Введение
Глава 1. Понятие и порядок несения патрульно-постовой службы полиции
1.1 История патрульно-постовой службы
1.2 Порядок несения патрульно-постовой службы полиции
Глава 2. Организация и тактика несения нарядами патрульно-постовой службы полиции
2.1 Организация несения нарядами патрульно-постовой службы полиции
2.2 Особенности тактики несения нарядами патрульно-постовой службы полиции
2.3 Проблемы несения службы нарядами ППСП и пути их решения
Заключение
Список литературы
Актуальность темы. Закон «О полиции» создает предпосылки для укрепления законности и правопорядка в обществе, повышения эффективности борьбы с противоправными посягательствами. Он восполняет имеющиеся пробелы в правовом регулировании сферы внутренних дел, содержит более надежные гарантии прав человека и гражданина, вовлекаемого в орбиту полицейской деятельности, устанавливает более жесткие требования к работе органов охраны правопорядка.
Поэтому, особую актуальность в данных условиях приобретает обеспечение правопорядка на улицах и в других общественных местах городов, поселков и других населенных пунктов. Важная роль в реализации этой задачи принадлежит патрульно-постовой службе полиции (ППСП). Эта служба выступает в качестве основного средства обеспечения надлежащего общественного порядка и борьбы с преступностью на улицах, площадях, в парках, на объектах транспорта и в других общественных местах специально назначаемыми нарядами полиции. Поэтому изучение патрульно-постовой службы полиции носит актуальный характер.
Цель работы – изучить особенности тактики несения службы нарядами патрульно-постовой службы полиции.
Задачи:
- изучить историю патрульно-постовой службы;
- проанализировать порядок несения патрульно-постовой службы полиции;
- рассмотреть особенности организации несения нарядами патрульно-постовой службы полиции;
- изучить особенности тактики несения нарядами патрульно-постовой службы полиции;
- проанализировать проблемы несения службы нарядами ППСП и пути их решения.
Объект исследования – общественные отношения в сфере тактики несения службы нарядами патрульно-постовой службы полиции.
Предмет исследования – нормативное закрепление тактики несения службы нарядами патрульно-постовой службы полиции.
Методы исследования – сравнительный, метод классификации, метод синтеза и анализа и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие и порядок несения патрульно-постовой службы полиции
1.1 История патрульно-постовой службы
Официальная история патрульно-постовой службы полиции берет начало 2 сентября 1923 г., когда руководство молодой советской милиции приняло «Инструкцию постовому милиционеру», в которой излагались основы несения постовой службы сотрудниками милиции. Однако в действительности подразделения, ставшие прообразом современной патрульно-постовой службы полиции, появились еще в Российской империи.
Еще в годы правления царя Алексея Михайловича Романова, 30 апреля 1649 г., были введены «Наказы о градском благочинии», в которых содержалась и первая попытка законодательного обеспечения охраны общественного порядка на улицах русских городов. В документе значилось: «и ездить в своем объезде по всем улицам и по переулкам, в день и в ночь, в беспрестани. А для береженья во всех улицах и по переулках росписать им решеточных прикащиков и сторожей; и по улицам и по переулкам в день и в ночь ходить и беречь накрепко, чтоб в улицах и в переулках бою и грабежу и корчмы и табаку и инаго никакого воровства и блудни не было».
При Петре I в Российской империи была создана полиция и распределены обязанности чинов полиции, ответственных за охрану общественного порядка в городах страны. 8 сентября 1802 г. было создано Министерство внутренних дел России, за которым закреплялись и задачи обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью.
Спустя два года, в 1804 г., министр внутренних дел России граф Виктор Павлович Кочубей распорядился создать внешнюю часть полиции, а 3 июля 1811 г. вышло «Положение о внутренней страже», в соответствии с которым в обязанности внутренней стражи Российской империи входили поимка воров, преследование и уничтожение разбойников, усмирение неповиновений и буйства, поимка беглых преступников, охрана порядка на ярмарках и празднествах.
Таким образом, были усовершенствованы законодательные основы охраны общественного порядка. Внутренняя стража подчинялась военному ведомству и губернским начальникам, в ее состав входили восемь округов под командованием окружных генералов. Округ внутренней стражи охватывал от 4 до 8 губерний, на территории которых дислоцировались две бригады. Всего в Российской империи насчитывалось двадцать бригад внутренней стражи.
