Курсовая работа|Уголовное право

Уголовно-правовая борьба с угоном воздушных судов

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 30

Введение 

Глава 1. Российская уголовно-правовая политика в сфере противодействия угонам воздушных судов 

1.1.     Правовые меры борьбы с угоном воздушных судов в российском уголовном законодательстве 

1.2.     Уголовно-правовая характеристика состава угона судна воздушного транспорта (ст. 211 УК РФ): анализ объективных и субъективных признаков 

Глава 2. Дифференциация и совершенствование уголовной ответственности за угон судна воздушного транспорта 

2.1.     Квалифицирующие признаки состава угона судна воздушного транспорта 

2.2.     Особенности квалификации угона судна воздушного транспорта и ее совершенствование 

Заключение 

Библиографический список

 

Актуальность темы исследования. Общественная безопасность выступает родовым объектом преступлений, предусмотренных в разделе IX Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ[1]), и видовым объектом преступлений, регламентированных главой 24 УК РФ. Обеспечение общественной безопасности составляет основной элемент безопасности государства[2].

Общественная опасность угонов воздушных судов заключается в том, что они серьезно нарушают отношения, складывающиеся в сфере обеспечения безопасности транспортных сообщений, создают реальную угрозу для жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей угоняемых транспортных средств, нередко ведут к авариям, крушениям и катастрофам.

В целях противодействия этому негативному социальному явлению в УК РСФСР 1960 г. был криминализирован угон воздушных судов (ст. 213-2). С принятием УК РФ 1996 г. сфера действия ст. 211 заметно расширилась, были введены квалифицирующие признаки. Иными словами, законодателем проводится системная работа по совершенствованию законодательной модели состава угона судна воздушного транспорта, с учетом высокой общественной опасности данного состава преступления. В частности, в

Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за последние пять лет судами страны не рассматривалось уголовных дел по ст. 211 УК РФ[3]. Между тем, следует указать на то, что деяние данной категории обладают настолько высокой степенью общественной опасности, что принимаются, помимо уголовно-правовых, также комплекс превентивных совершению данных преступлений, мер. В целом, положение дел радует. Однако законодательная модель состава такого преступления должна отвечать требованиям безупречности, эффективности и, при необходимости, способствовать формированию единообразной и результативной практики при регламентации сферы правоотношений, связанной с привлечением виновных лиц к уголовной ответственности за воздушное пиратство, угон судна воздушного транспорта.

Все вышесказанное определяет актуальность и востребованность темы настоящего исследования.

Научная разработанность проблемы. Существенный вклад в исследование вопросов, связанных с изучением уголовной ответственности за преступления в виде угона судна воздушного транспорта, внесли такие ученые как Ф.М. Величко, А.М. Дудырева, А.А. Корчагин, Н.Е. Лысенко, М.О. Мальцев, А.Р. Мохонько, Ф.С. Сафуанов, А.Г. Терещенко, А.А. Ткаченко, М.В. Шайкова, и др. Их научные труды составили основу исследования.

Объектом исследования являются правоотношения, формирующиеся при реализации уголовной ответственности за преступления в виде угона судна воздушного транспорта.

Предмет исследования – отечественное уголовное законодательство, устанавливающее основания уголовной ответственности за преступления террористического характера, научные концепции, отражающие вопросы темы, статистические данные и материалы правоприменительной практики.

Цель исследования - выявление особенностей уголовной ответственности за преступления в виде угона судна воздушного транспорта, анализ правоприменительной практики их квалификации и поиск направлений совершенствования данной сферы правоотношений.

Достижению указанной цели исследования способствует решение следующих задач:

  • изучить правовые меры борьбы с угоном воздушных судов в российском уголовном законодательстве
  • привести уголовно-правовую характеристику состава угона судна воздушного транспорта (ст. 211 УК РФ), проанализировав систему объективных и субъективных признаков
  • рассмотреть квалифицирующие признаки состава угона судна воздушного транспорта
  • обозначить направления совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с угоном воздушных судов

Методологической основой данного исследования являются базовые положения диалектического метода познания реальной действительности в противоречивой взаимосвязи характеризующих ее явлений и процессов. В ходе исследования, с учетом указанных выше его цели и задач, применялись как общенаучные, так и частно-научные методы выявления, анализа и оценки фактических данных, в частности статистического, социологического, системно-структурного, логического анализов.

