Введение
Глава 1. Государственная регистрация недвижимости как междисциплинарный правовой институт
1.1 Административно-правовой статус органов государственной регистрации недвижимости
1.2 Гражданско-правовое регулирование государственной регистрации недвижимости и ее значение
1.3 Возмещение убытков, причиненных неправомерными действиями государственного регистратора
Глава 2. Система государственной регистрации недвижимости
2.1 Критерии отнесения вещей к категории недвижимости
2.2 Правовые вопросы государственной регистрации прав, сделок, перехода прав и обременений
2.3 Проблематика публичной достоверности Единого государственного реестра недвижимости
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы выпускной квалификационной работы с точки зрения права, определяется в первую очередь тем, что в 2017 году фактически полностью обновилось правовое регулирование института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Так еще в 2013 году в качестве проблемы Правительство Российской Федерации отмечало отсутствие единого закона о государственной регистрации прав и кадастровом учете объектов недвижимости.
Учетно-регистрационные процедуры регулировались федеральными законами «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственном кадастре недвижимости», которые не исключали дублирования сведений о правах и объектах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и государственном кадастре недвижимости и не предусматривали правила синхронизации сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и государственного кадастра недвижимости, что приводило к многократному увеличению ошибок в сведениях указанных систем. В 2015 году, с принятием Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» вышеуказанные недостатки были устранены.
Государственная регистрация недвижимости необходима для того, чтобы приобретатель прав всегда имел возможность свериться с данными реестра и установить, что он имеет дело либо с первоначальной стороной по соответствующему договору, либо с тем, кто приобрёл эти права в результате уступки. То есть с теми, кто имеет законное право отчуждать недвижимое имущество другим лицам на праве собственности или ином имущественном праве. В практике гражданского оборота довольно часто возникают ситуации, когда в качестве недвижимости регистрируются объекты, таковыми по своей физической природе не являющиеся (асфальтовые и бетонные покрытия, капитальные заборы, подземные трубы, надземные канавы и т.п.).
Нельзя утверждать, что современное право России не принимает в расчет вышеуказанные обстоятельства. Вместе с тем практически всеми исследователями правового регулирования оборота недвижимости признается, что оно весьма далеко от совершенства. В науке, законодательстве, судебной и правоприменительной практике не решены многие проблемы, среди которых главными являются вопросы о понятии недвижимого имущества и правовых принципах регистрации прав на недвижимость.
Актуальность темы дипломной работы подтверждается статистическими данными. Согласно статистике Управления Росреестра по Алтайскому краю за первое полугодие 2019 года в данном регионе подано 413 000 заявлений для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и (или) постановки на государственный кадастровый учет.
Степень научной исследованности темы в современных условиях не является достаточно высокой. Теоретическую основу исследования составили работы таких ученых как: Бевзенко Р.С., Брагинского М.И., Кудухова А.В., В.С., Лехтинен Л.В.,Козловой Е.Б., Крюкова Е.А.13, Савенко Г.В.и других ученых.
Объектом выпускной квалификационной работы являются правоотношения, возникающие между частными и публичными лицами в области государственной регистрации недвижимости.
Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы российского законодательства, материалы судебной практики и научная литература по теме бакалаврской работы.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении новелл правового регулирования, судебной практики и теоретических исследований в сфере государственной регистрации недвижимости.
Исходя из целей выпускной квалификационной работы, можно сформулировать следующие основные задачи выпускной квалификационнойработы:
- Охарактеризовать административно-правовой статус органов государственной регистрации недвижимости
- Показать гражданско-правовое регулирование государственной регистрации недвижимости и ее значение
- Раскрыть порядок возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями государственного регистратора.
- Выделить критерии отнесения вещей к категории недвижимости.
- Проанализировать правовые вопросы государственной регистрации недвижимости, прав, сделок, перехода прав и обременений.
6 Осветить проблематику публичной достоверности Единого государственного реестра недвижимости.
Информационную базу выпускной квалификационной работы составили: нормы отечественного законодательства, материалы судебной практики.
Методы исследования. Исследование проводилось на основе общенаучного диалектического метода познания, также использовались частно-научные методы такие как: системный, технико-юридический, сравнительно-правовой, формально-логический.