30 марта 1816 года Внутренняя стража Российской империи была преобразована в Отдельный корпус внутренней стражи, а 4 апреля 1816 года командиром корпуса был утвержден Е.Ф. Комаровский. В феврале 1817 г. было обнародовано положение «Об учреждении жандармов внутренней стражи».
В состав жандармской стражи входили столичные дивизионы численностью в 334 человека и жандармские команды по 31 человек в 56 городах Российской империи. Столичные дивизионы дислоцировались в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве (Варшавский дивизион был создан несколько позже петербургского и московского дивизионов). Что касается постовой службы полиции, то первые упоминания о ней приходятся на 1838 г., когда было утверждено Положение о столичной полиции.
Городская полиция в то время несла постовую службу в полицейских будках, откуда появилось и название стражей порядка — «будочники». В 1853 г. началось формирование полицейских команд в российских городах. Команды комплектовались нижними военными чинами во главе с унтер-офицером. Каждая команда из 10 полицейских и унтер-офицера приходилась на 5 тысяч жителей, на 2 тысячи жителей приходилось 5 полицейских нижних чинов. Городовые постовой службы подчинялись околоточным надзирателям. Околотки находились в подчинении полицейских участков во главе с приставом, помощником пристава и письмоводителем. В свою очередь, в подчинении городовых находились дворники, выполнявшие не только функции по уборке и благоустройству улиц, но и бывшие низшими полицейскими чинами, следившими за обеспечением общественного порядка.
Система охраны порядка в дореволюционной России функционировала достаточно исправно и эффективно, однако революционные события февраля и октября 1917 г. способствовали фактическому уничтожению старой правоохранительной системы. Однако и Советская Россия нуждалась в структуре, способной стать надежным инструментом борьбы с преступностью. 28 октября (10 ноября) 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел Советской России издал постановление "О рабочей милиции", в котором говорилось: 1) все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию; 2) рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов; 3) военные и гражданские власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению ее техническими силами вплоть до снабжения ее казенным оружием».
Однако каких-либо серьезных шагов в направлении формирования специализированных структур по охране общественного порядка в рассматриваемый период времени еще сделано не было. Фактически охрана общественного порядка находилась в руках Красной гвардии, комплектуемой рабочими, солдатами и матросами и находящейся в подчинении органов советской власти. На местах были созданы многочисленные и совершенно разнородные формирования, отвечавшие за охрану общественного порядка и борьбу с контрреволюцией — это были всевозможные охранные отряды, отряды красной гвардии, рабочие дружины.
5 июня 1918 г. был опубликован проект Положения о народной рабоче-крестьянской охране (советской милиции). В данном проекте предусматривалась необходимость формирования рабоче-крестьянской охраны (советской милиции). Подчеркивалось, что милиция должна существовать обособленно от армии и подчиняться задачам охраны революционного порядка и законности. 12 октября 1918 г. Народный комиссариат юстиции и Народный комиссариат внутренних дел РСФСР утвердили Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции. В данной Инструкции обозначались основные нюансы организации и деятельности милиции в Советской России, которая становилась штатным органом по охране общественного порядка в стране. Милиция признавалась классовой организацией, что подчеркивалось в ее названии — рабоче-крестьянская милиция, а также в основных задачах, которые она должна была решать.
Революция и Гражданская война вызвали разгул преступности в российских городах, при этом новые власти первое время могли с трудом контролировать ситуацию. Несмотря на то, что 2 марта 1919 года Президиум ВЧК утвердил «Положение о войсках ВЧК», а 1 сентября 1920 года Совет трудовой обороны РСФСР принимает постановление «О создании войск внутренней службы Республики (ВНУС)», ситуация в сфере обеспечения охраны общественного порядка оставалась достаточно сложной. Постовых милиционеров отстреливали буквально десятками. Так, 24 января 1919 г. вошел в историю как «черный день» московской милиции.