Теоретическая значимость исследования предопределяется методологическим подходом к проблемным вопросам тематики. Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в законотворческом процессе, при совершенствовании данного вида института.

Эмпирическая база исследования представлена постановлениями и определениями высших судебных органов, материалами опубликованной судебной практики, а также статистическими данными по теме исследования.

Структура работы определена задачами и логикой проведенного исследования, включает в себя введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов и источников.

 

Глава 1. Российская уголовно-правовая политика в сфере  противодействия угонам воздушных судов

1.1.  Правовые меры борьбы с угоном воздушных судов  в российском уголовном законодательстве

Преступление, ответственность за совершение, которого регламентирована ст. 211 УК РФ, относится к тяжким преступлениям (ч. 1), и особо тяжким (ч. 2, ч. 3 и ч. 4) преступлениям.

Законодательная модель угона судна воздушного транспорта претерпевала изменения. Так, в 2009 году законодателем были уточнены санкции за данное деяние, к лишению свободы добавлено дополнительное наказание в виде ограничения свободы на срок до одного года[4].

В 2014 году уголовно-правовая норма статьи 211 УК РФ была дополнена особо квалифицированным составом – угон воздушного судна, сопряженный с террористическим актом или осуществлением террористической деятельности[5].

Понятие, система и признаки преступлений террористического характера в законодательстве не закреплены. С учетом анализа нормативных положений УК РФ и Закона о противодействии терроризму, преступления террористического характера - это регламентированные действующим УК РФ общественно опасные деяния (действия и бездействия), причиняющие существенный вред общественным отношениям, обеспечивающим состояние общественного спокойствия и нормальное функционирование социальных институтов. Ежегодно совершается более полутора тысяч преступлений террористической направленности, в которых гибнут и получают различного вида травмы как взрослые, так и дети. Приводимые экспертами цифры свидетельствуют о невозможности отрицать очевидный рост преступлений террористической направленности в нашей стране на современном этапе ее развития[6]. Очевидно, что сложившееся положение не может быть исправлено без соответствующих полноценных исследований рассматриваемого негативного явления в целях разработки мер противодействия преступлениям террористической направленности, эффективных механизмов их реализации. Реальное состояние преступности террористической направленности находит свое отражение в данных статистической отчетности, содержащих сведения о количестве зарегистрированных деяний рассматриваемого характера и числе лиц, их совершивших. При этом, нельзя не обратить внимание на тот факт, что в некоторых субъектах страны ситуация крайне критична. Все преступления террористического характера могут быть подразделены на две группы: деяния, рассматриваемые уголовным законодательством в качестве непосредственно террористической деятельности; деяния, сопряженные с террористической деятельностью.

Терроризм является сложным и многоаспектным негативным социальным явлением, соответственно, и исследование данного явления должно быть многоаспектным. Терроризм как в нашей стране, так и за рубежом практически одинаков, каких - либо принципиальных отличий в их проявлении не имеется. Тем не менее, отличия все - таки имеют место, но они настолько ничтожны, что не имеют какого - либо существенного значения для исследования рассматриваемых преступлений и выработки мер по их противодействию.

Террористическая деятельность перестала совершаться террористами-одиночками, сейчас это преступление имеет масштабный характер и формирует целые сети террористических организаций, против которых бессильны правоохранительные органы. Россия как никто другой обеспокоена наличием повсеместной террористической угрозы национальной безопасности. В Федеральном законе от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму)[7], в статье 3 закреплены понятия терроризма, террористической деятельности и террористического акта.

