Курсовая работа|Уголовное право

Уголовная ответственность за самовольное оставление части или места службы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 34

Введение

Глава 1. Понятие и состав преступлений против военной службы

1.1. Понятие преступлений против военной службы

1.2. Состав преступления против военной службы (объективные и субъективные признаки)

Глава 2. Самовольное оставление части или места службы: уголовно-правовая характеристика

2.1. Объективные и субъективные признаки самовольного оставления части или места службы

2.2. Некоторые вопросы квалификации самовольного оставления части или места службы

Заключение

Список литературы

Актуальность исследования.

Военная служба выступает одним из важнейших видов деятельности граждан, непосредственно связанным с обеспечением безопасности государства. Посредством неё выполняется множество разнообразных задач и функций, от успешного осуществления которых зависят стабильность в обществе, его способность функционировать и защищаться извне. Здесь особое значение приобретают вопросы, связанные с законодательным обеспечением основных вопросов содержания военной службы, особенностей её построения и функционирования в РФ на современном этапе.

Действующей Конституции Российской Федерации (далее по тексту – Конституция РФ)[1], Конституцией РФ прямо устанавливаются основы обороны и безопасности государства. Отметим, что в ст. 59 она закрепляет: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Порядок прохождения военной службы Конституцией РФ прямо не регламентируется, а определяется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту - Закон о воинской обязанности и военной службе). В нём обозначается и понятие военной службы, под которой стоит понимать особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее по тексту – ВС РФ), а также в других войсках, воинских формированиях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства[2]. Таким образом, исходя из этого, можно сделать вывод, что законодателем подчёркивается особая природа военной службы, отличная от других видов государственной службы. Это выражается прежде всего в наличии специфических особенностей у военной службы, которые выражаются в определённых установлениях, вытекающих из военного дела и существенно влияющих на характер служебных правоотношений в структурах, где осуществляется военная служба. Особый статус рассматриваемому институту придаёт, безусловно, его функциональное назначение – обеспечивать оборону и безопасность государства в период вооружённых конфликтов, в условиях военного и чрезвычайного положения, в соответствии с международными договорами.

Актуальность этого вопроса связана с осуществлением военной реформы в стране, одним из аспектов которой должно стать совершенствование обеспечения военнослужащих.

Преступность среди военнослужащих обладает повышенной общественной опасностью ввиду того, что, причиняя вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям, одновременно она нарушает воинскую дисциплину и порядок прохождения военной службы. Преступность военнослужащих является дестабилизирующим фактором, негативно воздействующим не только на функционирование Вооруженных сил, но и на мнение населения о состоянии своей безопасности в данном государстве. Несмотря на достаточно разработанную систему воинских преступлений в отечественном праве и накопленный опят судебной практики, при квалификации преступлений против военной службы возникают проблемы, обусловленные в ряде случаев неточностью законодательных формулировок, произвольным толкованием норм Уголовного кодекса РФ, ошибками правоприменителей, связанных с оценкой фактических обстоятельств дела.

Цель настоящей работы является комплексный анализ уголовной ответственности за самовольное оставление части или места службы.

Задачи исследования поставлены следующие:

- раскрыть понятие преступлений против военной службы;

- изучить состав преступления против военной службы;

- проанализировать объективные и субъективные признаки самовольного оставления части или места службы;

- исследовать правовой статус военнослужащего.

Объектом исследования являются совокупность уголовно-правовых и общественных отношений, возникающие в результате совершения военнослужащим преступлений против военной службы, в частности самовольное оставление части или места службы.

Предметом исследования является комплекс процессуальных норм и нормативно-правовых актов, регламентирующих военную службу в РФ.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы: метод анализа, синтеза и индукции, а также специально-юридические методы: сравнительно-правовой метод, метод системного анализа, метод толкования права. Также в процессе написания работы были использованы такие методы исследования как отраслевой правовой анализ, анализ вторичной информации.

Структура работы обусловлена темой исследования и включает в себя введение, основную часть, состоявшую из двух глав, заключения и библиографического списка.

 

Глава 1. Понятие и состав преступлений против военной службы

1.1. Понятие преступлений против военной службы

Данное понятие определяется в ст. 331 УК РФ как преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Воинское преступление характеризуется общими для всех преступлений признаками: общественной опасностью, уголовной противоправностью, виновностью и наказуемостью. Вместе с тем специфика военной службы наполняет указанные признаки особым «воинским» содержанием[3].

Общественная опасность преступлений против военной службы заключается в причинении вреда военной безопасности или в создании угрозы причинения такого вреда. Преступный вред военной безопасности государства опосредуется причинением в той или иной форме ущерба боевой готовности войск[4].

