Введение
Глава 1. Особенности становления уголовной ответственности и уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа
1.1 Становление уголовной ответственности за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
1.2 Уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа
Глава 2. Проблемы квалификации и отграничение преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ от смежных составов преступления
2.1 Вопросы отграничения посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа от смежных составов преступлений
2.2 Проблемные вопросы квалификации посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов
Заключение
Список использованных источников
Актуальной проблемой остается обеспечение безопасности самого сотрудника правоохранительного органа при исполнении им своих служебных и должностных обязанностей.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые складываются в области уголовно – правового противодействия, связанные с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
Предмет исследования – уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, а также исторический аспект возникновения и развития российского законодательства, в нормах которого предусмотрена ответственность за посягательство на жизнь сотрудника полиции.
Цель данной работы – комплексный анализ природы состава преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, исследование уголовной ответственности за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть особенности становления и уголовно-правовую характеристику состава преступления: определить объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.
2) рассмотреть проблемные вопросы, связанные с квалификацией рассматриваемой категории преступления, а также признаки, которые способствуют отграничению его от иных схожих составов преступления.
К методологической основе исследования относятся современные положения диалектики, которые используются в сочетании с общенаучными методами (системный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному и др.), специальными и частными методами, такими как историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие.
Нормативная база исследования – уголовное законодательство Российской Федерации. Теоретическая основа исследования включает в себя работы таких авторов, как Л.В. Горбунова, О.В. Мясников, Л.Л. Кругликов, Г.К. Буранов и др.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Особенности становления уголовной ответственности и уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа
1.1 Становление уголовной ответственности за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
Становление российского государства и его права началось более одного тысячелетия назад. На своем историческом пути развития Россия столкнулась с различными трудностями и сложными задачами, которые предстояло преодолеть. При этом необходимо было находить оптимальные способы решения той или иной проблемы. Одной из таких проблем явилось обеспечение правопорядка на занимаемой государством территории среди его населения. Определенным методом разрешения данной задачи стало развитие и совершенствование как правоохранительных структур, так и законодательства, в том числе уголовного. Деятельность правоохранительных органов – одна из наиболее важных, в виду того, что на нее возлагается охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Беспрепятственная их работа является залогом стабильного существования и эволюции государства и общества. Охрана жизни сотрудника правоохранительного органа уголовно-правовыми нормами позволяет без помех выполнять все те функции, которые на него возложены. В связи с этим в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) введена ст. 317, которая установила уголовную ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Но до момента принятия данной уголовно-правовой нормы потребовалось значительное время для реформирования права в России.
В Древнерусском государстве в начале X века начинают происходить активные процессы по кодификации права в виду того, что нормы обычного права перестают удовлетворять потребностям общества вследствие его постоянного развития.
Преобразовательная деятельность привела к появлению в XI в. одного из источников права России – Русской Правды. В нее были включены нормы процессуального права, уголовного права, торгового права, наследственного права. Из числа уголовно-правовых норм следует выделить те, которые устанавливают ответственность за убийство княжеских слуг. Так, в ст. 19–21 Краткой редакции Русской Правды устанавливалась ответственность за убийство «огнищанина» при различных обстоятельствах; в ст. 22 – за убийство «княжеского тиуна»; в ст. 23 – за убийство «старшего конюха при стаде»; в ст. 24 – за убийство «княжеского сельского старосту и за старосту, который руководит пахотными работами»; в ст. 25 – за убийство «княжеского рядовича»[1]. Ст. 1 Пространной редакции Русской правды устанавливала наказание за убийство «княжего мужа» или «княжеского тиуна». В ст. 11 устанавливалась ответственность за убийство княжеского дружинника, и было предусмотрено наказание в виде штрафа в 40 гривен. Ст. 12 и ст. 13 Пространной редакции Русской Правды устанавливали уголовную ответственность за убийство княжеских управляющих различного уровня.
Следующим историческим законодательным актом, в котором были закреплены уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за противоправные действия против представителей власти, является Новгородская судная грамота Новгородской республики в редакции 1471 г. Так, в ст. 6 Новгородской судной грамоты за «наведение наводки на посадника, или на тысетцкого, или на владычна наместника…» предусматривался штраф в различных размерах в зависимости от субъекта преступления[2]. Под «наведением наводки» следовало понимать мотивирование кого-либо к активным преступным действиям в форме нападения. Уголовно-правовые нормы Псковской судной грамоты Псковской республики, которая была принята в XV в., в ст. 58 предусматривали ответственность за насильственное проникновение в судебную горницу и причинение телесных повреждений привратнику. Наследником Новгородской и Псковской судных грамот явился Судебник 1497 г., принятый во времена правления Ивана III. В данном правовом акте имелась правовая норма (ст. 9), которая предусматривала ответственность в виде смертной казни за убийство лиц, являвшихся господствующим классом. Рассматриваемое деяние было преступлением против государственной власти. Дальнейшее развитие права России приводит к принятию в 1649 г. Соборного Уложения, источником которого были все предыдущие законодательные акты. Данный нормативно-правовой акт был обширным и включал 967 статей. В ст. 21 Соборного Уложения 1649 г. устанавливалась уголовная ответственность за противоправные действия в отношении царя, государственных и сельских служащих. Обширные реформы, проводимые Петром I в XVII–XVIII вв., были направлены на реорганизацию органов государственной власти и кодификацию действующей системы права. Результатом данного вида деятельности стало утверждение в 1714 г. военно-уголовного законодательства – Воинского артикула.