предпринимателе как их контрагентами, так и органами, осуществляющими контроль за их деятельностью. Незарегистрированные предприниматели не становятся на учет в налоговые органы и не производят соответствующие отчисления в бюджет, что отрицательно сказывается на благосостоянии всего общества в целом. [5 с. 73].
Предпринимательская деятельность, осуществляемая без лицензии, чревата выпуском продукции и товаров, оказанием услуг, не соответствующих требованиям безопасности, низкого качества, произведенных с нарушением необходимых технологических процессов, что может существенным образом нарушить интересы потребителей. Появление организаций без регистрации приводит к возникновению теневого сектора экономики.
Кроме того, предпринимательская деятельность, осуществляемая помимо государственного контроля, способна в ряде случаев причинить вред здоровью граждан, интересам общественной нравственности, обороны страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации6.