ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ
1.1. Понятие личных НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ детей
1.2. Система международно-правовых актов, регулирующих личные НЕИМУЩЕСТВЕННЫе права ребенка
1.3. Система нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих личные НЕИМУЩЕСТВЕННЫе права ребенка
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ
2.1. Право жить и воспитываться в семье
2.2. Право на общение с родителями и другими родственниками
2.3. Право на защиту
2.4. Право выражать свое мнение
2.5. Право на имя, отчество и фамилию, изменение имени и фамилии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Исторически обусловленным и актуальным на современном этапе представляется понимание вопроса о том, что права детей необходимо защищать повсеместно, однако правовые механизмы защиты прав детей начинают разрабатываться, создаваться и реализовываться только в ХХ в. Будущее человечества – это сегодняшние дети, которым предстоит обеспечивать существование мира на Земле, решая глобальные проблемы, брать на себя ответственность за происходящее на планете, именно сегодня их права должны быть реализованы и защищены должным образом, поскольку они должны развиваться в соответствующих условиях как личности. Права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок, принято именовать правами ребенка или Rights of children.
Ребенку крайне необходимо жить, формироваться и развиваться в атмосфере добра, мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Когда в семье есть ребенок, то в ней царят благо, счастье и радость, и любить ребенка в семье надо таким, какой он есть независимо от того, что он умный, красивый, сильный, способный, отлично учится или все наоборот; его надо любить за то, что это он и что он есть, что предусмотрено и законодательством. Однако с печалью можно отметить, что в современном обществе бывает и так, когда сами родители, педагоги, воспитатели, правоохранители, да и в целом государство вольно или невольно нарушают повсеместно права детей.
Целью работы является комплексное изучение личных НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ детей в Российской Федерации.
Для достижения цели работы требуется решить следующие задачи:
- дать определение понятия личных НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ детей;
- исследовать систему нормативно-правовых актов, регулирующих личные НЕИМУЩЕСТВЕННые права ребенка;
- рассмотреть виды личных НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ детей.
Объектом исследования являются общественные отношения в области прав детей в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы права, закрепляющие виды личных НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ прав в Российской Федерации.
Методология исследования представлена диалектическим методом, формально-юридическим, историко-правовым, сравнительно-правовым методами научного знания.
Нормативная база представлена международно-правовыми актами, Семейным и Гражданским кодексом РФ, иными федеральными законами, подзаконными актами. Эмпирической базой исследования послужили материалы правоприменительной практики.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ
1.1. Понятие личных НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ детей
Проблема понятия и классификации личных НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ детей по вполне объективным причинам стала предметом детального изучения только после принятия в 1995 г. Семейного кодекса Российской Федерации[1].
Впервые упоминание о личных НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ правах было сделано А.Я. Вышинским, показавшим необходимость разработки вопроса «...о природе и особенностях личных НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ прав граждан...»[2]. Несмотря на это в отечественной юридической литературе подобная категория не использовалась, хотя отечественными цивилистами в отношении субъективных прав использовался эпитет «личный», а «НЕИМУЩЕСТВЕННЫМ» именовался интерес, содержание обязательства и вред, но не права.
М.М. Агарков пишет: «Личными правами называют некоторые НЕИМУЩЕСТВЕННЫе права, а именно защищаемые против всякого и каждого (так называемые абсолютные) права на блага, неотделимые от личности субъекта права (жизнь, здоровье, телесная неприкосновенность, честь, достоинство, имя)»[3]. В связи с этим А.П. Вилейта указал, что М.М. Агарков, употребив слово «НЕИМУЩЕСТВЕННЫе», значительно суживает объем понятия «личные права», оставляя за его пределами имущественные права, и фактически образуется новое понятие – «личные НЕИМУЩЕСТВЕННЫе права», содержание которого составляют НЕИМУЩЕСТВЕННЫе права, неотделимые от личности[4]. В дальнейшем ученые вносили предложения о дополнении перечня нематериальных благ, к которым относили: личную неприкосновенность, сферу личной жизни[5], право на свободное передвижение и свободное избрание места жительства, право на избрание рода социально полезной деятельности, неприкосновенность личной документации[6], благоприятное экологическое состояние личности и др.[7]
В дальнейшем, анализируя понятие «личные НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ права», учеными они рассматриваются через блага. Так, В.Л. Суховерхий называет их правами «по поводу нематериальных благ, неотделимых от личности, и принадлежащие ей независимо от ее специального правового положения...»[8]. М.Н. Малеина понимает их как «субъективное право, возникающее по поводу благ, лишенных экономического содержания, тесно связанное с личностью…»[9]. Противоположную позицию занимал О.А. Красавчиков, указывая на двойственность термина «личные НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ» бессодержательностью последнего прилагательного как отрицания, не несущего в себе позитивного содержания[10].
Ю.Э. Ханукаев в этой связи подчеркивает, что «нематериальные блага - это, во-первых, объекты прав определенной отраслевой принадлежности; во- вторых, качества и свойства личности человека и гражданина; в-третьих, элементы правового статуса гражданина; в-четвертых, категории права и нравственности»[11].
Рассматривая сущность блага как философской и правовой категории, К.Б. Ярошенко приходит к выводу, что для гражданского законодательства наибольшее значение имеет представление о благе как о принадлежащей лицу ценности[12]. Н.С. Малеин также представлял нематериальные блага в качестве ценностей, неотчуждаемых от личности и определяющих ее естественную и социальную сущность: «Личные блага - это ценность, поскольку без них нет ни человека, ни общества»[13].