Актуальность темы исследования. Одной из серьезных проблем современного российского общества является состояние преступности в сфере незаконного оборота оружия. Данный процесс представлен действиями по производству, распространению, применению, использованию оружия в обществе, реализуемыми с нарушением действующего законодательства в сфере оборота оружия в Российской Федерации. Устанавливая уголовную ответственность за совершение таких действий, законодатель учитывает, что они представляют собой реальную угрозу общественной безопасности. Это определяет объект уголовно-правовой охраны и включение преступлений рассматриваемой категории в главу 24 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ[1]) "Преступления против общественной безопасности".
Отметим, что изучение особенностей составов преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, обладает большим прикладным значением, прежде всего, для совершенствования механизма противодействия данным посягательствам, и их распространенности. Так, по официальным статистическим данным, в 2020 году органами внутренних дел было зарегистрировано 24 792 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, из них 14 443 посягательства было совершено в форме незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов; 4 776 – в форме незаконного изготовления оружия; 899 – в форме его хищения либо вымогательства[2]. Как видим, статистика отражает достаточно серьезную распространенность преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Приведенные данные, а также высокая степень общественной опасности деяний рассматриваемой категории – это факторы, обуславливающая значимость совершенствования теоретических и практических основ уголовно-правового механизма противодействия рассматриваемым преступным посягательствам, тщательного изучения законодательной модели основных и квалифицированных составов, ответственности за их совершение.
Также востребован анализ изменений уголовно-правовых норм, которые отражают стремление законодателя разработать эффективный механизм противодействия преступлениям в сфере незаконного оборота оружия. Следует отметить, что, несмотря на давние традиции регулирования оборота оружия в нашей стране, тем не менее, законодательные предписания в данной сфере правоотношений являются динамично меняющимися. Законодатель занимает активную позицию по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере оборота оружия. В рамках данной правовой политики тщательному анализу и корректировке подлежат и уголовно-правовые нормы, определяющие основания ответственности за незаконный оборот оружия. Так, например, за последнее десятилетие корректировке подверглись, в частности, диспозиции ст. 222, 223 УК РФ, введены новые составы преступлений (например, ст. 222.2 УК РФ). Вышесказанное определяет актуальность темы исследования.
Состояние научной разработанности темы. Вопросы уголовной ответственности за незаконный оборот оружия раскрываются в работах таких исследователей, как О.А. Брашнина, Н.И. Верченко, В.Н. Винокуров, А.С. Горелик, А.В. Козун, П.М. Курдюк, Д.И. Литвинов, М.И. Муркштис, и др. Научные позиции указанных авторов являются взаимодополняющими, они составили основу нашего исследования.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, формирующихся в связи с установлением уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота оружия. Предмет исследования - отечественное уголовное законодательство, регламентирующее ответственность за преступления, регламентированные ст. 222, 222.2, 223-226 и 226.1 УК РФ, научные концепции по теме исследования, а также данные судебной практики.
Целью работы является выявление особенностей уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота оружия, и определение направлений ее совершенствования на основе анализа теоретических концепций и данных судебной практики.
Для достижения указанной цели необходимо, на наш взгляд, решить следующие задачи:
- привести общую характеристику системы преступлений в сфере незаконного оборота оружия; рассмотреть понятие оружия и правовую основу его оборота в Российской Федерации;
- дать уголовно-правовую характеристику объективных и субъективных признаков составов преступлений в сфере незаконного оборота оружия;
- раскрыть понятие квалифицирующих признаков составов преступлений в сфере незаконного оборота оружия;
- проанализировать судебную практику привлечения к уголовной ответственности за незаконный оборот оружия.
Методологическая основа исследования. В работе использован диалектический подход к изучаемым явлениям, позволяющий рассматривать их в динамике, целостности и взаимосвязанности структурно организованных элементов. При исследовании темы использованы, помимо диалектического метода познания действительности, системный, функциональный, формально-юридический методы.
Эмпирическая база исследования представлена постановлениями и определениями высших судебных органов, материалами опубликованной судебной практики, а также статистическими данными по теме исследования.
Структура работы определена задачами и логикой проведенного исследования, включает в себя введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Система преступлений в сфере незаконного оборота оружия: оценка их общественной опасности и уголовно-правовая характеристика
1.1. Общая характеристика системы преступлений в сфере незаконного оборота оружия; понятие оружия и правовой основы его оборота в Российской Федерации
Преступления в сфере незаконного оборота оружия объединены законодателем в главе 24 УК РФ, и формированию их системы способствует определение общего видового объекта уголовно-правовой охраны – это общественная безопасность.
