Актуальность темы. Глобальный процесс и главное человеческое достижение набирающее все большее обороты – увеличение продолжительности жизни. Численность граждан пожилого возраста за ряд последних лет в структуре общей численности народонаселения страны значительна возросла. В процентном соотношении возрастание произошло более чем на 24%. Таким образом, можно сказать, что данный показатель увеличил напряжение в таких сферах жизнедеятельности, как здравоохранение и социальная работа. Все это влечет к напряжению экономического положения страны во внешней и внутренней среде.
Социальная защита граждан пожилого возраста реализуется на основе механизмов федерального и регионального уровня управления социальной политикой. Федеральный уровень, также называемый государственным, подразумевает обеспечение гарантий на установление и своевременную выплату пенсионного обеспечения гражданам пожилого возраста, оказание услуг и предоставления льгот, на основании денежных и социальных нормативов. Региональный уровень, в свою очередь, обеспечивает с учетом местных принятых локальных актов возможность повышения социального уровня за счет дополнительных гарантий.
Степень научной разработанности. Социальную работу, ее виды и весь институт социального обеспечения неоднократно исследован. Большой объем информации по теме исследования изложен в трудах таких исследователей, как Г.А. Атаманчук, Д.Н. Бахраха, И.Н. Барцица, В.В. Володина, Х.А. Валеева, А.В. Гусева, Н.М. Ершовой, С.С. Козлова, Л.Ю. Михеевой и других ученых.
Цель курсовой работы заключается в выявлении специфики видов социального обслуживания гражданам РФ.
В соответствии с целью курсовой работы нами были определены задачи, требующие решения в процессе написания работы:
- Определение теоретической сущности социальной работы и ее видов;
- Определение принципов социальной работы;
- Выявление сущности и особенностей социальной работы на примере регионального уровня (г. Санкт – Петербург).
Предмет исследования – виды социальной работы.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, в ходе которых решались задачи, поставленные во введении, заключением, где сделаны основные выводы согласно исследованию и списком литературы, используемой для написания курсовой работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1. Понятие и принципы социального обслуживания в Российской Федерации
Социальное обслуживание различных категорий граждан в контексте Российской Федерации представляет собой систему социального обеспечения со стороны государства.
Социальное обслуживание в контексте определения социальной науки представляет собой процесс оказания помощи маломобильным, малообеспеченным и незащищенным слоям населения на основании действующего законодательства региона и страны в целом.
Социальное обслуживание государственными социальными службами предоставляется бесплатно (в объемах, определенных государством):
- детям, не достигшим совершеннолетнего возраста, пребывающим в такой ситуации, которая определяется как трудная жизненная ситуация, например, по причине инвалидности, конфликтогенной обстановке в семье, в связи с обнаруженным жестоким обращением, на основании болезни по заключению комиссии врачебной коллегии, в связи с сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью;
- гражданам РФ, которые не имеют возможности и навыков самообслуживания в связи с установленной инвалидностью, в связи с возрастом (по старости), на основании болезни, при отсутствии членов семьи или ближайших родственников, которые помогают в осуществлении ухода – при условии, что доход данного гражданина находится ниже отметки минимального значения прожиточного минимума, установленного территориальным органом власти; гражданам, которые в следствии безработицы, стихийного бедствия или прочего непреодолимого обстоятельства остались без материального обеспечения.
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Составной частью государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации выступает социальное обслуживание граждан.
Порядок, условия и основания оказания социальных услуг в форме социального обслуживания регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
На основании с указанным Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, заключающихся в совершении действий в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Получателями социальных услуг может быть гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальные услуги на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.
Одним из основных принципов осуществления социального обслуживания является равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям.
Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия гражданина на получение социальных услуг.
На поставщиков социальных услуг возложена обязанность осуществлять свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
У поставщика социальной услуги при выполнении обязанностей по ее исполнению отсутствуют полномочия:
- ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
- применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
- помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.
Обязательным требованием, предъявляемым к поставщику социальной услуги, является наличие информативного ресурса (сайт на Интернет – портале, стенд), где размещается в формате общего доступа для всех желающих информация об условиях получения социальных услуг.
Для того, чтобы получить социальную услугу из перечня информационного ресурса центра социального обслуживания гражданином и/или его законным представительном в первоочередном порядке подается заявление установленного образца в территориальный орган социального обслуживания. На предоставление услуг должен быть заключен договор (примерная форма договора утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.11.2014 № 874н).
Социальное обслуживание определяется, прежде всего, как деятельность. Под деятельностью понимают активный процесс, состоящий из определенной совокупности действий, направленных на достижение определенной цели. Социальное обслуживание как деятельность можно понимать как в узком, так и в широком смысле.
Поставщик социальных услуг — лицо, осуществляющее социальное обслуживание. То есть согласно п. 1 ст. 3 Закона — субъект, предоставляющий социальные услуги определенного вида.
Принципы социального обслуживания закреплены в ст. 4 Закона. Часть 1 данной статьи носит декларативный характер, провозглашая основой социального обслуживания соблюдение прав человека и уважение достоинства личности.
К принципам социального обслуживания принято относить:
- Адресность предоставления услуги, что подразумевает в своем контексте целевую направленность на конкретного гражданина. Территориальные органы социальной защиты населения должны вести планомерную работу по формированию базы данных о лицах, нуждающихся в адресной помощи. Работа ведется в отношении граждан с инвалидностью, в отношении малообеспеченных, многодетных семей, на основании банка данных регионального фонда по работе с детьми – сиротами. Территориальные службы, ведущие работу с мигрантами, также передают и контролируют информацию о передаче данных сведений в службы социальной помощи.
- Доступность получения социальной услуги. На основании законодательной базы РФ, контролирующей сферу социального обслуживания населения. Все граждане, которые относятся к категориям, перечисленным выше, имеют право на предоставление социальной услуги на безвозмездной основе или же на основе частичного взимания платы. Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.11.95 №1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
- Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.
- Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
- Приоритетность предоставления несовершеннолетним.
- Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.
В Российской Федерации на законодательном уровне определены такие виды социального обслуживания, как:
Материальная помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды и обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
Социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их законных прав и интересов. К числу надомных гарантированных услуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка продуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение: уборка помещения; содействие в организации юридических услуг; содействие в организации ритуальных услуг) другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении топливом).
Медицинскую помощь на дому получают психически больные лица в стадии ремиссии, больные туберкулезом (за исключением активной формы), онкологические больные.
Детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения, обеспечивается обучение на дому. Министерство здравоохранения утверждает Перечень заболеваний, при наличии которого ребенок-инвалид имеет право на получение образования на дому. Дети-инвалиды зачисляются в образовательное учреждение по месту жительства, получают бесплатно учебную, справочную и иную литературу, посещаются педагогическими работниками, проходят аттестацию и получают документ государственного образца о соответствующем образовании.
1.2. Правовое регулирование социального обслуживания
Старение населения России не зашло еще так далеко, как в некоторых других странах. Население России можно охарактеризовать как «зрелое», достаточно сбалансированное по возрастным группам.