Актуальностью является то, что история показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится действенной, когда в этих процессах, наряду с сильными самоорганизующимися началами, наиважнейшее место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, в какой степени сознательное отношение общества и личности к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение? Чтобы разобраться в этих вопросах, в качестве темы курсовой работы я выбрала правосознание и правовую культуру.
Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более крупная социальная форма - правовая культура - изучаются именно в теории права.
Тема правосознания и правовой культуры, бесспорно, остаётся актуальной в настоящее время. В юридической литературе существует много вопросов, касающихся правовой культуры и правосознания, на которые до сих пор нет определенного ответа, существует много разных мнений, представлений и прочее.
В данной курсовой работе была поставлена цель: изучить сущность правосознания и правовой культуры.
Для достижении этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть разные трактовки понимания понятия правосознания;
- определить структуру, виды и функции правосознания;
- определить виды деформации правосознания и способы борьбы с ними;
- проанализировать наиболее распространённые трактовки понимания правовой культуры;
- рассмотреть структуру правовой культуры и проблемы формирования её в современном обществе;
При написании данной работы мною были изучены исследования и труды различных авторов. Достаточно того, что подходы к вопросам о толковании оказались очень разнообразными. Я попыталась проанализировать различные мнения, сравнить между собой, и использовать в работе те мнения, которые показались мне наиболее интересными.
Одной определённой дефиниции правовой культуры в настоящее время нет. Различные учёные юристы по-разному дают толкование данному явлению.
По мнению А.Б. Венгерова, правовая культура представляет собой наиболее высокую и ёмкую форму правосознания.
Т.В. Синюков считает, что правовая культура - это сфера человеческой практики, которая представляет собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, которые, в свою очередь, выполняют функцию социоправовой ориентации людей в обществе.
В свою очередь М.И. Абдулаев в своей книге "Теория государства и права. Правосознание и правовая культура" считал, что правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа. Но это - особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.
Что касается понятия правосознание, то С.С. Алексеев подчёркивает, что правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни оно обычно не существует в "чистом" виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с позиции моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др .
М.И.Абдулаев раскрывает это понятие иначе: правосознание - это одна из форм, видов общественного сознания. Специфика правосознания по сравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том, что в нем выражается отношение к юридической действительности, и, что характерно для правосознания, это отношение передается через термины "права" и "обязанности".
- Понятие, структура, виды и функции правосознания
1.1 Определение понятия правосознания
Существуют разные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают окружающую их природу, общество и самих себя. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, правовое сознания.
Действующее право и правовая действительность в целом получают отражение в общественном и индивидуальном сознании человека. Свободно или несвободно он, привлекая нравственные, религиозные, политические и другие критерии, дает сравнительную оценку прошлой и настоящей правовой жизни, высказывает свое отношение к перспективам ее улучшения. Эта оценка осуществляется с позиций справедливости и несправедливости, гуманизма и жестокости, совершенства и несовершенства и т. д., служит своеобразной основой как для оптимизации социального регулирования в целом, так и для определения позитивных тенденций правового воздействия, обеспечения действенности правовых средств. Вероятно субъективным образом объективного мира, сознание не только отражает действительность, но и творит ее.
Правосознание - это позитивная или негативная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности. Это сложное по своему содержанию явление, и в нём выделяются следующие компоненты: правовая идеологи, знание закона и психологическое отношение - правовая психология.
Правовая идеология - система идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву.
Правовая психология - совокупность чувств, эмоций, настроений, привычек, переживаний, в которых отражается отношение людей к праву.
В современных условиях особое место проблемы правосознания объясняется тем, что оно является источником правопорядка, то есть правовых норм и соответствующих институтов, поэтому оно выступает в качестве предмета осмысления права .
Мне же наиболее близко понятие правосознания, как формы общественного сознания, отражение права в форме идей, взглядов на законодательство, права и свободы человека, законность и правопорядок в обществе.
Вполне очевидно, человеку свойственно особое чувство правоты, чувство справедливости, чувство ответственности и чувство свободы, которыми ему следует руководствоваться в общественной жизни. Правосознание есть чувство уважения к закону и законности; чувство преклонения перед авторитетом законной власти и суда, и соответственно чувства долга и связанности им, живое чувство связывающей дисциплины.