Введение
1.Системный подход в управлении организацией
1.1.Понятие «система», свойства и виды систем
1.2 АО «Курскрезинотехника» как организационная система
2.Целеполагание в управлении
2.1.Содержание метода управления по целям
2.2.Разработка миссии и построение дерева целей АО «Курскрезинотехника»
3.Анализ внешней и внутренней среды организационной системы
3.1.Методы анализа макро-и микроокружения организации, ее сильных и слабых сторон, комплексный SWOT анализ
3.2.Анализ внешней и внутренней среды АО «Курскрезинотехника»
4.Природа и состав функций менеджмента
4.1.Общие и специальные функции менеджмента
4.2.Содержание общих функций управления АО «Курскрезинотехника»
5.Организационная структура управления
5.1.Специализация труда и построение организационной структуры управления
5.2.Роли руководителя
5.3.Ключевые показатели эффективности (KPI)
5.4.Организационно-правовая структура и направление совершенствования системы управления АО «Курскрезинотехника»
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. В настоящее время конкурентные преимущества российских промышленных организаций могут быть обеспечены достижением высокого качества выпускаемой продукции и низкой себестоимости производства. Для этого необходимо совершенствование оперативного управления бизнес-процессами в системе стратегического управления предприятием.
Совершенствование оперативного управления бизнес-процессов – это деятельность направленная на целостное и системное моделирование и реорганизацию материальных, финансовых и информационных потоков, направленные на оптимизацию организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков удовлетворения потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.
Одной из особенностей совершенствования оперативного управления бизнес-процессов является радикальное переосмысление и фундаментальное изменение существующего бизнес-процесса с целью максимального использования имеющегося потенциала в независимости от того, как бизнес-процесс осуществлялся до этих пор.
Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию оперативного управления бизнес-процессами в системе стратегического управления предприятием.
Данная цель исследования конкретизируется в ряде взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие и сущность оперативного управления бизнес-процессами в системе стратегического управления предприятием;
- охарактеризовать принципы и особенности оперативного управления бизнес-процессами в системе стратегического управления предприятием;
- рассмотреть механизм оперативного управления бизнес-процессами в системе стратегического управления предприятием;
- дать организационно-экономическую характеристику АО «Курскрезинотехника»;
- раскрыть характеристику оперативного управления бизнес-процессами в системе стратегического управления АО «Курскрезинотехника»;
- провести анализ показателей эффективности оперативного управления бизнес-процессами в системе стратегического управления АО «Курскрезинотехника»;
- предложить направления оптимизации оперативного управления бизнес-процессами в системе стратегического управления АО «Курскрезинотехника»;
- разработать инструменты по оптимизации оперативного управления бизнес-процессами в системе стратегического управления АО «Курскрезинотехника»;
- выполнить оценку эффективности реализации предложений по совершенствованию оперативного управления бизнес-процессами в системе стратегического управления АО «Курскрезинотехника».
Объектом исследования является стратегическое управление АО «Курскрезинотехника».
Предметом исследования является механизм совершенствования оперативного управления бизнес-процессами в системе стратегического управления АО «Курскрезинотехника».
Теоретическую и методическую базу исследования определили исследования, которые служат достижениям масли отечественных и зарубежных ученых в области стратегического управления сложными социально-экономическими системами. Исследование опирается на положения экономической теории; разработки ученых-экономистов по проблемам совершенствования оперативного управления бизнес-процессами в системе стратегического управления АО «Курскрезинотехника». В работе использовались материалы, опубликованные по проблематике исследования в монографиях, сборниках и периодической печати. В процессе исследования были использованы методы логического, статистического и сравнительного анализа, экономико-математические методы с использованием современных программных средств и ЭВМ.
Информационную базу исследования определили бухгалтерские (финансовые) данные АО «Курскрезинотехника», статистическая отчетность.
Научная новизна исследования:
- на основании результатов исследования современных тенденций деятельности организаций в кризисных экономических условиях хозяйствования выделены альтернативные направления повышения совершенствования оперативного управления бизнес-процессами в системе стратегического управления АО «Курскрезинотехника»;
- проведено аналитическое обобщение совершенствования оперативного управления бизнес-процессами в системе стратегического управления АО «Курскрезинотехника», результаты которого позволили разработать предложения по оптимизации деятельности конкретного предприятия.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования полученных результатов в качестве теоретической и методической базы формирования организационно-экономического механизма, обеспечивающего повышение эффективности деятельности организации. Содержащиеся в диссертации аналитические обобщения и методические разработки могут быть использованы предприятиями, организациями и другими структурами, занимающимися проблемами повышения эффективности деятельности, устойчивого функционирования и совершенствования оперативного управления бизнес-процессами в системе стратегического управления.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались на научных конференциях и научных площадках «Политика, экономика и инновации № 6 (29)» (г. Курск, 2019 г.), «Актуальные аспекты обеспечения конкурентоспособности организаций в условия перехода к цифровой экономике: сборник материалов всероссийской научно-практической конфренции, 11 ноября 2019 года» (г. Курск, 2019 г.).