Уголовная противоправность преступлений против военной службы представляет собой запрещенность их специальными нормами гл. 33 УК РФ (специальная противоправность). Другие преступления, совершаемые военнослужащими и причиняющие вред интересам военной безопасности (например, разглашение государственной тайны военного характера и др.), к числу воинских преступлений по формальному признаку не относятся и должны получить уголовно-правовую оценку по другим статьям УК РФ.

Виновность является обязательным субъективным свойством преступления. Реализация принципа вины предполагает, что преступлением может быть только виновно совершенное общественно опасное деяние. Положения гл. 5 УК РФ («Вина»), содержащей нормы об умысле и неосторожности, о характеристике преступлений с двумя формами вины, о признаках невиновного причинения вреда, без каких-либо изъятий применяются и к преступлениям против военной службы. Воинская специфика заключается в предметном содержании вины, мотива и цели в преступлениях против военной службы.

Наказуемость преступлений против военной службы означает, что за совершенные виновно воинские общественно опасные деяния может быть назначено установленное в санкции уголовно-правовой нормы наказание. Признак уголовной наказуемости преступлений против военной службы имеет ряд особенностей, обусловленных характером службы в военных организациях государства.

Всякое преступление против военной службы характеризуется совокупностью данных специфических признаков, отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность квалификации содеянного как воинского преступления. Например, не являются преступлениями против военной службы общественно опасные деяния военнослужащих, не нарушающие порядка прохождения военной службы. Такие преступные деяния военнослужащих, как кража, грабеж, изнасилование, относятся к общеуголовным и подлежат квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК РФ.

На практике возможны ситуации, когда общественно опасные деяния по своему характеру направлены против интересов военной службы и причиняют вред военной безопасности государства, но совершаются не военнослужащими, а лицами из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, замещающими воинские должности. В данном случае действия таких лиц содержат признаки тех или иных общеуголовных преступлений и должны быть оценены по соответствующим статьям УК РФ.

В Особенной части УК РФ предусмотрены преступления, которые нарушают порядок прохождения военной службы и совершаются военнослужащими, но не указаны в качестве преступлений против военной службы в гл. 33 УК РФ. К таким преступным деяниям можно отнести, например, хищение или вымогательство военнослужащим оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, убийство подчиненным своего начальника в связи с исполнением им обязанностей военной службы и т.д. Уголовная ответственность за эти и другие подобные преступления наступает также по общеуголовным нормам Особенной части УК РФ[5].

Важным аспектом разграничительной функции законодательного определения преступления против военной службы является отграничение некоторых воинских преступлений от сходных с ними общеуголовных преступных деяний. Ряд преступлений, предусмотренных в гл. 33 УК РФ, не имеет аналогов среди других преступлений, предусмотренных в Особенной части УК РФ. В частности, самовольное оставление части или места службы (ст. 337), нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 340), нарушение правил несения пограничной службы (ст. 341) и др. Разграничение таких преступлений (их еще называют специально воинскими) в процессе квалификации не вызывает трудностей на практике.

Таким образом, гораздо сложнее обстоит дело с разграничением так называемых относительно воинских преступлений, которые по отдельным признакам, главным образом объективной стороны, совпадают с некоторыми общеуголовными преступлениями. Например, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности по своим объективным признакам совпадает с рядом преступлений против здоровья. Для квалификации подобных деяний как воинских преступлений необходимо, прежде всего, устанавливать в них наличие особых видовых признаков: объекта, субъекта и противоправности в их совокупности.

Нормативные правовые акты

  1. Ко⁠нституция Ро⁠ссийско⁠й Федер⁠а⁠ции: о⁠фиц. текст. Пр⁠инята⁠ всена⁠р⁠о⁠дным го⁠ло⁠со⁠ва⁠нием 12 дека⁠бр⁠я 1993 го⁠да⁠ с изменениями, о⁠до⁠бр⁠енными в хо⁠де о⁠бщер⁠о⁠ссийско⁠го⁠ го⁠ло⁠со⁠ва⁠ния 1 июля 2020 го⁠да⁠ // Официа⁠льный интер⁠нет-по⁠р⁠та⁠л пр⁠а⁠во⁠во⁠й инфо⁠р⁠ма⁠ции http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. № 0001202007040001.
  2. Уго⁠ло⁠вный ко⁠декс Ро⁠ссийско⁠й Федер⁠а⁠ции о⁠т 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в р⁠ед. о⁠т 05.04.2021). // Со⁠бр⁠а⁠ние за⁠ко⁠но⁠да⁠тельства⁠ Ро⁠ссийско⁠й Федер⁠а⁠ции. 17.06.1996. N 25. ст. 2954.
  3. Федер⁠а⁠льный за⁠ко⁠н о⁠т 28 ма⁠р⁠та⁠ 1998 г. N 53-ФЗ "О во⁠инско⁠й о⁠бяза⁠нно⁠сти и во⁠енно⁠й службе". // Со⁠бр⁠а⁠ние за⁠ко⁠но⁠да⁠тельства⁠ Ро⁠ссийско⁠й Федер⁠а⁠ции о⁠т 30 ма⁠р⁠та⁠ 1998 г. N 13. ст. 1475.

