Введение
1 Конвергенция и ее особенности в современном издательском деле
1.1 Понятие конвергентной редакции в журналистике
1.2 Мультимедийный продукт: понятие и основные характеристики
1.3 Процесс конвергенции и его роль в информационном пространстве
1.4 Конвергентная редакция: состав и структура
2 Мультимедийный текст как информационный продукт конвергентной редакции
2.1 Интерфейс мультимедийного текста
2.2 Мультимедийные издания как площадка для публикации мультимедийного текста
2.3 Восприятие мультимедийного текста на примере сайта печатного издания
Заключение
Список использованных источников
Ежедневно происходит множество изменений в сфере журналистики. Создание Всемирной паутины навсегда изменило как подход специалистов данной сферы к своей деятельности, так и восприятие журналистики ее ежедневными потребителями. Как самый значительный результат в развитии этой сферы можно назвать появление новых электронных медиа, способных успешно конкурировать с «традиционными» СМИ. Сети потребовалось лишь 20 лет для того, чтобы стать ключевым источником информации и мобильные телефоны за несколько лет стали персональными медиа. После этого мир, ставший зависимым от интернета стал причиной появления новой формы журналистики - конвергентной.
Сегодня в современных исследованиях медиа-конвергенцию чаще всего определяют как процесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. В настоящее время большинство СМИ используют взаимодействие между собой для создания, обработки и распространения контента.
Конвергентная журналистика представляет собой значительный интерес своей сущностью, а также является новой и грядущей тенденцией в медиа-сфере. Медиа-конвергенция, или по другому конвергентная журналистика, это название в переводе означает межведомственное сотрудничество, обычно с участием СМИ, печатных изданий, фотографических и интернет-сайтов.
Актуальность работы заключается в том, что развитие технологий и популяризация Интернета привели к процессу конвергенции в издательском деле, и появилась необходимость изучить, как изменение информационного пространства отразилось на работе редакции и стоящих перед ней задачах, как удаётся сохранять целостность сочетающего разные виды информации мультимедийного текста – новой формы информационного продукта.
Несмотря на наличие таких научных трудов в сфере конвергентной журналистики и мультимедийных технологий, как «Конвергентная журналистика. Теория и практика» Е.А. Абрамовой, «Искусство мультимедиа. Мультимедиа и техника» под научной редакцией Т.Е. Шехтер и «Технологии мультимедиа и восприятие ощущений» А.В. Крапивенко, процессы и проблемы, изучаемые в данной работе, мало осмыслены в российской науке.
Новизна курсовой работы состоит в изучении влияния процесса конвергенции на современное информационное пространство, в рассмотрении особенностей конвергентной редакции и анализе СМИ, его целостности и особенностях восприятия читателем.
Целью работы является комплексное изучение СМИ как информационного продукта конвергентной редакции.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели, состоят в следующем:
- Найти и дать определение терминам «конвергенция», «конвергентная журналистика» и «конвергентная редакция».
- Рассмотреть особенности мультимедийного формата.
- Изучить способы взаимодействия пользователя с мультимедийным текстом
- Проанализировать на конкретном примере сайта печатного издания особенности мультимедийного текста и целостность его восприятия читателем.
Объектом исследования является современное издательское дело на примере сайта Игромания под влиянием процесса конвергенции, а предметом – мультимедийный текст как новая форма информационного продукта, появившаяся в результате этого процесса.
В написании курсовой работы были использованы следующие методы: индукция, анализ, классификация, синтез, наблюдение и эксперимент.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, в которую входят две главы, заключения и списка использованных источников.
1 Конвергенция и ее особенности в современном издательском деле
1.1 Понятие конвергентной редакции в журналистике
От латинских слов «con» и «вместе», которые означают вместе, а также от слова "vergere" - сближаться. По-английски слово convergence переводится как «сходство в одной точке». По сути, это слово означает склонность к чему-либо или кого-либо, а также близость к чему-либо. Как правило, его дефиницией является соединение различных методов исчисления и теоретических систем с целью приведения их к единому выводу, одной обобщенной системе. Такого рода значение близко и к определению той роли, которую играют эти термины в современном информационном пространстве.
Конвергенция - это слияние технологий, медиарынков и различных СМИ, существующих в активном взаимодействии друг с другом и участвующих в создании единого информационного пространства. Данное значение термина было введено в науку советским и российским историком Хелемендиком Виктором Сергеевичем, который ещё во второй половине прошлого века сделал предположение, что “со временем организационная структура журналистики изменится и ныне самостоятельная газета, радио, телевидение сольются в своеобразные объединения с общим информационным центром, планированием и измерением эффективности их воздействия на массы. Процесс конвергенции начался во второй половине 1990-х гг. и был связан с распространением Интернета и выходом в него средств массовой информации со своими изданиями .
Конвергентная журналистика - это соединение коммуникативных и информационных технологий в единый информационный ресурс, включающий в себя передачу одного контента разными средствами и с помощью разных каналов коммуникации. Это особый вид профессиональной деятельности, цель которой состоит в создании журналистского материала, предназначенного для функционирования в разных областях медиапространства и в различных формах, объединённых в условиях интегрированного медиарынка программным обеспечением и сетевым обслуживанием. Конвергентная журналистика - понятие, ставшее активно использоваться с широким распространением Интернета. Оно обозначает новый тип журналистики, где для более эффективной передачи информации требуется сочетание старых методов с новыми технологиями. Основной задачей конвергентной журналистики является представление информационного продукта, сочетающего в себе различные виды и формы подачи информации, для более полного и эффективного удовлетворения информационной потребности населения.
Из определения конвергентной журналистики вытекает понятие конвергентной редакции. В современном информационном пространстве, конвергентная редакция - это структура, занимающаяся производственной и творческой деятельностью, направленной на создание медиапродукта, который может распространяться через различные каналы коммуникации (телевидение, радио, газета) и состоять из единиц информации различных видов (аудио-, видео-файлы, текст). Баранова Е. А. даёт следующее определение: “Конвергентная редакция - это объединение в одном физическом пространстве сотрудников из ранее различных СМИ (печатного издания, вещательных ресурсов) вместе с их интернет-сайтами на базе одной редакции и одного СМИ”. Рассмотренное понятие отождествляется с понятием мультимедийной редакции и имеет сходство с термином “интегрированная редакция”. По определению Барановой Е. А., интегрированная редакция - это “объединение в одном физическом пространстве журналистов и редакторов, готовящих печатную и интернет-версию издания (объединение интернет-отдела и газетной редакции)”. Конвергентную редакцию от интегрированной редакции отличает сила связи и взаимовлияния между командами, подготавливающими материал для разных платформ. У конвергентной редакции эта связь более выражена и играет значительную роль в организации работы сотрудников.