ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
1.1 История развития трудового законодательства в сфере разрешения трудовых споров зарубежных стран и России
1.2 Понятия и виды трудовых споров
1.3 Классификация трудовых споров
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1 Проблемы трудового законодательства в сфере урегулирования трудовых споров
2.2 Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
2.3 Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Актуальность данной работы состоит в том, что трудовые споры и конфликты, сегодня являются частью повседневной юридической практики не только в Российской Федерации, но и во всем мире. О них мы регулярно слышим из многочисленных средств массовой информации, будь то, интернет, радио, телевидение, газеты или же сталкиваемся с ними на практике. В последние несколько лет на фоне политических и экономических проблем отслеживается обострение характера трудовых споров, в них прослеживаются основные социально-экономические процессы, происходящие в обществе.
Трудовой спор, как правило, начинается с действительного или мнимого трудового правонарушения в области увольнения, найма, оплаты труда и т.д. В зависимости от того, между кем возникает трудовой конфликт, между работодателем и отдельным работником или работодателем и группой
Цель работы в исследовании путей разрешения трудовых споров на основе законодательства Российской Федерации.
В процессе исследования планируется решить следующие задачи:
- Изучить понятия, виды индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также разобраться в причинах их возникновений.
- Изучить порядок рассмотрения трудовых споров.
- Проанализировать и изучить пути разрешения трудовых споров.
- Проанализировать проблемы законодательства РФ в сфере разрешения трудовых споров и предложить способы их решения.
Объектом исследования выступают общественные отношения, формирующиеся в сфере трудовых споров.
Предмет исследования – нормы права, которые закрепляют правовой режим трудовых споров, нормы трудового законодательства в сфере регулирования трудовых споров.
Методы исследования – проведение анализа действующего законодательства, классификация трудовых споров, системный анализ процедуры разрешения трудовых споров.
В исследовании использовались работы таких авторов как, Е.Г. Делегеоз, Рашидова А.И., Чернышева Л.А., Каминская П.Д. и другие.
В качестве нормативной основы исследования использовались, Трудовой кодекс Российской Федерации в редакции от 2019 года, Кодекс законов о труде Российской Федерации от 1971 года, Налоговый кодекс Российской Федерации в редакции от 2019 года, Конституция Российской Федерации с учетом современных поправок, а также другие нормативно-правовые акты.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
1.1 История развития трудового законодательства в сфере разрешения трудовых споров зарубежных стран и России
Предпосылки формирования трудового законодательства начали формироваться еще в древности, однако, законодательные акты, касающиеся конкретно трудовых правоотношений, появились в западных странах только в 14 веке, в этот период и до середины 18 века явно прослеживается доминирование публично правовых начал и преобладание государственного вмешательства в трудовые отношения. Примерно с 19 века в трудовых правоотношениях начали прослеживаться активные тенденции к усилению частноправовых начал и минимизации государственного вмешательства в эту сферу. Можно отметить как очевидные плюсы, так и минусы данного вектора развития трудовых правоотношений. В качестве примера отрицательных последствий можно привести рост эксплуатации детского труда, практически ничем не ограниченное рабочее время, игнорирование основных санитарных норм в рабочей среде.
На сегодняшний день в конституциях большинства стран отсутствуют нормы, напрямую относящиеся к труду (США) или же включают лишь отдельные нормы такого рода (Норвегия, Дания, ФРГ). И в то же время в конституциях, которые были приняты после второй мировой войны, были закреплены множество социально-экономических прав в области труда (Франция, Италия, Испания, Португалия).
На данный момент, прослеживается тенденция к снижению роли трудовых обычаев и правил внутреннего распорядка, а значение ратифицированных международных конвенций наоборот возрастает, в некоторых странах они даже имеют приоритет над внутренним законодательством.В Дании, одним из источников трудового права является трудовой договор, а трудовое законодательство там играет, скорее, незначительную роль, так как, большинство деталей трудовых отношений устанавливаются путем соглашения сторон трудового договора.В качестве особенности форм трудового права большинства стран, можно отметить, отсутствие трудовых кодексов. Из исключений можно назвать Францию, в которой еще в начале двадцатого века трудовое законодательство было кодифицировано, был создан Кодекс труда. Хотя стоит упомянуть, что, хотя многие правоведы называют это кодификацией, по моему мнению, в данном случае термин «кодекс» является неуместным, так как было произведена скорее инкорпорация с частичной консолидацией законодательства. Существенных изменений не было внесено. Была осуществлена лишь компиляция, сбор и сортировка нормативного материала, по определенной системе из многочисленных разрозненных нормативно - правовых актов.
