Введение
Глава 1. Понятие, сущность, функции и виды аргументации в журналистике
1.1. Понятие, сущность, структура и логические требования к аргументации
1.2. Виды и способы аргументации в журналистике
1.3. Специфические черты аргументации в средствах массовой информации
Глава 2. Основные модели аргументации в современных медиатекстах
2.1. Основные модели аргументации в медиатекстах
2.2. Проблемы практики аргументации в рамках разных моделей медиатекстов
2.3. Особенности аргументации в публикациях деловых изданий (на примере газеты «Коммерсант»)
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность темы исследования. Исследователи современных массовых коммуникаций указывают на возрастание интереса аудитории к журналистике мнений, на возможность грядущего ренессанса качественных СМИ. Ядром же качественной журналистики выступает аналитика, публицистика, предполагающие доказательную интерпретацию свершающихся в обществе событий, процессов, ситуаций. Соответственно, должно возрастать мастерство журналистов, их умение обосновывать те или иные положения, идеи, убеждать аудиторию в их правильности, достоверности. Иначе говоря, как и любым публичным деятелям, им необходимо, владеть искусством аргументации (доказательного рассуждения), знать ее особенности и возможности.
Аргументация в журналистике обладает рядом характерных черт, в известной степени, отличающих ее, например, от аргументации в науке. Важной стороной журналистской аргументации можно считать то, что целью ее является не поиск истины как таковой, объективной истины (что присуще научной аргументации), а поиск истины в пределах позиции автора. То есть, журналист обычно принимает во внимание прежде всего то, что подтверждает эту позицию, ищет истину лишь в ее в границах, а то, что с ней не согласуется, часто отбрасывает, как, якобы, ложное.
Изначальный, «от природы» присущий журналистике характер аргументации, обоснования выдвигаемых тезисных положений, отражающий ее нацеленность не на поиск некой объективной истины, а на подтверждение позиции автора, которую он считает истинной, учитывается и законодательством, в связи с чем, в ст. 49 Закона о СМИ указано, что автор журналистского выступления обязан «проверять достоверность сообщаемой им информации», но не написано, что он «должен доказать» ее достоверность. В юридическом отношении данные формулировки обладают значительным различием. Именно оно дает журналисту возможность рассчитывать на снисходительность со стороны закона, в том случае, если он применял для оправдания своей позиции, принятой им в качестве истинной, те или иные аргументы, которые ему представляются достоверными (например потому, что были взяты из «достоверных источников»), но достичь полной объективности информации не смог, что связано, кроме всего прочего, с ограниченными познавательными возможностями человека.
На наш взгляд, рассуждение об особенностях и возможностях аргументации в журналистике может быть наиболее продуктивным, если оно проводится на уровне медиатекстов. Причем, у нас речь идет не об информационно-новостных текстах (они, разумеется, тоже относятся к медиатекстам, но в них доказательное рассуждение «не предусмотрено»), а о текстах аналитических, публицистических, интерпретирующих отображаемую действительность.
Итак, все вышесказанное определяется постанову цели настоящего исследования, которая состоит в изучении особенностей аргументации в журналистике и ее логической определенности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- рассмотреть понятие и сущность аргументации в журналистике, её задачи и структуру;
- проанализировать виды и способы аргументации в журналистике;
- определить специфические черты аргументации в средствах массовой информации;
- выявить основные модели аргументации в медиатекстах;
- исследовать проблемы практики аргументации в рамках разных моделей в медиатекстах;
- изучить особенности аргументации в публикациях деловых изданий (на примере газеты «Коммерсант»).
Методологическую основу исследования составляют общенаучный метод познания, базирующийся на системном изучении объекта исследования в сочетании с частнонаучными методами, использованием законов формальной логики, методов исторического, доктринального и сравнительного исследования, научного анализа и синтеза теоретических концепций и практики правоприменения.
Теоретическая основа исследования. Проблемами аргументации занимается философия, логика, психология. Исследованиями А.А. Ивина, А.П. Алексеева, Г.И. Рузавина, А.Д. Беловой и др. разработана целая теория аргументации. Между тем, особенности использования аргументов в лингвистике и журналистике практически не исследованы. Можно выделить лишь некоторые работы А.Н. Баранова, А.Д. Беловой, Е.В. Клюева.
Структура курсовой работы определена целью и основными задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя по три параграфа каждая, заключения, списка использованной литературы.