Введение
Глава 1. Опека и попечительство: генезис, понятие, цели и формы
1.1 История возникновения института опеки и попечительства
1.2 Понятие и цели опеки и попечительства
1.3 Формы опеки и попечительства
Глава 2. Основания и порядок установления опеки и попечительства. Деятельность органов опеки и попечительства
2.1 Основания и порядок установления опеки и попечительства
2.2 Правовые основания деятельности органов опеки и попечительства в РФ, их полномочия
Заключение
Список использованных источников
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике в сфере опеки и попечительства, а также сформулировать конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства опеки и попечительства.
Задачи исследования:
1) изучить историю возникновения института опеки и попечительства;
2) определить понятие, цели и формы опеки и попечительства;
3) выявить основания и порядок установления опеки и попечительства;
4) рассмотреть правовые основания деятельности органов опеки и попечительства в РФ, их полномочия.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Опека и попечительство: генезис, понятие, цели и формы
1.1 История возникновения института опеки и попечительства
В любом обществе существуют лица, которые не имеют достаточной зрелости или разумения для самостоятельного выполнения жизненной деятельности, такая группа лиц именуется недееспособными. Недееспособными признаются безумные и несовершеннолетние, а также по старым воззрениям еще женщины и расточители.
По старому праву все эти лица находятся под властью и охраной своего домовладыки и не имеют никакого права на наследство. Но если эти лица являются самовластными и не имеют естественной семейной охраны, то тогда у права возникает вопрос о возникновении суррогатной семейной охраны, которую необходимо предоставить лицу для организации искусственной защиты.
Опека и попечительство предназначены как раз таки для решения таких вопросов. Институт опеки и попечительства имеет длинную историю, которая изменяла и дополняла эту отрасль, в итоге резко изменив ее характер. В древнее время ответственность над дееспособными ложилась на ближайших родственников, так как в то время родовые связи были сильны, но главным интересом ближних была не забота и опека над недееспособным, а присвоение имущества[1].
В интересах родственников было сохранить наследство, которое должно было перейти к ним законным образом, и во избежание растраты и расхищения малолетним или безумным, они брали ситуацию под свой контроль. Из этого следует, что опека представляла собой предварительную защиту предполагаемого наследства. Такое построение опеки отражает в себе основную идею древней опеки.
В те времена наследование передавалось порядком агнатического родства, то есть ближайший агнат и являлся наследником. Следовательно, это же лицо и являлось законным опекуном. Таков был закон об опеке[2].
Закон XII таблиц заставил изменить взгляд на опекунство и предоставил возможность домовладыке самому назначать опекуна для своих малолетних или слабоумных детей в завещании. Так появился закон об опеке по завещанию.
В этом случае могут быть расхождения с ближайшим наследником и назначаемым опекуном, также завещатель в таком договоре мог лишить права своего законного наследника на предполагаемое наследство или права опеки. В древнейшее время опека была скорее правом, чем обязанностью опекуна, она наделяла его властным положением по отношению к опекаемому и его имуществу. Опекун был подобно домовладыке. Таким образом, Ливий прозвал опеку над женщинами «Manus». Постепенно опека превратилась в обязанность и заботу, а права опекуна были лишь средством для выполнения обязанностей и изменились коренным образом. Общей задачей стало не охранение своих будущих прав, а забота о чужих правах. Новая опека стала заключать в себе мысль о заботе тех лиц, которые не могут заботиться о себе сами, и это стало обязанностью государства. Постепенно государство стало усиливать контроль над деятельностью опекунов. В определенных случаях опекунам приходилось брать разрешение для выполнения каких-либо действий у властей.
И если ранее опека была правом, от которого можно отказаться, то теперь это стало обязанностью, освободиться от которой можно было только при условии уважительных причин. Что касается отечественного права, то долгое время существовало только такое понятие, как «опека», что означало «организация искусственной власти над семьей, в которой остались малолетние дети», которые заменяли им родителей. В римском праве опека (tutela) и попечительство (cura) значительно различались.
Опека длилась до совершеннолетия подопечного, а попечительство от совершеннолетия – до 25 лет. В. Хвостов отметил, что различие в полномочиях опекуна и попечителя были не велики, а лишь в способе участия совершения сделок подопечного. В некоторых странах такие понятия, как опека и попечительство, отождествлялись, и опека длилась до совершеннолетия, а в Древней Греции, например, опека длилась до 18 лет, после чего всякая забота о подопечном прекращалась. Свое начало о разграничении опеки и попечительства в России было внесено екатерининским Учреждением о губерниях (1775 г.). Оно предполагало окончание опеки в 14-летнем возрасте, после достижения этого возраста опекаемый мог просить о назначении себе попечителя. В 17 лет наступало совершеннолетие и право на управление имением, но с ограничением права залога и продажи (т.е любые действия, кроме отчуждения) недвижимого имущества без согласия попечителя до достижения 21 года. Надежды на систематизацию правил об опеке и попечительстве появились лишь в конце 19 века, когда появилась необходимость в принятии Гражданского Уложения. Был создан специальный проект устава об опеках и попечительствах, куда были внесены соответствующие нормы. В него входило 5 разделов, которые в основном включали в себя положения материально-правового характера. Длительное обсуждение таких положений ни к чему не привело, кроме того, было отложено принятие устава из-за того, что в 1882 г. была создана высочайше учрежденная Редакционная Комиссия по составлению Гражданского Уложения. Разработчики устава столкнулись со сложностью в распределении правил устава, они должны найти себе место, одни – в гражданском судопроизводстве, другие – в гражданском уложении[3].