Введение
Глава 1. Анализ сроков освобождения от отбывания наказания и освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
Глава 2. Анализ случаев приостановления течения сроков давности по статье 78 и статье 83 Уголовного кодекса Российской Федерации
Глава 3. Исследование случаев не применения или применения на усмотрение суда сроков давности к лицу, совершившему преступление
Заключение
Список литературы
В российском уголовном законодательстве по преступным деяниям определен срок, в течение которого лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовного наказания, то есть фактически не получить статус судимого лица. Согласно данным размещенных на сайте судебной статистики РФ в 2020 году, было рассмотрено 808 ходатайств об освобождении от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности: было удовлетворено – 474, отклонено - 121[1].Аналогичные данные звучали на IX съезде судей: суды ежегодно освобождают от уголовной ответственности примерно четверть подсудимых. Число приговоренных к реальному лишению свободы за последние 10 лет сократилось на 42%, c 312 тыс. до 219 тыс. человек. Количество содержащихся в исправительных учреждениях за 10 лет снизилось на 25% (на 223 тыс. чел.), что позволило ликвидировать 36 исправительных учреждений и 35 воспитательных колоний. В суды по-прежнему поступает большое количество уголовных дел, которые не имеют судебной перспективы.
Сложно, но возможно понять статистический уровень прекращения уголовных дел на досудебных стадиях органами дознания и следствия: он в разы меньше судебного, всего не более 2% - в МВД России и не более 5-6% - в Следственном комитете РФ (в зависимости от категории преступлений и оснований освобождения). При этом подавляющее большинство случаев освобождения от ответственности связано с таким объективным и безусловным (не требующим оценочного усмотрения)основанием, как истечение сроков давности уголовного преследования. Количество же прекращенных дел по реабилитирующим основаниям исчисляется единицами, составляя в общей массе менее 0,05%.[2]
В основе определения сроков освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности совершенного преступления лежит принцип гуманизма, зафиксированный в норме права как на международном уровне, так и на конституциональном уровне государства. В международном праве определено, что государства должны соблюдать принципы, на которых основывается уголовное право, при этом определяя и реализуя собственные национальные принципы уголовного права и любые конкретные принципы, изложенные в документах региональных органов, частью которых они являются[3]. Среди таковых определен и принцип гуманизма.
Гуманизм как общенаучная категория лежит и в российском уголовном законе. Ярким примером реализации принципа на практике является обязанность правозащитных и судебных органов освободить от уголовной ответственности лицо в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности.
Так, сроки освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности в российском уголовном законодательстве определены статьей 78 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Анализ нормы показал, что решение об освобождении от ответственности принимается в зависимости от тяжести совершенного деяния: два года, шесть, десять и пятнадцать лет после совершения соответственно преступления небольшой, средней тяжести преступления, тяжкого и особо тяжкого деяния.
Институт давности в данном случае подтверждает реализацию принципа гуманизма в уголовного праве РФ, закрепляя для одних обязанность прекратить уголовное преследование, а для других - возможность уйти от ответственности в связи с истечением достаточного времени для фактической декриминализации совершенного ими деяния.
Однако, реализация данного принципа вряд ли фактически обеспечивает защиту интересов потерпевшей от рук преступника стороны, так как вред, нанесенный преступлением не оценивается исключительно материальными последствиями. Нарушение психоэмоционального уровня жертвы преступления - вопрос индивидуальный и довольно часто лицо, в отношении которого совершено преступное деяние, имеет проблемы с восстановлением его нормального состояния.
То есть, при исполнении положений института давности уголовного преследования имеются субъективные психо - эмоциональные проблемы жертвы преступлений при его реализации. Косвенно реализация принципа на практике фактически не учитывает потребности и интересы жертвы преступления любой степени тяжести.
Объектом исследования выступают общественные отношения по поводу применения статей 78 и 83 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Предметом исследования выступили:
- нормы действующего уголовного законодательства России;
- предписания уголовно-процессуального законодательства, устанавливающие порядок применения уголовно-правовых норм;
- положения доктрины уголовного права, посвященные анализу проблемы;
- материалы судебной практики;
- опубликованные статистические данные по различным аспектам исследования.
Цель работы - комплексное исследование института давности в уголовном праве России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- анализ сроков освобождения от отбывания наказания и освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности;
- анализ случаев приостановления течения сроков давности по статье 78 и статье 83 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- исследование случаев не применения или применения на усмотрение суда сроков давности к лицу, совершившему преступление.