Практическое значение исследования состоит в том, что сформулированные в нем выводы и предложения могут быть применены в ходе дальнейшей профессиональной деятельности на рынке недвижимости и в сфере государственной регистрации недвижимого имущества.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Государственная регистрация недвижимости как междисциплинарный правовой институт
1.1 Административно-правовой статус органов государственной регистрации недвижимости
Кадастровый учет и регистрация прав на объекты недвижимости являются важнейшей социально-ориентированной функцией государства по оказанию государственных услуг, обеспечивающей защиту конституционных прав собственников и вовлечение недвижимости в рыночный оборот.
Особое место в системе правового регулирования государственной регистрации недвижимости занимает Федеральный закон РФ «О государственной регистрации недвижимости». Указанным законом определены органы, осуществляющие государственную регистрацию прав н.а недвижимое имущество и сделок с ним, основания для отказа в государственной регистрации и ее приостановления. Следует отметить, что основой российской системы регистрации прав на недвижимость послужил закон от 21 июля 1997 год.а № 122-ФЗ «О государственно.й регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», однако за двадцать лет система госрегистрации претерпела колоссальные изменения и с 1 января 2017 года вступил в силу новый Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) .
О.В.Гриднева, О.В.Ефимова, Е.В.Питьк.о выделяют главную особенность нового закона, которой стало закрепление объединенной системы регистрации прав на недвижимостьби системы кадастрового учета объектов недвижимости. В эксплуатацию был запущен Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), создание которого существенно упростило регистрационные процедуры и сократило их сроки.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость, выполняет важнейшую функцию по ведению учета сведений об объектах прав, хранению и выдаче информации о правообладателях.
Результаты деятельности органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимость, находятся в сфере гражданского оборота, частного права, однако сама эта деятельность носит административный характер. Правовой статус данных органов и порядок совершения ими различных действий регулируются нормами административного права.
В административно-правовом статусе государственных субъектов М.С. Игнатова выделяет три блока:
1) целевой (юридически закрепленные цели, задачи и функции);
2) структурно-организационный (нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение другим, установления и изменения их организационных структур, права на организационное самоопределение, процедур деятельности и права на официальные символы);
3) компетенционный (включает права и обязанности, связанные с осуществлением власти, в том числе право издавать определенные акты, и подведомственность — правовое закрепление круга объектов, предметов, дел, на которые распространяются властные полномочия).[1]
До недавнего времени учет недвижимого имущества в Российской Федерации (далее – РФ) осуществлялся как учет объектов права либо объектов управления в зависимости от целей учета. Как отмечает У.А. Дрозд, функционирующие системы учета были почти не связаны между собой, а потому зачастую не позволяли получить объективные сведения о недвижимом имуществе.[2]
В настоящее время государственную функцию по осуществлению учетно-регистрационных действий в отношении объектов недвижимости выполняют территориальные подразделения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ. Служба была образована в 2004 году под наименованием Росрегистрация (Федеральная регистрационная служба). Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральная регистрационная служба с 30 декабря 2008 г. переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).[3]
Упразднено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, а также Росреестр. Функции этих двух агентств переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Настоящим Указом предусмотрено объединение системы кадастрового учёта и системы регистрации прав и картографии — объединение процедур по принципу «одного окна», что в теории должно облегчить процедуру регистрации прав на недвижимое имуществом получение сведений об объекте недвижимости.
Стоит отметить, что до принятия Федерального закона № 218-ФЗ в России велось несколько разных систем учета недвижимости, главными из которых являлись Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Несмотря на то, что учреждение ведущие эти кадастры и занимались вроде бы схожей деятельностью, между ними возникали многочисленные разногласия, противоречия, которые, в конечном счете, приводили к ошибкам и необходимости внесения исправлений, чаще всего в судебном порядке.
Создание Росреестра представляет собой ведомственное слияние нескольких различных векторов функционирования органов исполнительной власти, которые коррелированы с регистрацией различных правозначимых фактов и ведением реестров, присущих учетно-регистрационной системе.
В последующем было утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, которое регламентирует деятельность вновь созданного органа, устанавливает права и обязанности.[4] Данный документ определяет по своей сути административно-правовой статус вновь созданного органа.