Введение
1 Теоретические положения и характеристика коммуникационного процесса в менеджменте
1.1 Коммуникационный процесс: понятие, основные элементы, этапы
1.2 Виды коммуникаций
1.3 Коммуникационные барьеры
1.4 Повышение эффективности межличностной коммуникации
2 Опыт коммуникаций в процессе управления современных предприятий
2.1 Информационные технологии в совершенствовании коммуникационного процесса
2.2 Роль внутренних коммуникаций в практике отечественных и зарубежных организаций
2.3 Сравнительный анализ системы коммуникаций на примере компаний (название зарубежной компании) и ООО «СтройИмпэкс»
Заключение
Список использованных источников
Коммуникация объясняется современной теорией управления как главный фактор в формировании и развитии организаций, а также как основа для формирования социальных систем. Взаимное принятие ролей, взаимодействие в процессе коммуникации, достижение взаимопонимания и консенсуса образуют организационную структуру, которая создает благоприятные условия для управления и сотрудничества. Коммуникация обеспечивает выполнение основных задач и функций управления (организация, планирование, контроль и руководство). В конечном итоге успешное общение может улучшить основные параметры организации или предприятия и повысить удовлетворенность сотрудников работой, а также вызвать чувство лояльности и участие в деятельности компании.
В политике, бизнесе, предпринимательстве и других сферах деятельности деловые переговоры играют важную роль. Умение общаться с деловыми партнерами, способность понимать психологию других и интересы другой компании можно рассматривать как один из предопределенных факторов в процессе деловых переговоров.
Обычно считается, что вопросы переговоров в сфере предпринимательства напрямую связаны с общением с представителями внешних агентов, а повышение эффективности продаж и управленческое общение напрямую связаны. Но в то же время необходимо отметить, что на современном этапе развития предпринимательской деятельности изучение внутрифирменных переговоров реализуется как исследовательская тема социальной психологии. Это соотношение связано с различными современными кросс-функциональными взаимодействиями между сотрудниками и структурными подразделениями компании, а также с вопросом повышения эффективности бизнес-коммуникаций.
Объект исследования: коммуникационный процесс в отечествненых и зарубежных компаниях.
Предмет исследования: совершенствование системы коммуникаций в организации.
Цель исследования: проанализировать коммуникационный процесс в современных организациях в России и за рубежом.
Для достижения данной цели ставятся следующие взаимосвязанные задачи:
- рассмотреть понятие, основные элементы и этапы коммуникационного процесса;
- исследовать основные виды коммуникаций;
- проанализировать коммуникационные барьеры;
- рассмотреть возможности повышения эффективности межличностной коммуникации;
- проанализировать роль информационных технологий в совершенствовании коммуникационного процесса;
- рассмотреть роль внутренних коммуникаций в практике отечественных и зарубежных организаций;
- провести сравнительный анализ системы коммуникаций на примере компаний Apple и ООО «СтройИмпэкс».
Методы исследования: сравнение, анализ, обобщение. Основными методами исследования внутренних организационных коммуникаций выступили: опрос, анкетирование, наблюдение.
Структура данной работы включает в себя введение, две основные главы, заключение и список использованных в работе источников и литературы.
1 Теоретические положения и характеристика коммуникационного процесса в менеджменте
1.1 Коммуникационный процесс: понятие, основные элементы, этапы
Вопрос общения представлен в рамках современной психологической науки достаточно широко. Целостное и довольно полное освящение этот вопрос получил в произведениях Г.М. Андреевой [2, с. 103].
Г.М. Андреева в своих научных работах определяет общение в качестве специфической формы активности субъекта по взаимному обмену идеями, деятельностью, чувствами. Автор выделила три основные стороны общения:
- Интерактивная сторона как обеспечение взаимодействия между общающимися людьми.
- Коммуникативная сторона общения как обмен какими-либо сведениями между партнерами по общению.
- Перцептивная сторона общения как процесс познания и восприятия друг друга общающимися людьми [1, с. 83].
При изучении перцептивного аспекта коммуникации, Г.М.Андреева выделяет механизмы межличностного восприятия: идентификацию в качестве отождествления индивидом себя с другим и рефлексию в качестве понимания общающимся человеком того, как он воспринимается другим индивидом. При этом, в данный процесс может входить и каузальная атрибуция – процесс приписывания партнеру по общению причин его поведения, когда отсутствуют сведения о них. В ходе межличностной перцепции, как считает Г.М.Андреева, могут выражаться эффекты межличностного восприятия, к которым относятся: эффект ореола, эффект установки (первого впечатления), эффект стереотипизации, эффект новизны и первичности. Все перечисленные факторы могут существенно усложнить ход восприятия индивидом своего партнера по общению [2, с. 142].
Общение представляет собой многосторонний и крайне сложный процесс. В психологической действительности человеческого общения, обмен действиями, передача информации и взаимопонимание не могут существовать отдельно друг от друга. При этом их искусственное расчленение представляется целесообразным только для осуществления научного анализа [19].
В трудах целого ряда психологов отмечается выделение деловой коммуникации в качестве отдельного вида общения, но при этом различаются определение и содержание категории делового общения. В трудах А.А.Леонтьева предметно-ориентированное общение жестко противопоставлено другим видам коммуникаций по строгому методологическому принципу, но при этом автор не применяет определение «деловое» [14, с. 156].
С точки зрения видного отечественного психолога Р.С. Немова, «деловое общение включено как частный элемент в какую-либо совместную деятельность… Его содержанием выступает то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир» [17, с. 134].
Н.И.Леонов трактует деловое общение в качестве «способа организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: научной, производственной, коммерческой и др.» [13, с. 18].
В работах Л.А. Петровской общение классифицируется на: воспитательное; деловое; интимно-личностное; диагностическое. Критерием классификации у Л.А. Петровской являются:
а) равенство или неравенство общающихся;
б) наличие или отсутствие в общении целей;
в) наличие или отсутствие правил общения.
На современном этапе область деловых коммуникаций нередко связывается с такими сферами, как развитие организации и управление персоналом. Важно обратить внимание на то, что обычно изучаются ситуации делового общения, которые подразумевают осуществление делового взаимодействия с точки зрения руководителя, вышестоящего сотрудника по отношению к подчиненным работникам или сотрудникам равного с ним уровня. Принципиально иную, равную позицию индивид, как психологический субъект, должен занимать при осуществлении коммуникации с клиентом, в ходе переговоров, например. В области психологии управления Т.Ю. Базаров трактует переговоры в качестве средства для достижения добровольной взаимной договоренности [3, с. 65].
Необходимо отметить, что деловой коммуникации принадлежит специфическая роль в вопросе общения. Деловое общение имеет собственные характерные особенности, сформированные задачами делового взаимодействия: соблюдение норм и правил, достижение договоренностей. Обычно считается, что деловое общение должно выступать как эмоционально «холодное», формальное общение, происходить в отстраненном стиле. Однако эксперты считают, что это не вполне правильно. Отчасти верно то, что сотрудники не должны переходить «личную границу» во взаимодействии с клиентами, но при этом, сотрудник должен ставить себе цель достижения доверительных, партнерских отношений с клиентами, покупателями. Именно такие формы коммуникаций признаны экспертами приоритетными деловом общении, потому что в перспективе они оказывают благоприятное воздействие на содержательный аспект последующих деловых взаимодействий.
В трудах отечественных исследователей нередко отмечаются ключевая роль общения в организациях и на предприятиях, а, вместе с тем, обращается особое внимание на недостаточную коммуникативную компетентность руководителей и сложности коммуникативного взаимодействия.