Школа, как государственное образовательное учреждение, выполняет социальный заказ государства в сфере образования, реализует образовательную стратегию современного общества. Одним из приоритетных направлений современного образования является социально-педагогическое взаимодействие школы, направленное на формирование социально значимых качеств личности. Хорошая организация этого процесса в реальном обществе особенно важна в современной социально-педагогической науке. Это также подтверждается нормативными актами, принятыми в последние годы в сфере образования, в частности «Законом об образовании в Российской Федерации». Кроме того, сегодня происходит систематический переход школы (начальная с 2010 года, с 2015 года – основной общей и с 2020 года – и старшей) на новые федеральные государственные стандарты. Новые стандарты отражают изменения в обществе и рассматривают выпускника, который готов успешно социализироваться в обществе, как цель [1].
Таким образом, современный выпускник отвечает требованиям и стандартам общества, если он организован, дисциплинирован, имеет адекватную самооценку и способность критически мыслить. Раннее формирование этих качеств основано на адаптации ученика в обществе, его успехах в дальнейшей жизни. Оптимальное формирование социально значимых качеств учащегося происходит в процессе школьного социально-педагогического взаимодействия, целью которого является повышение качества образовательного процесса в российской школе, обеспечение доступности педагогической системы для родителей и общества, привлечение семейных органов социальной поддержки, обеспечение эффективной адаптации жизни ребенка и его самостоятельности, выработку им норм и ценностей.
Основные направления социально-педагогической работы в школе определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без решения которых сложно добиться хороших результатов в социализации. Хотя области работы закреплены в квалификационных характеристиках социального педагога, на практике их сфера применения значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто воспитывает и воспитывает ребенка: учителей, классных учителей, администрации, родителей, ближайших родственников. В настоящее время ни одно учебное заведение не обходится без специалиста, такого как социальный педагог. Это явление связано с тем, что современное поколение учеников не имеет четко определенных идеалов, значительное количество родителей не выполняют надлежащей контрольной и воспитательной работы в семье, тем самым списывая это обязательство перед школой. Кроме того, все двери различных субкультур и организаций открыты для ребенка, что не всегда оказывает положительное влияние на мировоззрение подростков и детей, для которых интернет и социальные сети играют особую роль. Родители, которые видят, что их ребенок пошел по неверному пути, часто обращаются к школе, психологам, педагогам и социальным педагогам.
Роль социального педагога чрезвычайно велика, потому что в его деятельности социальный педагог:
- предотвращает конфликты, которые могут возникнуть в детской команде по разным причинам, участвует в развитии навыков решения проблем учащихся;
- поощряет родителей детей из группы риска участвовать в школьной жизни;
- помогает ученикам преодолевать препятствия, которые мешают им посещать школу и в классе;
- предотвращает и снижает негативное влияние факторов риска на жизнь студентов;
- участвует в учительских советах, родительских собраниях;
- консультирует школьных учителей по различным социально-педагогическим вопросам с целью улучшения условий жизни учащихся в школе и вокруг нее;
- организует сотрудничество с учителями и другими специалистами (школьным психологом, дефектологом, врачом и т. д.) в разработке индивидуальных стратегий и тактик для помощи детям, страдающим от расстройств;
- помогает в оценке и анализе дисциплинарных проступков студентов [5, с. 104].
Однако существуют проблемы с организацией работы социального педагога, и они во многом связаны с тем, что не все родители адекватно оценивают поведение своего ребенка и неохотно следуют рекомендациям школьных психологов, педагогов и социальных педагогов.
Объект исследования: педагогическое взаимодействие в школе.
Предмет исследования: взаимодействие социального с подростками в школе.
Цель исследования: изучить содержание взаимодействия социального педагога с подростками в школе.
Гипотеза исследования: во взаимодействии социального педагога с подростками в школе можно выделить следующие особенности:
- принимать ребенка таким, какой он есть;
- предъявляя ребенку свои требования, учитывать не свои желания, а его возможности;
- расширять кругозор ребенка;
- включать ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполненном деле;
- игнорировать легкие проявления агрессивности, не фиксировать на них внимание окружающих.
Задачи исследования:
- охарактеризовать сущность понятий «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие»;
- представить психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;
- описать содержание и формы взаимодействия социального педагога с подростками в школе;
- продиагностировать опыт взаимодействия социального педагога с подростками (здесь можно выделить младших или старших подростков).
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ и обобщение нормативно–правовой базы российского образования, педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме, сравнение современной педагогической практики.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этап).
База исследования: МБОУ «СШ № 2» г. Архангельска.
