Введение
Глава 1. Психологические аспекты в современном менеджменте и их влияние на формирование корпоративной культуры
1.1. Исторические предпосылки менеджмента
1.2. Корпоративная культура в России
1.3. Актуальность психологических аспектов деятельности менеджера и их содержание
Глава 2. Анализ психологических аспектов и их влияние на формирование корпоративной культуры на базе предприятия практики. Предложения по разработке формирования корпоративной культуры и психологических особенностей управления
2.1. Межгрупповые и внутригрупповые конфликты и способы их разрешения на предприятиях общественного питания
2.2. Предложения по мотивации персонала на предприятии базы практики
2.2. Моральное стимулирование
2.3. Как сотрудники познают организационную культуру
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы управления на предприятии. Управление организацией – созданной людьми системой (группой людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели или целей) представляет собой сложную работу, так же это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Руководство должно признавать, что каждый работник представляет собой личность с неповторимыми переживаниями и запросами.
Целью данной работы является улучшение организации работы на предприятиях общественного питания.
Объектом в курсовой работе является современный менеджмент.
Предметом являются психологические аспекты в современном менеджменте.
При написании курсовой работы использовались такие основные методы исследования как анализ предприятия общественного питания, статистические методы исследования.
В качестве источников при написании работы использовались нормативные документы и учебные пособия следующих авторов: Зайцева Н.А., Калюгина С.Н., Свиткин М.З. и другие.
Актуальность данной темы объясняется появившемся в двадцатом столетии тенденциям к рассмотрению менеджмента, как процесса управления людьми и взгляд на человека, как на объект управления, а не часть механизма.
В данной работе будет рассмотрена основная задача современного менеджмента – активизация деятельности человека.
Активизировать деятельность человека – значит, добиться того, чтобы он работал добросовестно, с полной отдачей. Но человеческий фактор многогранен и включает в себя совокупность различных свойств человека (социальных, психологических, биологических), которые проявляются в его действиях и работе. Их недооценка, например, в условиях производства, может привести к нерациональному использованию техники, нарушениям технологических режимов, к другим отрицательным последствиям. Многие успехи или ошибки зависят от того, с какой ответственностью люди относятся к своему делу, каковы отношения между ними в процессе совместного труда и т.д. А, как известно, «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» (И.А. Крылов).
Глава 1. Психологические аспекты в современном менеджменте и их влияние на формирование корпоративной культуры
1.1 Исторические предпосылки менеджмента
Управление появилось вместе с людьми. Оно выделилось и обособилось в самостоятельный вид деятельности в процессе разделения и кооперации труда, что обусловило необходимость организации, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. При этом один становится руководителем, т.е. управляющим, а другой – его подчиненным, т.е. управляемым.
Впервые проблему управления взялись решить древние египтяне. Около 6 тысяч лет назад они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования и контроля результатов, а также поставили вопрос о децентрализации управления.
В древности организации имели определенную структуру, в которой выделялись уровни управления. Существовали и крупные политические организации, руководителями которых являлись короли и генералы. Были также и управляющие, хранители житниц, погонщики, надсмотрщики работ, губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность этих организаций.
Шли годы, управление многими организациями становилось более четким и сложным, а сами организации – сильными и устойчивыми. Примером может служить Римская империя, которая просуществовала сотни лет.
Почти все формы современного управления можно проследить в древних организациях, хотя их характер и структура управления суще-
ственно отличались от сегодняшних.
В эпоху рабовладения также имели место элементы управления, однако преобладали методы прямого принуждения и страха наказания в качестве главных средств побуждения к труду.
В дальнейшем, с развитием общественного производства, такой труд обнаружил органически присущую ему неэффективность. Его заменила система наемного труда, которая зародилась в буржуазную эпоху. При этой системе использовался принципиально иной, опосредованный, механизм принуждения, основанный на материальных стимулах. Возникший свыше 250 лет назад в ряде стран Западной Европы торговый капитализм имел совсем иную основу – денежный капитал. Вместо прямых и грубых форм принуждения к труду при капитализме формировался и повсеместно использовался рыночный механизм, действовавший на базе обмена меновыми стоимостями и предполагавший формальную личную независимость и равенство обменивающихся сторон.
Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX в., вероятно, никто не задумывался над тем, как управлять ими системно. Людей в основном интересовало, как заработать больше денег, завоевать политическую власть, но не как управлять организациями. В связи с этим менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, науку лишь на рубеже XIX – XX веков.
Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, явилась промышленная революция в Англии. Однако идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке, которая стала родиной современного управления. В начале XX в., в период бурного развития Соединенных Штатов, создавались крупные отрасли и предприятия, для управления которыми требовались формализованные способы.
Таким образом, менеджмент сформировался частично в результате появления большого бизнеса, частично – попытки предпринимателей воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции, а частично – желания небольшой группы любознательных людей создать самые эффективные способы выполнения работы[6].