 

Научная литература

  1. Во⁠енно⁠-уго⁠ло⁠вно⁠е за⁠ко⁠но⁠да⁠тельство⁠ / По⁠д р⁠ед. ка⁠ндида⁠та⁠ юр⁠идических на⁠ук М. К. Кислицына⁠. М.: Изда⁠тельство⁠ НОРМА, 2020.
  2. Да⁠нило⁠в П. С. Тео⁠р⁠етическа⁠я ко⁠нцепция кла⁠ссифика⁠ции пр⁠еступлений пр⁠о⁠тив во⁠енно⁠й службы по⁠ действующему уго⁠ло⁠вно⁠му за⁠ко⁠но⁠да⁠тельству Ро⁠ссийско⁠й Федер⁠а⁠ции // Актуа⁠льные пр⁠о⁠блемы эко⁠но⁠мики и пр⁠а⁠ва⁠. 2017. № 3 (43). С. 81-93.
  3. Ер⁠мо⁠ло⁠вич Я.Н. К во⁠пр⁠о⁠су о⁠ пр⁠о⁠блеме пр⁠еступлений пр⁠о⁠тив о⁠бо⁠р⁠о⁠ны Ро⁠ссийско⁠й Федер⁠а⁠ции // Пр⁠а⁠во⁠ в Во⁠о⁠р⁠уженных Сила⁠х. 2018. N 1. С. 68 – 74.
  4. Ка⁠р⁠имо⁠в Э. Г. Кла⁠ссифика⁠ция пр⁠еступлений пр⁠о⁠тив во⁠енно⁠й службы // Вестник ма⁠гистр⁠а⁠тур⁠ы. 2016. № 3 (54). С. 101-103.
  5. Ко⁠ммента⁠р⁠ий к Уго⁠ло⁠вно⁠му ко⁠дексу РФ / по⁠д р⁠ед. Кр⁠углико⁠в Л.Л. М.: Во⁠лтер⁠с Клувер⁠, 2015. С. 721.
  6. Кузнецо⁠ва⁠ Н.Ф. Пр⁠о⁠блемы ква⁠лифика⁠ции пр⁠еступлений: Лекции по⁠ спецкур⁠су «Осно⁠вы ква⁠лифика⁠ции пр⁠еступлений». М.: Го⁠р⁠о⁠дец, 2017. С. 310.
  7. Ма⁠лько⁠в С.М. Со⁠дер⁠жа⁠ние о⁠бъекта⁠ пр⁠еступления пр⁠о⁠тив во⁠енно⁠й службы и его⁠ зна⁠чение для система⁠тиза⁠ции гла⁠вы 33 Уго⁠ло⁠вно⁠го⁠ ко⁠декса⁠ РФ // Со⁠вр⁠еменно⁠е пр⁠а⁠во⁠. 2017. N 8. С. 78 - 83.
  8. Уго⁠ло⁠вно⁠е пр⁠а⁠во⁠, Осо⁠бенна⁠я ча⁠сть. Учебник для вузо⁠в. Ответственные р⁠еда⁠кто⁠р⁠ы: И. Я. Ко⁠за⁠ченко⁠, З. И. Незна⁠мо⁠ва⁠, Г. П, Но⁠во⁠село⁠в – М.: Изда⁠тельска⁠я гр⁠уппа⁠ ИНФРА М., НОРМА, 2018.
  9. Уго⁠ло⁠вно⁠е пр⁠а⁠во⁠. Обща⁠я ча⁠сть/ По⁠д р⁠ед. И. Я. Ко⁠за⁠ченко⁠, З. А. Незна⁠мо⁠во⁠й. М., 2017.
  10. Уго⁠ло⁠вно⁠е пр⁠а⁠во⁠ Ро⁠ссии. Осо⁠бенна⁠я ча⁠сть: учебник / Са⁠нкт-Петер⁠бур⁠гский го⁠суда⁠р⁠ственный универ⁠ситет; по⁠д р⁠ед. В.В. Лукьяно⁠ва⁠, В.Ф. Щепелько⁠ва⁠, В.Н. Бур⁠ла⁠ко⁠ва⁠. - 2-е изд., пер⁠ер⁠а⁠б. СПб.: Изда⁠тельство⁠ Са⁠нкт-Петер⁠бур⁠гско⁠го⁠ Го⁠суда⁠р⁠ственно⁠го⁠ Универ⁠ситета⁠, 2014. С. 765.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Уголовное право
2014 год 60 стр.
Курсовая работа на тему: «Незаконное предпринимательство»
diplomstud
Курсовая работа Уголовное право
2017 год 39 стр.
Курсовая Заключение под стражу
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское