Актуальность темы исследования. Общественная безопасность выступает родовым объектом преступлений, предусмотренных в разделе IX Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ[1]), и видовым объектом преступлений, регламентированных главой 24 УК РФ. Обеспечение общественной безопасности составляет основной элемент безопасности государства[2].
Общественная опасность угонов воздушных судов заключается в том, что они серьезно нарушают отношения, складывающиеся в сфере обеспечения безопасности транспортных сообщений, создают реальную угрозу для жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей угоняемых транспортных средств, нередко ведут к авариям, крушениям и катастрофам.
В целях противодействия этому негативному социальному явлению в УК РСФСР 1960 г. был криминализирован угон воздушных судов (ст. 213-2). С принятием УК РФ 1996 г. сфера действия ст. 211 заметно расширилась, были введены квалифицирующие признаки. Иными словами, законодателем проводится системная работа по совершенствованию законодательной модели состава угона судна воздушного транспорта, с учетом высокой общественной опасности данного состава преступления. В частности, в
Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за последние пять лет судами страны не рассматривалось уголовных дел по ст. 211 УК РФ[3]. Между тем, следует указать на то, что деяние данной категории обладают настолько высокой степенью общественной опасности, что принимаются, помимо уголовно-правовых, также комплекс превентивных совершению данных преступлений, мер. В целом, положение дел радует. Однако законодательная модель состава такого преступления должна отвечать требованиям безупречности, эффективности и, при необходимости, способствовать формированию единообразной и результативной практики при регламентации сферы правоотношений, связанной с привлечением виновных лиц к уголовной ответственности за воздушное пиратство, угон судна воздушного транспорта.
Все вышесказанное определяет актуальность и востребованность темы настоящего исследования.
Научная разработанность проблемы. Существенный вклад в исследование вопросов, связанных с изучением уголовной ответственности за преступления в виде угона судна воздушного транспорта, внесли такие ученые как Ф.М. Величко, А.М. Дудырева, А.А. Корчагин, Н.Е. Лысенко, М.О. Мальцев, А.Р. Мохонько, Ф.С. Сафуанов, А.Г. Терещенко, А.А. Ткаченко, М.В. Шайкова, и др. Их научные труды составили основу исследования.
Объектом исследования являются правоотношения, формирующиеся при реализации уголовной ответственности за преступления в виде угона судна воздушного транспорта.
Предмет исследования – отечественное уголовное законодательство, устанавливающее основания уголовной ответственности за преступления террористического характера, научные концепции, отражающие вопросы темы, статистические данные и материалы правоприменительной практики.
Цель исследования - выявление особенностей уголовной ответственности за преступления в виде угона судна воздушного транспорта, анализ правоприменительной практики их квалификации и поиск направлений совершенствования данной сферы правоотношений.
Достижению указанной цели исследования способствует решение следующих задач:
- изучить правовые меры борьбы с угоном воздушных судов в российском уголовном законодательстве
- привести уголовно-правовую характеристику состава угона судна воздушного транспорта (ст. 211 УК РФ), проанализировав систему объективных и субъективных признаков
- рассмотреть квалифицирующие признаки состава угона судна воздушного транспорта
- обозначить направления совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с угоном воздушных судов
Методологической основой данного исследования являются базовые положения диалектического метода познания реальной действительности в противоречивой взаимосвязи характеризующих ее явлений и процессов. В ходе исследования, с учетом указанных выше его цели и задач, применялись как общенаучные, так и частно-научные методы выявления, анализа и оценки фактических данных, в частности статистического, социологического, системно-структурного, логического анализов.
Теоретическая значимость исследования предопределяется методологическим подходом к проблемным вопросам тематики. Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в законотворческом процессе, при совершенствовании данного вида института.
Эмпирическая база исследования представлена постановлениями и определениями высших судебных органов, материалами опубликованной судебной практики, а также статистическими данными по теме исследования.
Структура работы определена задачами и логикой проведенного исследования, включает в себя введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов и источников.
Глава 1. Российская уголовно-правовая политика в сфере противодействия угонам воздушных судов
1.1. Правовые меры борьбы с угоном воздушных судов в российском уголовном законодательстве
Преступление, ответственность за совершение, которого регламентирована ст. 211 УК РФ, относится к тяжким преступлениям (ч. 1), и особо тяжким (ч. 2, ч. 3 и ч. 4) преступлениям.
Законодательная модель угона судна воздушного транспорта претерпевала изменения. Так, в 2009 году законодателем были уточнены санкции за данное деяние, к лишению свободы добавлено дополнительное наказание в виде ограничения свободы на срок до одного года[4].
В 2014 году уголовно-правовая норма статьи 211 УК РФ была дополнена особо квалифицированным составом – угон воздушного судна, сопряженный с террористическим актом или осуществлением террористической деятельности[5].
Понятие, система и признаки преступлений террористического характера в законодательстве не закреплены. С учетом анализа нормативных положений УК РФ и Закона о противодействии терроризму, преступления террористического характера - это регламентированные действующим УК РФ общественно опасные деяния (действия и бездействия), причиняющие существенный вред общественным отношениям, обеспечивающим состояние общественного спокойствия и нормальное функционирование социальных институтов. Ежегодно совершается более полутора тысяч преступлений террористической направленности, в которых гибнут и получают различного вида травмы как взрослые, так и дети. Приводимые экспертами цифры свидетельствуют о невозможности отрицать очевидный рост преступлений террористической направленности в нашей стране на современном этапе ее развития[6]. Очевидно, что сложившееся положение не может быть исправлено без соответствующих полноценных исследований рассматриваемого негативного явления в целях разработки мер противодействия преступлениям террористической направленности, эффективных механизмов их реализации. Реальное состояние преступности террористической направленности находит свое отражение в данных статистической отчетности, содержащих сведения о количестве зарегистрированных деяний рассматриваемого характера и числе лиц, их совершивших. При этом, нельзя не обратить внимание на тот факт, что в некоторых субъектах страны ситуация крайне критична. Все преступления террористического характера могут быть подразделены на две группы: деяния, рассматриваемые уголовным законодательством в качестве непосредственно террористической деятельности; деяния, сопряженные с террористической деятельностью.
Терроризм является сложным и многоаспектным негативным социальным явлением, соответственно, и исследование данного явления должно быть многоаспектным. Терроризм как в нашей стране, так и за рубежом практически одинаков, каких - либо принципиальных отличий в их проявлении не имеется. Тем не менее, отличия все - таки имеют место, но они настолько ничтожны, что не имеют какого - либо существенного значения для исследования рассматриваемых преступлений и выработки мер по их противодействию.
Террористическая деятельность перестала совершаться террористами-одиночками, сейчас это преступление имеет масштабный характер и формирует целые сети террористических организаций, против которых бессильны правоохранительные органы. Россия как никто другой обеспокоена наличием повсеместной террористической угрозы национальной безопасности. В Федеральном законе от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму)[7], в статье 3 закреплены понятия терроризма, террористической деятельности и террористического акта.
Как следует из преамбулы Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности, в целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств УК РФ устанавливает ответственность за совершение преступлений террористической направленности, в том числе предусмотренных ст. 211 УК РФ[8].
Угон воздушного судна, соответственно, относится к преступлениям террористического характера и требует при конструкции учета именно такой степени и характера общественной опасности.
Таким образом, угон судна воздушного транспорта относится к преступлениям террористического характера. Общественная опасность данного преступления, связанная с возможностью причинения вреда неопределенному кругу лиц, а также причинением существенных социально-экономических последствий, выражена в санкции статьи 211 УК РФ. Согласно такой оценке законодателем деяний, связанных с угоном судна воздушного транспорта, частью 1 предусмотрено тяжкое преступление, а остальные квалифицированные и особо квалифицированный состав угона данного вида – являются особо тяжкими преступлениями. За совершение угона воздушного судна, который сопряжен с террористическими проявлениями, законодатель устанавливает самое суровое наказание, сообразно санкции части 4 ст. 211 УК РФ законодатель может избрать наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Полагаем, приведенная оценка общественной опасности преступлений рассматриваемой категории отвечает принципам справедливости и дифференциации уголовной ответственности. также наказание будет индивидуализировано при его назначении, с учетом правил его назначения, учета смягчающих и отягчающих обстоятельств, личности виновного и иных факторов, имеющих уголовно-правовое релевантное значение.