Законодательной дефиниции понятия общественной безопасности в настоящее время в российском законодательстве не закреплено. Базовым нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы общественной безопасности, является Конституция РФ. Помимо этого, имеющие значение для охраны общественной безопасности нормативные предписания включены в ряд федеральных законов, нормативных актов органов государственной власти[3].
Пытаясь раскрыть сущность категории общественной безопасности, следует учесть, что общественные отношения в сфере ее обеспечения подлежат охране уголовно-правовыми средствами, защите от угроз и негативных факторов для личности, для нормальных условий жизнедеятельности. Преступления в сфере незаконного оборота оружия представляют собой деяния, посягающие на основы безопасности личности, общества и государства[4]. Предметом таких преступлений является оружие.
Понятие и признаки оружия содержатся в нормативных предписаниях специального Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии" (далее – Закон об оружии)[5]. Помимо указанного закона, правила оборота каждого вида оружия установлены постановлениями Правительства Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами[6].
Согласно ст. 1 указанного федерального закона, к оружию относятся устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. В зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам оружие подразделяется на 1) гражданское; 2) служебное; 3) боевое ручное стрелковое и холодное.
Под огнестрельным оружием понимается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда[7]. К ним относятся винтовки, карабины, пистолеты и револьверы, охотничьи и спортивные ружья, автоматы и пулеметы, минометы, гранатометы, артиллерийские орудия, пушки, а также иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра.
К холодному оружию относится то оружие, которое предназначено для поражения цели при помощи мускульной силы человека и при непосредственном контакте с объектом поражения.
К обороту оружия законодатель относит его производство, торговлю оружием, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации (ст. 1 Закона об оружии).
Перечисленные действия учтены законодателем при конструировании составов преступлений в сфере незаконного оборота оружия. Так, например, в ст. 222 УК РФ установлена ответственность за незаконные приобретение, передачу, хранение, перевозку, пересылку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, в ст. 222.2 УК РФ криминализированы те же перечисленные в ст. 222 УК РФ действия, но применительно к обороту крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему. Отметим, в этой связи, что данная норма введена законодателем в 2021 году[8], и это решение определено стремлением разграничить незаконный оборот двух разных видов оружия[9].
Под основными частями огнестрельного оружия понимаются: ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка. Комплектующими деталями огнестрельного оружия применительно, например, для реализации целей статьи 226 УК РФ, являются как основные части огнестрельного оружия, так и иные детали, конструктивно предназначенные обеспечивать нормальное функционирование конкретного образца огнестрельного оружия (станины, прицелы и т.п.).
Пневматическое оружие, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы, электрошоковые устройства и искровые разрядники, предметы, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием, не относятся к оружию, ответственность за противоправные действия, с которым предусмотрена статьями 222, 222.2, 223, 224-226.1 УК РФ[10]. Однако конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия.
К категории боеприпасов относятся все виды патронов к огнестрельному оружию независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом, а также иные предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.
В целом, при возникновении трудностей в решении вопроса об отнесении конкретных образцов оружия, патронов и боеприпасов к тому или иному виду необходимо назначать экспертизу[11].
Также Пленум Верховного Суда Российской Федерации, обращает внимание на то обстоятельство, что Закон об оружии регулирует только правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия. При этом, уголовный закон предусматривает ответственность за противоправные действия как с указанными видами оружия, так и с иными видами боевого огнестрельного оружия, находящегося на вооружении в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и на которые действие Федерального закона "Об оружии" не распространяется[12].
Таким образом, преступления в сфере незаконного оборота оружия сконструированы с учетом социально-правовых предпосылок криминализации деяний рассматриваемой категории. Основной такой предпосылкой является необходимость обеспечения общественной безопасности, на причинение вреда которой направлены незаконные действия с оружием.
Преступления в сфере незаконного оборота оружия включены законодателем в главу 24 УК РФ, их виды корректируются в связи с оценкой общественных отношений и их качественных изменений.
Правовая основа оборота оружия в Российской Федерации представлена федеральным законодательством, а также постановлениями Правительства Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами. При наличии сомнений в оценке тактико-технических характеристик оружия, рекомендуется назначение экспертизы. Однако и ее заключение будет оценено правоприменителем с учетом анализа диспозиций уголовно-правовых норм, представленных статьями 222, 222.2, 223, 224-226.1 УК РФ и смежного законодательства. Полагаем, что в целом система преступлений в сфере незаконного оборота оружия достаточно эффективно проработана и может выступать основой достижения превентивных профилактических задач при привлечении к уголовной ответственности за их совершение.