Как следует из преамбулы Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности, в целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств УК РФ устанавливает ответственность за совершение преступлений террористической направленности, в том числе предусмотренных ст. 211 УК РФ[8].

Угон воздушного судна, соответственно, относится к преступлениям террористического характера и требует при конструкции учета именно такой степени и характера общественной опасности.

Таким образом, угон судна воздушного транспорта относится к преступлениям террористического характера. Общественная опасность данного преступления, связанная с возможностью причинения вреда неопределенному кругу лиц, а также причинением существенных социально-экономических последствий, выражена в санкции статьи 211 УК РФ. Согласно такой оценке законодателем деяний, связанных с угоном судна воздушного транспорта, частью 1 предусмотрено тяжкое преступление, а остальные квалифицированные и особо квалифицированный состав угона данного вида – являются особо тяжкими преступлениями. За совершение угона воздушного судна, который сопряжен с террористическими проявлениями, законодатель устанавливает самое суровое наказание, сообразно санкции части 4 ст. 211 УК РФ законодатель может избрать наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Полагаем, приведенная оценка общественной опасности преступлений рассматриваемой категории отвечает принципам справедливости и дифференциации уголовной ответственности. также наказание будет индивидуализировано при его назначении, с учетом правил его назначения, учета смягчающих и отягчающих обстоятельств, личности виновного и иных факторов, имеющих уголовно-правовое релевантное значение.

  1. Нормативные правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята все народным голосованием 12.12.1993 г. (принята все народным голосованием 12.12.1993 с из менениями, одобренными в ходе об щероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный инт ернет-портал прав овой инфо рмации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 06.1996 № 63-ФЗ (ред. от  01.07.2021) (с из м. и до п., вступ. в сил у с 22.08.2021) // Собрание за конодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  3. Федеральный за кон от 03.2006 № 35-ФЗ (ред. от  26.05.2021) "О про тиводействии терроризму"// Собрание за конодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
  4. Федеральный за кон от 12.2010 № 390-ФЗ (ред. от  09.11.2020) "О без опасности" // Собрание за конодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
  5. Воздушный кодекс Российской Федерации от 03.1997 № 60-ФЗ (ред. от  02.07.2021) // Собрание за конодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.
  6. Федеральный за кон от 03.2006 № 35-ФЗ (ред. от  26.05.2021) "О про тиводействии терроризму" // Собрание за конодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
  7. Федеральный за кон от 12.1996 № 150-ФЗ (ред. от  08.12.2020) "Об оружии" // Собрание за конодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
  8. Федеральный за кон от 05.2014 № 130-ФЗ (ред. от  03.07.2016) "О вне сении из менений в от дельные за конодательные акт ы Российской Федерации" // Собрание за конодательства РФ. 2014. № 19. Ст. 2335.
  9. Федеральный за кон от 12.2009 № 377-ФЗ (ред. от  07.12.2011) "О вне сении из менений в от дельные за конодательные акт ы Российской Федерации в связи с введ ением в де йствие по ложений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о на казании в вид е огр аничения сво боды" // Собрание за конодательства РФ. 2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6453.

 

  1. Учебники, учебные пособия, монографии, комментарии

к законодательству, словари, энциклопедии

 

  1. Андреев Ю.Н. Ответственность госуд арства за  при чинение вреда: цивилистические аспекты. СПб.: ЮЦ-Пресс, 2018. 375 с.
  2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / по д ре д. Г.А. Есакова. 9-е из д., пер ераб. и до п. Москва: Проспект, 2021. 816 с.
  3. Коробеев А.И. Транспортные пре ступления и транс портная пре ступность: монография. М.: Юрлитинформ, 2015. 488 с.
  4. Преступления террористической на правленности: на учно-практический комментарий к норм ам УК РФ (постатейный) / по д ре д. П.В. Агапова. Москва: Проспект, 2019. 120 с.
  5. Уголовное прав о России. Общая и Особенная час ти: учебник / от в. ре д. Ю.В. Грачева, А.И. Чучаев. М.: КОНТРАКТ, 2017. 1078 с.
  6. Уголовное прав о России. Общая час ть / по д ре д. Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова. М.: Статут, 2019. 879 с.
  7. Уголовное прав о России. Части Общая и Особенная: учебник / по д ре д. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2015. 1184 с.
  8. Чеснокова Л.Д. Угон транс портного сред ства по  уголовному за конодательству Российской Федерации М.: Дрофа, 2020. 108 с.

