ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Социально-экономическая сущность пенсионного страхования в Российской Федерации
1.2. Нормативно-правовые основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации
1.3. Порядок установления пенсий
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН
2.1. Роль государственного Пенсионного фонда в пенсионном обеспечении граждан
2.2. Оценка использования средств федерального бюджета в осуществлении пенсионного обеспечения граждан
2.3 Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1 Стратегия развития пенсионной системы Российской федерации
3.2 Основные задачи Правительства Российской Федерации для совершенствования системы пенсионного обеспечения граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в настоящее время в Российской Федерации проживает более сорока трех миллионов пенсионеров, из них 35,5 млн. – пенсионеры по старости, что составляет третью часть всего населения. В связи с этим, вопросы пенсионного обеспечения российских граждан постоянно находятся на пике актуальности.
Россия уже пережила 2 пенсионные реформы, произошедшие в 2001 и 2013 году. Целью этих реформ было преобразование пенсий граждан в страховые, предоставляемые на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и иной общественно-полезной деятельности.
Анализ изученности проблемы заключается в том, что сфера пенсионного обеспечения выводится из поля ответственности только государства и возлагается на плечи самих работников. За государством сохраняет обязанность выплаты пенсий гражданам, не имеющим страхового стажа по объективным причинам.
С 1 января 2015 года понятие «трудовые пенсии» утратило свое значение и на смену ему пришло понятие «страховые пенсии». Кроме того, еще более усиливая страховую природу пенсий по старости, ставя их зависимость от страховых выплат, помимо страховых пенсий с 1 января 2015 г. российским гражданам также предоставляется право на накопительные пенсии. При этом часть взносов по обязательному пенсионному страхованию гражданин может перевести на свое усмотрение в любой негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию (частную или государственную). Выбранная организация будет инвестировать взносы и со временем увеличивать суммы пенсионных накоплений.
Основным гарантом пенсионного обеспечения в России выступает государство в лице Пенсионного фонда РФ, выполняющего все функции по аккумулированию финансов, необходимых для назначения пенсий, обеспечению регулярной (ежемесячной) выплаты и своевременной доставке пенсий в полном объеме. Однако, по мнению ведущих специалистов в области права социального обеспечения и госчиновников, проблемы пенсионного обеспечения граждан только возрастают. Количество пенсионеров в стране неуклонно растет, что создает увеличение финансовой нагрузки на Пенсионный фонд России (денежных средств для выплат пенсий с каждым годом требуется все больше и больше). В то же время половина пенсионеров по старости продолжают работать, что говорит о недостаточном размере пенсии для жизни и неэффективности правового регулирования страховой пенсии по старости.
Целью работы является анализ эффективности системы управления Пенсионным фондом России.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты формирования системы управления пенсионным фондом России
- Провести анализ эффективности системы управления Пенсионным фондом России
- Описать мероприятия по совершенствованию системы управления Пенсионным фондом России.
Объектом наблюдения является - Пенсионный фонд России.
Предметом исследования является эффективность системы управления пенсионным фондом России.
Методы исследования – описание, наблюдение, статистический, хронологический.
Период исследования – 2018-2020 гг.
Значимость работы заключается в том, что в ней представлено обобщение основных положений формирования пенсионной системы в России, в частности в области организации деятельности Пенсионного фонда РФ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-
Социально-экономическая сущность пенсионного страхования в Российской Федерации
В русской речи понятие «пенсия» - как правовая форма государственного попечительства и денежного содержания нетрудоспособных – впервые появилось лишь в 18 веке, вместе с военными и социальными реформами Петра I. Но истоки пенсионного дела в России – как и общеевропейская история пенсий – неразрывно связаны с эволюцией государства. В разные периоды становления русской государственности, от Киевской Руси до Московского царства, пенсионное обеспечение проявлялось в самых разных видах «выслуги» и наградного жалования. Это был важный инструмент решения внутренних и внешних политических задач, которые требовали все более жесткого регламента взаимных обязательств власти и служилых сословий: гарантии монаршей милости - в обмен на преданное служение царю и отечеству[1].
Рассмотрим основные исторические вехи формирования пенсионного обеспечения в России.
Первое упоминание о пенсии можно отнести к 16 веку. В 1587 г. Иван IV Грозный издал «Указ о размере московских поместий, положенных разных чинов людям». По нему земельные наделы выдавались людям в знак их особых заслуг за ратные подвиги, личную преданность или особое рвенье на царской и военной службе. По сути, именно с этого указа в России начала действовать государственная система распределения натуральных привилегий, которые уже три века спустя будут называться «пенсией».
Соборное уложение 1649 г. царя Алексея Михайловича – ещё один шаг к развитию государственного обеспечения служащих. По этому закону помещики стали получать гарантии материальной поддержки в старости, при наступлении инвалидности, а их семьи – в случае потери кормильца.