1 Теоретическое изучение проблемы взаимодействия социального педагога с подростками в школе.
1.1 Сущность понятия «педагогическое взаимодействие»
В большинстве случаев педагогическое взаимодействие интерпретируется как особая форма общения между участниками образовательного процесса, учитывающая взаимное укрепление, координацию и гармонизацию интеллектуальных, эмоциональных и деятельностных зон участников образовательного процесса; личный контакт между учителем и учеником, случайное или преднамеренное, долгосрочное или краткосрочное, вербальное или невербальное поведение, вызывающее взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установок [6, с. 326].
Благодаря образовательному взаимодействию как сложной многофункциональной и регулирующей системе, мы можем выделить следующие взаимосвязанные и взаимозависимые элементы:
- характер отношений между людьми, вовлеченными в педагогическое взаимодействие;
- их стиль общения;
- характеристики совместной деятельности;
- направление взаимодействия [4, с. 353].
Педагогическое взаимодействие рассматривается как индивидуальный подход, позволяющий задуматься о социально-педагогических процессах в решении проблем социальной педагогики детей и их целью является удовлетворение потребностей социального и индивидуального развития и саморазвития [10, с. 2]. 147].
Факторы взаимодействия, взаимозависимости, образовательного процесса и погружения в социальную среду приобрели особое значение сегодня.
Успех процесса школьного образования зависит от того, насколько эффективно школа взаимодействует с окружающей средой, использует потенциал общества, в котором находится школа, и насколько близок семейный контакт.
Современные школы должны ориентироваться на среду, в которой дети и подростки проводят большую часть своего свободного времени. Задача социальных педагогов и учителей состоит в том, чтобы изучить эту среду, чтобы помочь создать наиболее благоприятные условия для личностного развития и саморазвития [6, с. 326].
Для эффективной работы необходимо строить системы внутреннего и внешнего взаимодействия. Одним из организационных подразделений школы является команда во главе с социальным педагогом.
Успешное взаимодействие социальных педагогов и учащихся, родителей и специалистов, заинтересованных в процессе развития личности ребенка, создает условия для достижения образовательных целей, направленных на развитие и саморазвитие личности студента.
В преподавательскую деятельность школы были вовлечены пять уровней предметов:
1) преподаватели и работники образовательных учреждений, в том числе прямых и косвенных, занимающихся социальной и воспитательной работой;
2) учителя и школьный персонал, в функции которого не входит социально-педагогическая работа;
3) учащиеся как субъекты социально-педагогической работы;
4) непосредственное окружение членов семьи и учащихся как предмет социальной и воспитательной работы;
5) представители других государственных и общественных учреждений и структур [12, с. 17].
Такие специалисты, как социальный педагог, классный руководитель, классный руководитель, психолог, заместитель директора по воспитательной работе, имеют отдельные функциональные должности, связанные с социальной и воспитательной работой.
Необходимость учета взаимодействия этих специалистов обусловлена главным образом тем, что их работа связана с объектом - это человек, учащийся в социальной среде.
Чтобы взаимодействие было эффективным, необходимо четко разделить функциональные обязанности и роли в конкретных областях деятельности [12, с. 18].
Таким образом, заместитель директора по образовательной деятельности организует и управляет образовательной деятельностью всех вышеупомянутых специалистов.
Содержание и направленность деятельности заместителя директора по педагогической работе определяются наиболее характерными социальными и воспитательными вопросами, в которых живет школа.
Функция классного учителя определяется необходимостью создания условий для существования детей в образовательных учреждениях и поддержки разностороннего развития личности для успешного обучения.
Классный руководитель контролирует ход общей учебной программы, процесс формирования личности каждого ребенка и его нравственных качеств, анализирует характер воздействия. Работа классных учителей является систематической и плановой деятельностью, основанной на образовательной программе всего учреждения.
Деятельность классного учителя в первую очередь направлена на работу с учениками в классе.
Во время обучения учитель класса общается с учителем-предметником, совместно разрабатывает общие образовательные требования и подходы в учебной программе, представляет интересы учащихся на школьной доске и связывает учащихся в классе с системой внеклассного обучения: предметные, факультативные и тематические газеты и т. д. [12, стр. 18].
Социальный педагог имеет свою специфику профессиональной деятельности.
Социальный педагог - эксперт, способный разработать подходящие с точки зрения образования методы и руководства для образовательной деятельности различных школьных специалистов на основе данных, полученных в результате диагностики.
Кроме того, он должен уметь образовательно и педагогически правильно выстраивать воспитательную, социальную и педагогическую работу с отдельными учениками, разными группами учеников, родителями и учителями [12, с. 19].