ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РФ
1.1 История раз вития института уполномоченного по прав ам ре бенка
1.2 Роль института уполномоченного по прав ам ре бенка
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РФ
2.1 Задачи и по лномочия уполномоченного по прав ам ре бенка
2.2 Требования к уполномоченному по прав ам ре бенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы ис следования об условлена ре ализацией конституционной стра тегии в сфер е прав ре бенка, осн ованной на том, что, во -первых, ре бенок, его прав а и сво боды являются вы сшей цен ностью, во -вторых, определяют смысл, со держание и при менение за конов, де ятельность за конодательной и ис полнительной вла сти, местного сам оуправления и, в-третьих, об еспечиваются прав осудием. Такая конституционная по становка во проса ориентирует на по иск адекватных институциональных форм , кот орые по могли бы сделать механизм за щиты прав ре бенка в России бол ее эффективным.
В об щественном со знании давно сложился так ой стереотип - де тство - это счастливая и без мятежная по ра в жизни чело века. А де ти как буд ущее госуд арства, как счастье кажд ой семьи окружены любовью и за ботой близких, все гда на ходятся в цен тре вним ания. К со жалению, прак тика по казывает, что в со временном мире от раз личных не гативных со циальных явлений, в пер вую очередь, стра дает ре бенок - от со циальной не справедливости, от бедности семьи, не разумности взрослых в ре шении семей ных конф ликтов, а по рой и от жестокого об ращения, на силия со сто роны взрослых. Поэтому не случайно во все м мире про блемам де тства уделяется особ ое вним ание. В России во просы де тства являются при оритетными в по литике госуд арства. Ратифицировав Конвенцию о прав ах ре бенка, на ша стра на при няла на себя об язательства по со зданию до стойных усл овий жизни и по лноценного раз вития де тей. Создание спец иализированной сис темы за щиты прав де тей, включая дальнейшее раз витие института уполномоченных по прав ам ре бенка, явилось одно й из за дач концепции де мографической по литики РФ на пер иод до 2025 год а.
Степень на учной раз работанности тем ы. К со жалению, про блемы функ ционирования института уполномоченного по прав ам ре бенка в рос сийской юрид ической на уке прак тически не ис следованы. В пер вую очередь это об условлено тем , что институт де тского омбудсмена по явился в России от носительно не давно. Комплексных ис следований по дан ной тем е не т. Есть лишь от дельные ста тьи и раз делы монографий по священных из учению от дельных аспектов функ ционирования дан ного института.
Основная цель ис следования за ключается во все стороннем ис следовании уполномоченного по прав ам ре бенка в России.
В со ответствии с целью раб оты по ставлены след ующие за дачи:
Теоретическую основу курсовой раб оты со ставили на учные труд ы так их авто ров как:
Курсовая раб ота со стоит из введ ения, двух глав, об ъединяющих четыре параграфа, за ключения и списка ис пользованных ис точников.
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РФ
- История раз вития института уполномоченного по прав ам ре бенка
Учреждение института Уполномоченного по прав ам ре бенка в Российской Федерации как госуд арственного орган а - одно из важн ейших до стижений де мократических пре образований в России. Для на шей стра ны со здание так ого института бы ло явлением нов ым, хот я в миро вой ис тории он из вестен давно .
К осознанию того, что ре бенок об ладает тем и же прав ами, что и все люди, чело вечество при шло в конце ХIХ - на чале ХХ веков. Первоначально рас сматривались во просы не об еспечения прав де тей в целом, а тол ько пре дупредительные мер ы, кот орые не обходимо при нять для не допущения раб ства, эксплуатации де тского труд а, торг овли де тьми и де тской про ституции.
Первая миро вая во йна, жестоко и бес пощадно об рушившись на бол ьшинство стра н мира, со бирала сво ю стра шную жатву. И осн овными жертвами ее бы ли ста рики, женщины и де ти. Ее чудовищные по следствия при вели миро вое со общество к по ниманию того, что в любой во йне в пер вую очередь стра дают не по литики и армии, а сам ые без защитные, в том числе де ти. В это й связи так ие между народные орган изации как Британский Союз спасения де тей, Лига женщин в 1923 г. об ратились в Лигу Наций с требованием о не замедлительном при нятии Декларации прав ре бенка. И уже спустя год (в 1924 г.) она бы ла по дписана в Женеве на V Ассамблее Лиги Наций.
Женевская де кларация (Декларация о прав ах ре бенка 1924 г.) ста ла ис торической вехой, оказавшей бол ьшое влияние на дальнейшее ста новление прав де тей. Она четко определила стра тегическое на правление: «государства об язаны про являть особ ую за боту о де тях» ввид у их умственной и физической не зрелости. Понимание жизненной по требности за щиты де тей и важн ой роли госуд арства в ее об еспечении при вело к тому, что в на чале 20-х год ов в Германии впервые в ис тории бы л при нят спец иальный Закон о де тях, де йствовавший на про тяжении многих лет до при хода к вла сти фашизма.
Вторая миро вая во йна про демонстрировала не способность Лиги Наций вы полнить сво ю ис торическую миссию, не смотря на то, что она бы ла со здана с целью об еспечения мира, со гласия и со трудничества. Поэтому она бы ла рас пущена в 1945 г. и по чти сразу же - 25 октября 1945 г. - бы ла со здана Организация Объединенных Наций.
Учитывая при оритет прав чело века в ре шении прак тически все х во просов между народных от ношений и прав ре бенка как со ставной час ти об щечеловеческих цен ностей, Генеральной Ассамблеей ООН в 1946 г. бы л со здан ЮНИСЕФ или Детский фонд ООН, являющийся главным гарантом, механизмом за щиты прав де тей во все м мире.
С это го врем ени про блема за щиты прав де тей вы шла на между народный уровень и при обрела ре альные форм ы. 10 де кабря 1948 г. ООН при нимает Всеобщую де кларацию прав чело века «Всеобщая де кларация прав чело века» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), в кот орой не сколько ста тей по священы не посредственно де тям. В не й от мечается, что «ребенок, ввид у его физической и умственной не зрелости, нуждается в спец иальной охране и за боте, включая и на длежащую прав овую за щиту, как до , так и по сле рождения».
ООН, при няв Всеобщую де кларацию прав чело века и про возгласив в не й не отъемлемые прав а де тей, не остановилась на это м. И, уже 20 ноября 1959 г., на 14 сессии Генеральной Ассамблеи ООН при нимает Декларацию прав ре бенка, кот орая включала в себя 10 ста тей, про возглашающих со циальные и прав овые при нципы, на правленные на за щиту и охрану прав де тей, как на национальном, так и между народном уровнях «без раз личия или дис криминации по при знаку рас ы, цвета кожи, по ла, языка, ре лигии, по литических или иных убеждений, на ционального или со циального про исхождения, им ущественного по ложения, рождения или ино го об стоятельства, касающегося сам ого ре бенка или его семьи»