Ночью было убито 38 сотрудников милиции — бандиты из группировки Кошелькова на автомобиле разъезжали по постам и, вызывая постовых милиционеров, расстреливали их в упор. От рук «кошельковцев» погибло 22 милиционера. 16 милиционеров этой же ночью убила банда Сафонова (Сабана). Для повышения эффективности мер по охране общественного порядка, в республиках, областях и городах создавались строевые милицейские подразделения.
В марте 1946 г. НКВД СССР было переименовано в Министерство внутренних дел СССР, а 4 октября 1948 г. был введен в действие новый Устав постовой службы милиции, в котором проводилось дальнейшее упорядочение патрульно-постовой службы милиции. Деятельность подразделений, несших наружную службу, подчинялась единому плану. Были закреплены постоянные сотрудники за постами, а ночное патрулирование усилено за счет привлечения не только рядового и сержантского состава милиции, но и офицеров, а также военнослужащих внутренних войск и Красной армии.
Нормативные правовые акты
Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 2 янв. 2013 г N 1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7.
О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 окт. 2009 г N 19 // Бюллетень Верховного Суда Рос. Федерации. 2009. N 12.
О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сент. 2012 г. N 19. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Учебная и научная литература
Дерешко Б.Ю., Кубышко В.Л., Рыбин В.А. Содержание и организация индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел. М.: ЦОКР МВД России, 2010.
Гарманов В.М. Сущность нарушений законности в деятельности сотрудников подразделений патрульно-постовой службы полиции и основные направления их предупреждения // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. N 1 (4).
Административная деятельность органов внутренних дел. Части общая и особенная: учеб. пособие / под ред. А.К. Дубровина. - Иркутск: ФГОУ ВПО ВСИ МВД России 2011. – 288 с.
Аврутин Ю.Е. К вопросу об административно-правовом режиме обеспечения общественного порядка // Административное право и процесс. - 2013. - № 7. - С. 32 - 36.
Адмиралова И.А. Административная деятельность полиции и обеспечения прав и свобод граждан // Административное и муниципальное право. - 2014. - № 6. - С. 550 - 558.
Адмиралова И.А. Правовое регулирование методов убеждения и принуждения в деятельности полиции как средств обеспечения прав и свобод граждан // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 1. - С. 18 - 31.
Арутюнян А.Д. Реформа министерства внутренних дел // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - № 4. – 2012. – С.215-218.
Бутылин В.Н. Правовое положение полиции России в условиях ее становления // Административное право и процесс. - 2011. - № 5. - С. 12-18.
Галикеева Л.А. Роль органов внутренних дел (полиции) в профилактической безнадзорности и предупреждении правонарушений несовершеннолетних // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - № 1. – 2013. – С.67-70.
Гриненко А.В., Жариков Ю.С. Правоохранительные органы Российской Федерации: Краткий учебный курс. — М.: Норма, 2015. – 318 с.
Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Росс Федерации. — М.: Эксмо, 2011. – 611 с.
Дерюга А.Н. Правовой алгоритм применения и учета в органах внутренних дел дисциплинарных взысканий в виде замечания и выговора, объявленных в устной форме // Административное право и процесс. - 2014. - № 10. - С. 37 – 42.
Еркина Т.Н. Реформы МВД РФ; основные направления, проблемы, перспективы // Материалы научно-практической конференции юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. - Вып. 13. – 2012. – С.10-16.
Ермакович Т.Е. Некоторые аспекты генезиса законодательства о полиции в дореволюционной России в историко-юридической литературе // Правоохранительные органы: теория и практика. - № 1. – 2013. – С.162-164
Качалов В. Правоохранительные органы: Курс лекций. — М.: Проспект, 2012. – 496 с.
Рыжаков А.Л. Правоохранительные органы: Учебник; М.:ИНФРА-М, 2013. – 586 с.
Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. — М.: Юристъ, 2012. – 632 с.
Смирнова Н.Н. Правоохранительные органы Российской Федерации Учебное пособие. — М.: Изд-во Михайлова В.А., 2013. – 421 с.
Судебная практика
Приговор Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 авг. 2015 г по делу N 1-194/2015 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru
Приговор Прионежского районного суда Республики Карелия от 29 мая 2015 г. по делу N 1-59/2015 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru
Приговор Приволжского районного суда Ивановской области от 29 сент. 2015 г. по делу N 1-311/2015 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru