Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственно-предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Подготовка такого конкурентоспособного на рынке труда, профессионально мобильного работника в значительной степени зависит от социализации и педагогической поддержки процесса профессионального самоопределения учащихся.
Известно, что социально-экономические процессы в России сопровождаются рядом серьезных негативных явлений в обществе: проявление экстремизма в молодежной среде, детская безнадзорность, наркомания, ослабление внимания к нравственному, психическому, физическому здоровью подрастающего поколения и т.п. В связи с этим стратегия социально-экономического подъема в стране должна быть связана с повышением личностных и профессиональных качеств молодежи на основе принципа гуманизма.
Подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства, является одним из ключевых элементов роста на ближайшее время". "И, конечно, нам нужны прежде всего высококвалифицированные рабочие кадры", - отметил Путин. При этом президент подчеркнул, что власти в этом вопросе много работают с объединениями предпринимателей, есть договоренности о целом наборе мер и совместных действий, касающихся производственной практики и так далее. Без этого просто невозможно двигаться, это очевидный факт. Путин обратил внимание, что, например, в Москве чуть ли не 100% школьников стремятся поступать в вузы. "Тяга к знаниям, кстати говоря - это 4 очень хорошая вещь.
Но это в том числе говорит о том, что у нас плохо организована та самая профориентация еще на школьном уровне", - заключил президент. Главная задача российского общества и работников образования сегодня состоит в том, чтобы не допустить кризиса социализации новых поколений в условиях, когда молодежные неформальные группы и субкультуры становятся объектами и жертвами политических манипуляций, криминала, организаций тоталитарного толка. Важной составной частью обучения и воспитания молодежи является формирование у нее навыков профессионального самоопределения
В связи с этим возникает необходимость поиска новых теоретических и методических подходов профессионального развития личности.
Объект исследования - молодежь.
Предмет исследования – профессиональная ориентация молодежи.
Цель курсовой работы – изучение мотивации выбора профессии молодежи.
Основными задачами данной работы являются:
проанализировать понятие «профессиональная ориентация школьников», охарактеризовать ее этапы и основные категории;
изучить технологию профессиональной ориентации молодежи;
провести социологическое исследования мотивов выбора профессии молодежью.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез; анализ научной литературы; диагностический (анкетирование); аналитические (обработка результатов исследования, их сравнение); количественный и качественный анализ обработки результатов.
Глава 1.Теоретические основы изучения профессиональной мотивации молодежи
1.1 Понятие профессиональной ориентации
Когда любой человек выбирает профессию, у него встаёт серьезный вопрос, для ответа на который необходимо принять во внимание все аргументы за и против. Может быть призвание художника, артиста, учителя, повара или бухгалтера. Призвание может проявиться с первых шагов в детском саду, а можно потратить на его поиски всю жизнь. Наиболее этот вопрос остро волнует по окончании школы.
По замечанию Президента РФ Владимира Путина: «каждый может стать лидером, если учителя правильно ориентируются на то, что нужно сделать вовремя»[1]. Это ещё раз показывает значение учителя в выборе профессии.
При большем погружении в тему, которая нам интересна, и большем количестве усвоенных знаний благодаря качеству представленного материала, увеличивается важность роли учителя не только в передаче знаний, но и в будущей жизни, а возможно, и в выборе будущей специальности.
И это не просто удачное или неудачное решение, которое человек принял в юности, часто это становится ключевым решением, первым ответственным шаг во взрослую жизнь. Практически каждый без исключения, кто оканчивает школу, ищет ответ на вопрос кем стать. В постиндустриальном обществе происходит увеличение новых требований в результате разделения труда.
Настоящая реальность выдвигает требование к наличию всё больше и большего количества узкоспециализированных специалистов. Таким образом, можно сделать вывод, что профориентация подрастающего поколения относится не только к педагогической проблеме, но и к проблеме социальной, решать которую необходимо усилиями ни одних только педагогов. Уже давно в практике проведение ярмарки вакансий, заключение дополнительных соглашений между предприятиями и школами, направление и разделение старших классов в зависимости от специализации и заинтересованности учащихся на спортивные, математические или языковые школы. От этого зависит, какую профессию в дальнейшем выберет выпускник.
Рассмотрим значение термина профориентация.
Профессиональную ориентацию составляют мероприятия экономические, социальные, медицинские, психолого-педагогические, которые взаимосвязаны между собой и, направлены на то, чтобы формировать профессиональное призвание, выявлять способности, интересы, приспособленность и другие факторы, от которых зависит, какую выбрать или на какую сменить профессию.
В сущности, это система мер направлена на то, чтобы информировать, консультировать, отбирать и адаптировать для помощи молодому поколению в определении профессии, которая наиболее полно соответствует его личным потребностям и потребностям общества.
Наибольшее количество способностей будущего работника для использования в повседневной работе сделает его полезнее для организации, общества и государства, сохраняя при этом внутренние мотивации и стимулы. При слаженной работе и взаимосвязи между профессиональной подготовкой и содержанием трудовых функций повышается интерес будущего работника к труду, что приводит к повышению эффективности труда и в результате влияет на повышение производительности труда.
Основная цель профориентации – формировать определенное мнение, уменьшать количество изучаемых дисциплин, повышать интерес молодежи к трудовой жизни, адаптировать её социальные и психофизиологические характеристики к современной рыночной экономике.
Профориентация имеет своей целью:
- информировать подрастающее поколение;
- создавать условия, чтобы проявлялись профессиональные качества;
- определять соответствия между физиологическими и социально психологическими качествами выбранной специальности.
Профориентация имеет своей социальной значимостью необходимость способствовать динамичной адаптации в условиях рыночной экономики, которая характеризуется быстрыми переменами. Когда появляется новая отрасль экономики и в неё приходят кадры, это приводит к дефициту в других отраслях экономики, компенсировать который придётся низкоквалифицированными кадрами.
При таких обстоятельствах наряду с профориентацией общество и государство также должны заниматься переподготовкой кадров по необходимым специальностям. Задачей профориентации в области решения социальной проблемы является необходимость устранять противоречия между потребностями в сбалансированной структуре кадров, которые объективно существуют в обществе и тем, что профессиональные субъективные устремления молодежи недостаточно развиты.
Это означает, назначение системы профориентации заключается в том, что она должна значительно повлиять на то, чтобы трудовые ресурсы рационально распределялись, молодые люди выбирали жизненный путь и адаптировались к профессии[2].
Чтобы выявлять и развивать психологический и мотивационный механизм для выбора профессии необходимо использование механизма управления профориентацией, который означает способ, чтобы организовать взаимосвязанные процессы, благодаря которым формируется личность работника, которому присущи конкурентные качества.