Курсовая работа|Социальная работа

Взаимодействие социального педагога с подростками в школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 37

Введение

1 Теоретическое изучение проблемы взаимодействия социального педагога с подростками в школе

1.1 Сущность понятия «педагогическое взаимодействие»

1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

1.3 Методы диагностики особенностей взаимодействия социального педагога с подростками в школе

2 Эмпирическое изучение проблемы взаимодействия социального педагога с подростками в школе

2.1 Характеристика базы исследования

2.2 Анализ результатов эксперимента

2.3 Модель взаимодействия социального педагога и подростков

Заключение

Список использованной литературы

Школа, как государственное образовательное учреждение, выполняет социальный заказ государства в сфере образования, реализует образовательную стратегию современного общества. Одним из приоритетных направлений современного образования является социально-педагогическое взаимодействие школы, направленное на формирование социально значимых качеств личности. Хорошая организация этого процесса в реальном обществе особенно важна в современной социально-педагогической науке. Это также подтверждается нормативными актами, принятыми в последние годы в сфере образования, в частности «Законом об образовании в Российской Федерации». Кроме того, сегодня происходит систематический переход школы (начальная с 2010 года, с 2015 года – основной общей и с 2020 года – и старшей) на новые федеральные государственные стандарты. Новые стандарты отражают изменения в обществе и рассматривают выпускника, который готов успешно социализироваться в обществе, как цель [1].

Таким образом, современный выпускник отвечает требованиям и стандартам общества, если он организован, дисциплинирован, имеет адекватную самооценку и способность критически мыслить. Раннее формирование этих качеств основано на адаптации ученика в обществе, его успехах в дальнейшей жизни. Оптимальное формирование социально значимых качеств учащегося происходит в процессе школьного социально-педагогического взаимодействия, целью которого является повышение качества образовательного процесса в российской школе, обеспечение доступности педагогической системы для родителей и общества, привлечение семейных органов социальной поддержки, обеспечение эффективной адаптации жизни ребенка и его самостоятельности, выработку им норм и ценностей.

Основные направления социально-педагогической работы в школе определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без решения которых сложно добиться хороших результатов в социализации. Хотя области работы закреплены в квалификационных характеристиках социального педагога, на практике их сфера применения значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто воспитывает и воспитывает ребенка: учителей, классных учителей, администрации, родителей, ближайших родственников. В настоящее время ни одно учебное заведение не обходится без специалиста, такого как социальный педагог. Это явление связано с тем, что современное поколение учеников не имеет четко определенных идеалов, значительное количество родителей не выполняют надлежащей контрольной и воспитательной работы в семье, тем самым списывая это обязательство перед школой. Кроме того, все двери различных субкультур и организаций открыты для ребенка, что не всегда оказывает положительное влияние на мировоззрение подростков и детей, для которых интернет и социальные сети играют особую роль. Родители, которые видят, что их ребенок пошел по неверному пути, часто обращаются к школе, психологам, педагогам и социальным педагогам.

Роль социального педагога чрезвычайно велика, потому что в его деятельности социальный педагог:

- предотвращает конфликты, которые могут возникнуть в детской команде по разным причинам, участвует в развитии навыков решения проблем учащихся;

- поощряет родителей детей из группы риска участвовать в школьной жизни;

- помогает ученикам преодолевать препятствия, которые мешают им посещать школу и в классе;

- предотвращает и снижает негативное влияние факторов риска на жизнь студентов;

- участвует в учительских советах, родительских собраниях;

- консультирует школьных учителей по различным социально-педагогическим вопросам с целью улучшения условий жизни учащихся в школе и вокруг нее;

- организует сотрудничество с учителями и другими специалистами (школьным психологом, дефектологом, врачом и т. д.) в разработке индивидуальных стратегий и тактик для помощи детям, страдающим от расстройств;

- помогает в оценке и анализе дисциплинарных проступков студентов [5, с. 104].

Однако существуют проблемы с организацией работы социального педагога, и они во многом связаны с тем, что не все родители адекватно оценивают поведение своего ребенка и неохотно следуют рекомендациям школьных психологов, педагогов и социальных педагогов.

Объект исследования: педагогическое взаимодействие в школе.