Историки пенсионного дела подчёркивают особое значение 8 статьи 16 главы Соборного уложения («О поместных землях»), где установлена норма попечительства над семьёй помещика, который покинул службу по старости или болезни. В случае его смерти вдова и дети имели право на часть поместья в качестве «прожитка».
Начало регулярного пенсионного обеспечения в России относят к эпохе Петра I. И первым пенсионным законом принято считать положения из «Устава Морского Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года.
Именно при Петре слово «пенсия» вошло в официальные государственные документы и обиходную русскую речь.
Регламент назначения офицерских пенсий был подробно изложен в пяти артикулах (статьях) 6 главы Морского устава, которая называлась «О корму и жалованье». Порядок и размер пенсионного пособия каждому офицерскому чину устанавливался отдельно. Пенсии полагались также вдовам и детям погибших офицеров[2].
Вслед за принятием Морского устава 24 января 1722 года Пётр I ввёл ещё одно новшество, которое будет существовать в России вплоть до революции 1917 года, определяя личную судьбу каждого царского чиновника. Это «Табель о рангах». Её введение стало правовой основой для назначения денежного довольствия и всех других видов жалования, включая пенсии военных и чиновников.
При этом государственные пенсии по старости по-прежнему не полагались тем людям, которые не находились на госслужбе. Увы, они в старости могли рассчитывать лишь на соц.помощь в рамках так называемых богоугодных заведений того времени: домов призрения, сиротских приютов, специальных домов инвалидов для отставных военнослужащих низших чинов и др.
Новые пенсионные законы петровского времени, которые поначалу затрагивали исключительно военных, постепенно распространялись на другие ведомства[3].
Роль императрицы Елизаветы Петровны в развитии пенсионного дела была ознаменована указом от 9 января 1758 года, по которому пенсионные нормы Морского устава были распространены и на сухопутные войска. Аналогичный указ будет издан и Екатериной II, он расширит действие пенсионного права в сухопутных войсках.
В декабре 1827 г,, император Николай I утвердил первый в истории России пенсионный устав. Назывался он «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим».
В последние годы существования Российской империи система пенсионного обеспечения по-прежнему оставалась избирательной и охватывала меньше 1/3 населения страны. Дополнительное пенсионное обеспечение за счёт взносов в так называемые эмеритальные кассы и рабочие фонды взаимопомощи затрагивало небольшую часть трудящихся: пенсионные кассы создавались в основном в госведомствах и на крупных промышленных предприятиях.
С приходом к власти большевиков пенсионное законодательство в стране изменилось. Уже в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году – для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году – для работников горнорудной и текстильной промышленности. Однако всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году. А крестьяне будут жить без пенсий вплоть до принятия в 1964 году закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов».
В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.
К концу существования СССР в рамках действовавшей на то время пенсионной системы право на пенсию имел практически любой работник при наличии определённого трудового стажа.
Советские люди выходили на пенсию в 55 (женщины) и в 60 лет (мужчины) при стаже работы соответственно 20 и 25 лет. Тем, кто трудился на тяжёлых или вредных производствах, на Севере или на социально значимой работе (врачи, учителя), устанавливались ещё более ранние, льготные сроки выхода на пенсию, а иногда и сокращённый необходимый стаж.
Размер пенсии зависел от зарплаты человека. При её назначении он мог выбрать, как её будут считать: возьмут среднюю зарплату за 12 последних месяцев работы или за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией[4].
12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения.
20 ноября 1990 был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот закон положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР, который прекратил свое существование в конце 1991 года. Новый пенсионный закон России признавался довольно радикальным для своего времени, с учетом острого политического и социально-экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России.
В соответствии со статьей 1 закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Соответственно, вместо прежней разветвленной и многоуровневой системы пенсионного обеспечения были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ. Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России.
На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан России продолжала функционировать на основе распределительной схемы советского периода. Пенсионный бюджет пополнялся за счет отчислений от общего фонда заработной платы предприятий. Но в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 90-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной. Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям[5].
Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию - Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 г. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. В течение 1991-1992 г. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации.
[1] Губанова, О.А. История и реформирование пенсионного обеспечения в России / О.А. Губанова // Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. №2 (39) 2018. С. 79-82 .
[2] Глинская, Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Д.Р. Глинская // ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева». 2018. С. 96-107.
[3] Криулин, В.А. Оценка уровня достаточности финансового обеспечения Пенсионного фонда РФ / В.А, Криулин // Политика, экономика и инновации. 2018. № 1 (18). С. 5.
[4] Алябьева, Т.С. Особенности пенсионного обеспечения зарубежных стран / Т.С. Алябьева // Символ науки. – 2017. Т. 1. № 4. С. 21-24.
[5] Черепанов В.А. Политическая реформа в России: проблема и поиск путей решения / В.А. Черепанов // Вопросы правоведения. 2014. № 3. С. 21-38.