В Канаде примерно в этот же период вступил в силу федеральный Трудовой кодекс, который распространялся только на предприятия федерального значения.
Можно подчеркнуть, что в России, до реформ конца 19 века, производство, прежде всего, опиралось на принудительный труд крепостных крестьян. Касаемо развития промышленности в тот период, оно шло медленно, а количество свободных работников было невелико. Нельзя не отметить, что свободный рынок, как таковой, полностью отсутствовал.
Первые прорывы в сфере разрешения трудовых споров начали происходить после Февральской революции 1917 года. В марте 1917 года, было заключено соглашение совета рабочих и солдатских депутатов с обществом заводчиков и фабрикантов Петрограда. Согласно данному соглашению, были созданы фабричные комитеты, которые служили представительными органами для рабочих в их отношениях с администрацией и работодателями. Также были учреждены, так называемые, примирительные камеры, которые формировались рабочими и работодателями. Камеры заводов принимали решения, которые были обязательны для участников трудовых споров и подлежали обжалованию в Центральную примирительную камеру Петрограда или Москвы. А решения камер обжаловались уже в третейских судах.
В начале двадцатых годов двадцатого века в СССР существовало множество органов, которые рассматривали трудовые споры, их деятельность в основном регулировалась КЗоТ 1918 года, а затем КЗоТ 1922 года, например подразделения народного комиссариата труда (НКТ), Расценочно-конфликтные комиссии (РКК), отделы борьбы труда с капиталом и др.
По нашему мнению, существовавший в то время порядок рассмотрения трудовых споров характеризовался такими существенными пороками, как множественность инстанций, рассматривавших эти споры, параллелизм в их компетенции, возможность произвольно обращаться в ту или иную инстанцию (причем в ряде случаев обращение к данной инстанции диктовалось случайными соображениями), наконец, то, что фактически решения, принимавшиеся по трудовым спорам, зачастую не имели характера окончательного разрешения спора и могли бесконечно обжаловаться заинтересованными лицами.
В 1957-ом году, было выпущено Положение «О порядке рассмотрения трудовых споров», данное положение установило порядок разрешения трудовых споров. Согласно пункту 12 данного положения, все трудовые споры подлежали рассмотрению комиссией по трудовым спорам, если данный конфликт не был разрешен через переговоры с работодателем.
Мы согласны с данной точкой зрения, поскольку также не обнаружили в данном положении разделения трудовых споров на исковые и неисковые, что, несомненно, является недостатком данного положения.
В начале 70-х годов двадцатого века был принят новый КЗоТ и Положение о порядке рассмотрения трудовых споров.
Коллективные трудовые споры, возникшие между профсоюзными организациями и администрацией, рассматривались путем соглашения между вышестоящими органами профсоюзов и хозяйствующими органами. Индивидуальные споры неискового типа разрешались соглашением администрации и профсоюзным комитетом предприятия. Преподаватель ВЮЗИ Голощапов, отмечал, что «подведомственность трудовых споров, определялась в зависимости от предмета спора и его субъектного состава», по КЗоТ 1971 года.
В 1980-ые годы в СССР научное сообщество озадачилось проблемой защиты прав работников, как личностей. Например, предлагалось дать возможность работнику выбирать, куда обращаться работнику по поводу разрешения индивидуальных трудовых споров, в комиссию по трудовым спорам или суд.14 Также ученые того времени предлагали лишить фабрично-заводские местные комитеты профсоюзов полномочий в сфере разрешения споров, а комиссии по трудовым спорам превратить в орган трудового коллектива (данные изменения были приняты к концу двадцатого века).
Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» вступивший в силу в 1989 году, внес важные и положительные изменения в сфере урегулирования коллективных трудовых споров. Согласно данному закону, все коллективные трудовые споры рассматривались последовательно примирительной комиссией и трудовым арбитражем. Позднее, в 1995 году была принята новая редакция данного закона.
Позднее в 1992-ом году профсоюзы были исключены из числа органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры.