Актуальность темы «Формирование расходов предприятия и пути их снижения» состоит в том, что сегодня в современной экономике – снижения затрат приобретает огромное значение, поскольку их оптимизация позволяет увеличить прибыль предприятия.
Изучение затрат позволяет выработать правильную оценку достигнутого уровня прибыли и рентабельности на предприятии. Именно прогнозирование расходов помогает руководству устанавливать фактические бюджеты и планы будущей работы компании.
Целью любого предприятия является достижение экономического эффекта от деятельности.
Экономический эффект — разность между результатами деятельности хозяйствующего субъекта и произведенными для их получения затратами на изменения условий деятельности. Различают положительный и отрицательный экономический эффект.
Экономический эффект может быть выражен с точки зрения целей создания и деятельности предприятия как в виде прибыли, так и в виде достижение любых социальных, экологических и других улучшений. Большинство предприятий стремятся максимизировать прибыль, что невозможно без анализа затрат на производстве, отдельных затрат на производство и реализацию продукции, выявление резервов снижения себестоимости и внедрения рекомендаций по снижению затрат на предприятии.
Только комплексно проанализировав затраты на производство, правильно определив резервы их снижения, предприятие сможет достичь своей цели.
Целью данной курсовой работы является изучение структуры расходов предприятия ПАО «Газпром» и определение способов их снижения.
Основными задачами являются:
- Рассмотреть теоретические основы формирования расходов предприятия ПАО «Газпром».
- Систематизировать классификацию затрат.
- Провести анализ затрат промышленного предприятия.
- Определить методы планирования расходов.
- Обосновать факторы и резервы снижения затрат.
- Определить направления затрат.
- Изучить методологию выявления резервов снижения затрат.
Объектом курсовой работы является Публичное акционерное общество «Газпром»
К основным методам, необходимым для исследования предприятия и выявления их уровня расходов, можно отнести:
- Анализ – это метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования;
- Классификация – это метод систематизации, направленный на организацию некоторой совокупности (множества) изучаемых объектов;
- Табличный метод – это схема, позволяющая находить информацию в таблице;
- Графический метод – это метод, используемый для изучения производственных процессов, организационных структур и т.д. с помощью различных диаграмм, таблиц и графиков.
Информационная база исследования:
а) нормативные правовые акты и другие документы органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации;
б) научные статьи и сборники;
в) учебники и учебные пособия;
г) источники сети Интернет.
1. Теоретические аспекты формирования расходов предприятия
1.1 Понятие и сущность расходов и затрат предприятия
Расходы – это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически обоснованные, полностью перенесшие свою стоимость на реализованную продукцию, проданную в течение этого периода.[1]
В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, они не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках.[2]
Согласно ст. 252 НК РФ расходами являются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществляющиеся налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически обоснованные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не признается расходами организации оплата:
1) в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);
2) взносы в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
3) по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
4) в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
5) в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
6) в погашение кредита, займа, полученных организацией
Расходы характеризуются затратами, которые относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), а также выплатами из всей прибыли предприятия.[3] В основном затраты предприятия основывается на трех важнейших положениях, таких как[4]:
- Затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых).
- Объем использованных ресурсов должен быть представлен в денежном выражении для обеспечения сопоставления различных ресурсов.
- Понятие затрат должно обязательно соотносится с конкретными целями и задачами. Такими задачами могут быть производство продукции, оказание услуг, выполнение работ, функционирование отдела, осуществление капитальных вложений, службы и т.п.
Затраты классифицируют по различным признакам.[5]
В зависимости от способа отнесения на себестоимость продукции они делятся на:
- прямые - связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость (сырье, основные материалы, заработная плата производственных рабочих и др.);
- косвенные – связанные с производством разнообразных изделий, которые нельзя отнести на себестоимость определенного вида продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, ремонт зданий, заработную плату инженерно-технических работников и др.).
По связи затрат с объемом производства выделяют:
- условно-постоянные затраты, объем которых почти никак не изменяется при увеличении или уменьшении объема выпуска продукции, номеняется только их относительная величина на единицу продукции [6](амортизационные отчисления, затраты на аренду, освещение, заработную плату управленческого персонала, расходы на административно-хозяйственные нужды и др.);
- условно-переменные затраты, объем которых непосредственно зависит от объема производства, они увеличиваются или сокращаются в соответствии с изменением объема выпуска продукции (затраты на сырье, основные материалы, топливо, заработную плату рабочих и др.).
В случае, если расходы не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на себестоимость продукции, то в таком случае, они становятся запасами сырья, материалов, а также запасами в незавершенном производстве и т.д.[7]
Таким образом, затраты обладают качеством запасоемкости и могут иметь отношение к активам предприятия.[8]
Активы предприятия – это совокупность его имущества и денежных средств. Термин «актив» широко используется при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности. Так, в форме бухгалтерского баланса (приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н) информация о финансовом положении организации на отчетную дату сгруппирована в 2 блока:[9]
- Актив;
- Пассив.
Ниже приведем примеры активов.
- нематериальные активы;
- основные средства;
- запасы;
- дебиторская задолженность;
- финансовые вложения;
- денежные средства и т.д.
Помимо этого, под пристальным вниманием обычно находится и динамика активов предприятия.
Затраты организации могут быть отнесены в активы или списаны в расходы отчетного периода. Их следует подразделить на[10]:
1) активо - образующие – это затраты, обеспечивающие выгодное будущее и стоимость которых, будет капитализирована в активы, представленные в виде реальных (материальных и неосязаемых) объектов (сырье, материалы, права, амортизируемое имущество и т.п.);
2) увеличивающие стоимость активов – это капитализируемые затраты, которые увеличивают себестоимость ранее образованных активов.
3) списываемые непосредственно в расходы отчетного периода.
Управление затратами считается главным инструментом в организации производственной деятельности предприятия. Управление затратами – это способность соблюдать экономию средств и максимизировать отдачу от них.
К затратам относятся все ресурсы, которые принимают участие в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В отчете о прибылях и убытках за определенный период отражаются не все затраты.[11]
Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг.[12]
Главным инструментом управления предприятия является анализ затрат, который растет по мере того, когда затрудняются условия хозяйственной деятельности и растут требования к рентабельности.[13]
Анализ затрат на предприятии представлен на схеме (рисунок 1).
Рисунок 1 – Анализ затрат на предприятии [14]
Для расчета анализа на рубль товарной продукции используются методы сравнения.
Сопоставление фактических значений показателя с данными предыдущих периодов дает возможность проследить его динамику, а также эффективность мер по снижению себестоимости, принятых в предшествующем периоде.[15]