Публикации, отражающие результаты научного и практического исследования. По теме научного и практического исследования опубликовано 2 печатные работы общим объемом 0,5 п. л. (в том числе авторских 0,5 п.л.).
Объём и структура исследования. Выпускная квалификационная работа изложена на 79 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 69 наименований, содержит 11 рисунков, 25 таблиц и 2 приложения.
1.Системный подход в управлении организацией
1.1.Понятие «система», свойства и виды систем
Система – это любой объект действительности, представляющий собой целостное множество элементов. Система есть нечто целое. Система есть организованное множество. Система есть множество вещей, свойств и отношений. Система есть множество элементов, образующих структуру и обеспечивающих определенное поведение системы в условиях окружающей среды. Системаесть упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, закономерно образующих единое целое.
Система – это совокупность элементов входа, выхода, процессора (преобразующего элементы входа в элементы выхода), функция, среда.
Среда – это совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.
Подсистема – это часть системы, в которой не менее двух элементов и которая имеет свою обобщенную функцию.
Системный подход – это подход к исследованию объекта как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объектов.
Основные черты СП:
- Рассмотрение объекта как системы.
- Изучение объекта на своём уровне, как элемента вышестоящей системы, в соотношении с составляющими элементами – иерархичность познания.
- Изучение интерактивных свойств системы.
- Получение количественных оценок системы, сужение неоднозначности понятий.
Реализация системного подхода имеет несколько этапов:
- Формулировка задачи исследования.
- Выявление объекта исследования как системы из окружающей среды.
- Постановка целей перед элементами исходя из ожидаемого результата всей системы в целом.
- Разработка модели системы и проведение на ней исследований.
Виды систем. По природе элементов системы делятся на реальные и абстрактные. Реальными системами являются объекты, состоящие из материальных элементов. Среди них обычно выделяют механические, электрические (электронные), биологические, социальные и другие подклассы систем и их комбинации.
Абстрактные системы составляют элементы, не имеющие прямых аналогов в реальном мире. Они создаются путем мысленного отвлечения от тех или иных сторон, свойств и (или) связей предметов и образуются в результате творческой деятельности человека. Примером абстрактных систем являются системы уравнений, идеи, планы, гипотезы, теории.
В зависимости от происхождения различают естественные и искусственные системы.
Естественные системы, будучи продуктом развития природы, возникли без вмешательства человека (климат, почва).
Искусственные системы – это результат сознательной деятельности человека, со временем их количество увеличивается.
В зависимости от степени изменчивости свойств статические и динамические.
Статическая система – это система с одним состоянием. В отличие от статических, динамические системы имеют множество возможных состояний, которые могут меняться как непрерывно, так и дискретно.
В зависимости от степени сложности системы бывают простые, сложные и большие.
Особенность простых систем в практически взаимной независимости от свойств, которая позволяет исследовать каждое свойство в отдельности в условиях классического лабораторного эксперимента и описать методами традиционных технических дисциплин. Примерами простых систем могут служить отдельные детали, элементы электронных систем.
Сложные системы могут состоять из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, каждый из которых может быть представлен в виде системы. Сложные системы обладают свойствами, которыми не обладают ни один из составляющих элементов. Сложными системами являются живые организмы, в частности человек, ЭВМ и т.д. Особенность сложных систем заключается в существенной взаимосвязи их свойств.
Большие системы – это сложные пространственно-распределенные системы, в которых подсистемы (их составные части) относятся к категориям сложных.
По степени связи с внешней средой системы бывают изолированные, закрытые и открытые.
Изолированные системы не обмениваются со средой энергией и веществом. Процесса самоорганизации в них невозможны.
Закрытые системы не обмениваются с окружающей средой веществом, но обмениваются энергией. Они способны к переходам в равновесное упорядоченное состояние.
Открытые системы обмениваются с окружающей средой энергией и веществом.
В зависимости от реакции на возмущающие воздействия выделяют активные и пассивные системы.
Активные системы способны противостоять среды и сами могут воздействовать на нее. У пассивных систем это свойство отсутствует.
В зависимости от степени участия человека в реализации управляющих воздействий системы подразделяются на технические, человеко-машинные, организационные.
К техническим относятся системы, которые функционируют без участия человека. Как правило, это системы автоматического управления (регулирования), представляющие собой комплексы устройств для автоматического измерения, например, координат объекта управления, с целью поддержания желаемого режима его работы.
Примерами человеко-машинных систем могут служить автоматизированные системы управления различного назначения. Их особенностью является то, что человек сопряжен с техническими устройствами, причем окончательное решение принимает человек, а средства автоматизации лишь помогают ему в обосновании правильности этого решения.
К организационным системам относятся социальные системы – группы, коллективы людей, общество в целом.