 

  1. Научные статьи, материалы из периодических изданий

 

  1. Амандыкова С.К. Обеспечение на циональной без опасности как вектор госуд арственной на циональной по литики (конституционно-правовые аспекты) / Конституционное прав о и по литика: М., 2017. С. 685-688.
  2. Исайкин В.Е. Привлечение к юрид ической от ветственности за  во здушное пиратство // Актуальные про блемы авиации и космонавтики. 2015. № 11. С. 449-450.
  3. Калашникова Е.С. Совершенствование уголовной от ветственности за  контрабанду пре дметов по  ста тье 226.1 УК РФ // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутр енних де л России. 2020. № 1 (92). С. 78-81.
  4. Краев Д.Ю. Некоторые во просы квал ификации угона суд на во здушного или во дного транс порта либ о железнодорожного по движного со става (статья 211 УК РФ) // Сибирское юрид ическое об озрение. 2020. № 3. С. 367-378.
  5. Крапива И.И. Отличие "преступлений террористической на правленности" от  "преступлений террористического характер а" // Евразийский Союз Ученых. Серия: эконом ические и юрид ические на уки. 2021. № 6 (87). С. 34-37.
  6. Курдюк П.М. Преступность как со циально-опасное явление и госуд арственное при нуждение как мет од его не йтрализации. Краснодар, 2017. С. 219-222.
  7. Лебедев М.В. Национальная без опасность как осн овной об ъект пре ступлений террористической на правленности // Российский след ователь. 2021. № 1. С. 40 - 44.
  8. Литвинов Д.И. Проблемы ре гламентации уголовной от ветственности за  контрабанду в со временном за конодательстве // Международный журнал гуманитарных и естественных на ук. 2019. № 5-2. С. 158-161.
  9. Ситникова А.И. Квалификация пре ступлений с учет ом криминообразующих и криминализующих при знаков со става пре ступления // Российский след ователь. 2016. № 22. С. 35-39.
  10. Тихонов М.Н. История и со временное со стояние во здушного терроризма и пиратства - глобальная про блема миро вого со общества // Всеобщая ис тория. 2016. № 3. С. 21-40.
  11. Шайдуллина Э.Д. Контрабанда: уголовно-правовая характер истика и во просы квал ификации// Вестник Казанского юрид ического института МВД России № 1 (23). 2016. С. 25-28
  12. Шоховец А.О. Воздушное пиратство и мет оды борьбы с ним // Актуальные про блемы авиации и космонавтики. 2015. № 11. С. 523-525.

 

  1. Материалы юридической практики

 

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.2012 № 1 (ред. от  03.11.2016) "О не которых во просах суд ебной прак тики по  уголовным де лам о пре ступлениях террористической на правленности" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 4.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.1999 № 1 (ред. от  03.03.2015) "О суд ебной прак тике по  де лам об  убийстве (ст. 105 УК РФ)" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 3.

 

  1. Электронные ресурсы

 

  1. Официальный сайт Судебного Департамента при  Верховном Суде РФ. Адрес электронного до ступа: http://www.cdep.ru/ (дата об ращения 17.10.2021)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Уголовное право
2016 год 41 стр.
Курсовая работа на тему: «Смертная казнь»
Telesammit
Курсовая работа Уголовное право
2015 год 34 стр.
Курсовая работа на тему: «Хулиганство»
Telesammit
Курсовая работа Уголовное право
2014 год 32 стр.
Курсовая работа на тему: «Террористический акт»
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское