ВВЕДЕНИЕ
1 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ НЕЗАВИСИМОСТЬ
1.1 Судебная власть в структуре государственной власти
1.2 Принцип независимости судей: значение и гарантии
2 ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Независимость судей в системе принципов современного гражданского процесса
2.2 Правовые средства обеспечения и реализации принципа независимости судей в гражданском процессе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. На территории Российской Федерации конституционно-правовые нормы института независимости судей закреплены в Конституции Российской Федерации. Принцип независимости судей, который является базисным по отношению к другим конституционным принципам, определяющим правовой режим судей в России, гарантируется и декларативно декларируется в целом ряде положений Конституции Российской Федерации (ст. ст. 120 - 121).
Судебной властью на территории России являются судьи, наделенные полномочиями осуществления правосудия. При этом статус судей обеспечивается целым рядом правовых гарантий : процессуальными гарантиями судьи (запрещение под угрозой ответственности вмешательства в деятельность по совершению правосудия, организационно-правовыми гарантами судьи, определяющими порядок отбора на эту должность; социально-правовыми гарантиями суда и членов его семьи, неприкосновенность судей, право на материальное и др)[1].
С момента подготовки судебной реформы в 1991 г. идея обеспечения реальной независимости судей остается одной из наименее реализованных в конституционном законодательстве, а равно и в правоприменительной практике современной России.
В РФ за последние годы в среднем оправдывается 0,7 - 0,8% обвиняемых (если не считать дел, которые рассматриваются в особом порядке, и дел так называемого частного обвинения). Для сравнения - процент оправдательных приговоров в других странах: Европейский союз - 25 - 50%, США - 17 - 25%, Тайвань - 12%, Китай - 0,7%[2].
Несмотря на увеличение количества судей, серьезное повышение их материальной и социальной обеспеченности, обеспечения судей жильем и иными льготами, качество правосудия в России явно не улучшилось. Налицо и увеличение количества так называемых заказных дел (причем заказчиками выступают как правоохранительные органы, так и субъекты предпринимательской деятельности), и колоссальный рост числа политически мотивированных уголовных преследований.
Только при условии установления в конституционном законодательстве системы мер, обеспечивающих различные аспекты независимости судьи, российский судья может быть гарантом прав каждого гражданина, профессионалом, олицетворяющим идеалы цивилизованного гуманитарного правового государства.
Цель и задачи исследования. Цель работы – это анализ теоретических и практических вопросов, касающихся независимости судей в гражданском процессе. Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- определение исходных теоретических положений, раскрывающих понятие и правовую природу независимости судей;
- выделение основных этапов развития структуры органов власти;
- выявление принципиальных особенностей правового института независимости судебной власти
- изучение гражданско-процессуальных гарантий независимости судей
Объектом исследования являются общие вопросы применения принципа независимости судей.
Предмет исследования – это правовые нормы обеспечивающие независимость судей.
Методологическая основа работы: общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов; исторический подход; частно-научные методы - логический, технико- юридический, исторический и др.
Нормативная и информационная база исследования - это Конституция Российской Федерации, действующее российское законодательство, монографическая и иная научная литература.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
1 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ НЕЗАВИСИМОСТЬ
1.1 Судебная власть в структуре государственной власти
В настоящее время институт судебной власти в России обеспечивает развитие и совершенствование в связи с законодательными, юридическими или судебными реформациями, связанными с судебной системой и судебным процессом. Взаимосвязь реформ обусловила упорядочение истории института судебной власти в Российской Федерации. На определенном этапе становления и развития российской государственности необходимо принять нормативно-правовые акты (законы), которые имеют законодательную основу судоустроительства и судебного процесса: Русская Правда, краткая и пространная редакции XI - XII вв., Новгородская и Псковская судные грамоты XV в., Судебник 1497 - 1550 гг., Соборное уложение 1649 г., судебно-процессуальное законодательство Петра I, основные акты 1714 - 1723 гг[3].
Указы и постановления Екатерины II, Декреты о суде и другие акты. Все исторические периоды имеют в своем составе элементы института правосудия. При этом следует учитывать, что Судебные уставы Александра I впервые в истории российского правосудия являются основателями правовых основ и гарантии для практической реализации судебной системы. Однако все они заслуживают внимания.
В 1964 году суда были отделены от административного контроля, и стали самостоятельной системой власти. В этот период времени еще не было конституции, со стороны судов отсутствовал надзор исполнительной власти, суды не защищали людей от чиновничьего произвола и даже не имели функции надзора за законодательством.
В советское время термин «судебная власть» был введен относительно недавно – в начале 90-х годов. По сути, с 1953 года судебная власть в СССР была упразднена. Однако судебная власть возникает лишь тогда, если общество способно создавать институты защиты прав человека, а также способна противостоять бюрократии, тирании.
Учитывая, что во времена СССР судебная власть с присущем ей принципом независимости и самостоятельности отсутствовала, ввиду вмешательства в судебную деятельность партийной и исполнительной власти. Таким образом, современные юристы, исследующие проблемы судебной власти, обращают внимание на то, что российской правовой науке понятие судебной власти практически неизвестно.
Именно за эти годы была создана целая система законодательства об организации и деятельности судебных органов и судейского сообщества[4].
В социалистический период российской истории судьи находились под жестким контролем партии и Советов. По указанию партийного органа должность судьи, даже самого низшего звена, была номенклатурной и заменялась по указанию партийного органа. Городские (народные) районные судьи избирались на безальтернативной основе из заранее согласованных и подобранных с парткомом кандидатов. Избиратели их не могли знать и не могли контролировать. В вышестоящих судах судьи назначались соответствующими Советами, обязаны были отчитываться перед ними, и могли быть отозваны.