Предмет исследования: взаимодействие социального с подростками в школе.

Цель исследования: изучить содержание  взаимодействия социального педагога с подростками в школе.

Гипотеза исследования: во взаимодействии социального педагога с подростками в школе можно выделить следующие особенности:

- принимать ребенка таким, какой он есть;

- предъявляя ребенку свои требования, учитывать не свои желания, а его возможности;

- расширять кругозор ребенка;

- включать ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполненном деле;

- игнорировать легкие проявления агрессивности, не фиксировать на них внимание окружающих.

Задачи исследования:

- охарактеризовать сущность понятий «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие»;

- представить психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;

- описать содержание и формы взаимодействия социального педагога с подростками в школе;

- продиагностировать опыт взаимодействия социального педагога с подростками (здесь можно выделить младших или старших подростков).

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ и обобщение нормативно–правовой базы российского образования, педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме, сравнение современной педагогической практики.

Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этап).

База исследования: МБОУ «СШ № 2» г. Архангельска.

 

1 Теоретическое изучение проблемы взаимодействия социального педагога с подростками в школе.

1.1 Сущность понятия «педагогическое взаимодействие»

В большинстве случаев педагогическое взаимодействие интерпретируется как особая форма общения между участниками образовательного процесса, учитывающая взаимное укрепление, координацию и гармонизацию интеллектуальных, эмоциональных и деятельностных зон участников образовательного процесса; личный контакт между учителем и учеником, случайное или преднамеренное, долгосрочное или краткосрочное, вербальное или невербальное поведение, вызывающее взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установок [6, с. 326].

Благодаря образовательному взаимодействию как сложной многофункциональной и регулирующей системе, мы можем выделить следующие взаимосвязанные и взаимозависимые элементы:

-  характер отношений между людьми, вовлеченными в педагогическое взаимодействие;

-  их стиль общения;

-  характеристики совместной деятельности;

-  направление взаимодействия [4, с. 353].

Педагогическое взаимодействие рассматривается как индивидуальный подход, позволяющий задуматься о социально-педагогических процессах в решении проблем социальной педагогики детей и их целью является удовлетворение потребностей социального и индивидуального развития и саморазвития [10, с. 2]. 147].

Факторы взаимодействия, взаимозависимости, образовательного процесса и погружения в социальную среду приобрели особое значение сегодня.

Успех процесса школьного образования зависит от того, насколько эффективно школа взаимодействует с окружающей средой, использует потенциал общества, в котором находится школа, и насколько близок семейный контакт.

Современные школы должны ориентироваться на среду, в которой дети и подростки проводят большую часть своего свободного времени. Задача социальных педагогов и учителей состоит в том, чтобы изучить эту среду, чтобы помочь создать наиболее благоприятные условия для личностного развития и саморазвития [6, с. 326].

Для эффективной работы необходимо строить системы внутреннего и внешнего взаимодействия. Одним из организационных подразделений школы является команда во главе с социальным педагогом.

Успешное взаимодействие социальных педагогов и учащихся, родителей и специалистов, заинтересованных в процессе развития личности ребенка, создает условия для достижения образовательных целей, направленных на развитие и саморазвитие личности студента.

В преподавательскую деятельность школы были вовлечены пять уровней предметов:

1) преподаватели и работники образовательных учреждений, в том числе прямых и косвенных, занимающихся социальной и воспитательной работой;

2) учителя и школьный персонал, в функции которого не входит социально-педагогическая работа;

3) учащиеся как субъекты социально-педагогической работы;

4) непосредственное окружение членов семьи и учащихся как предмет социальной и воспитательной работы;

5) представители других государственных и общественных учреждений и структур [12, с. 17].

Такие специалисты, как социальный педагог, классный руководитель, классный руководитель, психолог, заместитель директора по воспитательной работе, имеют отдельные функциональные должности, связанные с социальной и воспитательной работой.

Необходимость учета взаимодействия этих специалистов обусловлена главным образом тем, что их работа связана с объектом - это человек, учащийся в социальной среде.

Чтобы взаимодействие было эффективным, необходимо четко разделить функциональные обязанности и роли в конкретных областях деятельности [12, с. 18].

Таким образом, заместитель директора по образовательной деятельности организует и управляет образовательной деятельностью всех вышеупомянутых специалистов.

Содержание и направленность деятельности заместителя директора по педагогической работе определяются наиболее характерными социальными и воспитательными вопросами, в которых живет школа.

Функция классного учителя определяется необходимостью создания условий для существования детей в образовательных учреждениях и поддержки разностороннего развития личности для успешного обучения.

Классный руководитель контролирует ход общей учебной программы, процесс формирования личности каждого ребенка и его нравственных качеств, анализирует характер воздействия. Работа классных учителей является систематической и плановой деятельностью, основанной на образовательной программе всего учреждения.

Деятельность классного учителя в первую очередь направлена на работу с учениками в классе.

Во время обучения учитель класса общается с учителем-предметником, совместно разрабатывает общие образовательные требования и подходы в учебной программе, представляет интересы учащихся на школьной доске и связывает учащихся в классе с системой внеклассного обучения: предметные, факультативные и тематические газеты и т. д. [12, стр. 18].

Социальный педагог имеет свою специфику профессиональной деятельности.

Социальный педагог - эксперт, способный разработать подходящие с точки зрения образования методы и руководства для образовательной деятельности различных школьных специалистов на основе данных, полученных в результате диагностики.

Кроме того, он должен уметь образовательно и педагогически правильно выстраивать воспитательную, социальную и педагогическую работу с отдельными учениками, разными группами учеников, родителями и учителями [12, с. 19].

  1.  Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
  2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/.
  3. Абдымомунова Б.А. Роль социального педагога в профилактике девиантного поведения подростков//Вестник филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» в г. Ош Киргизской Республики. 2018. № 2 (18). С. 6-10.
  4. Афроскина А.С. Роль социального педагога в системе воспитательной работы в школе/В сборнике: Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы Материалы III Всероссийской научной конференции с международным участием участием. 2019. С. 353-357.
  5. Григорьева М.Ю. Факторы успешной социализации подростков в современном обществе//Образование личности. 2018. № 2. С. 104-110.
  6. Дегтярева И.И. Социально-педагогические взаимоотношения подростков и педагогов в период кризиса//European Social Science Journal. 2018. № 1. С. 326-330.
  7. Журавлева Е.Д., Штельмах Е.В. Программа деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков из неблагополучных семей/В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ материалы X Международной студенческой научной конференции. 2018. С. 48-50.
  8. Игумнова О.В. Методика и технология работы социального педагога/Учебное пособие / ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России. Новокузнецк, 2019.
  9. Кондратьева Л.Н., Санабасова Р.К. Особенности работы социального педагога с подростками , склонными к проявлению девиантного поведения/В сборнике: Материалы 68-й научно-практической конференции преподавателей и студентов В 2 частях. 2018. С. 29-31.
  10. Литвин Р.В. Педагогическое сопровождение коррекции межличностных отношений подростков в школе/В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Сборник материалов II Научно-практического семинара. 2018. С. 147-151.
  11. Романова Т.В. Особенности работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков/В сборнике: Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития сборник научных статей. 2018. С. 171-180.
  12. Самалова М.Д. Основные компоненты технологии социальной работы социального педагога с подростками в условиях ФГОС/В сборнике: Педагогика и психология: перспективы развития сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2019. С. 17-19.
  13. Тютина Г.Г. Социальность подростков: состояние и проблемы/В сборнике: Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов. В 2-х томах. Ответственный за выпуск Л.А. Метлякова. 2018. С. 65-68.
  14. Шамурина Ю.П. Становление и перспективы развития социально-педагогической деятельности в средней школе//Вестник магистратуры. 2019. № 4-2 (91). С. 100-102.
  15. Яковлева Е.Э. Деятельность педагогов-специалистов по профилактике девиантного поведения подростков/В сборнике: Профессионально-творческая деятельность педагога Сборник научных статей. Отв. ред. В.И. Бычков. 2018. С. 292-295.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 29 стр.
Курсовая Работа социального педагога с семьями «группы риска»
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 39 стр.
Курсовая Социальная профилактика отклоняющегося поведения детей
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское