Актуальность темы исследования определяется тем, что для успешного ведения своей деятельности, организациям, необходима коммуникация.
Она занимает важнейшее место в жизни организации и оказывает огромное влияние на поведение групп и индивидов.
Успех или неудачу любой организации сегодня определяют не только избыток или недостаток сырьевых ресурсов, труда и капитала, но и «качество доступной им информации».
Кроме того, коммуникацию можно считать средством, с помощью которого обеспечивается единство организации в достижении общей цели.
Поэтому успешная деятельность любого современного предприятия невозможна без слаженной и эффективной системы коммуникаций среди сотрудников фирмы.
Если организация эффективна в области коммуникации, она эффективна и во всех других видах деятельности. Коммуникации должны быть таковы, чтобы руководство компании, фирмы имело объективную информацию в нужное время и в удобной форме для принятия решений.
Руководитель должен доступно и понятно информировать сотрудников о своих указаниях, чтобы их выполнение было правильным и безоговорочным.
А для этого управляющему необходимы навыки профессионального коммуникатора и соответствующие инструменты менеджмента.
Не менее важным является наличие коммуникабельности и у сотрудников организации, при взаимодействии между собой, коммуникабельность улучшает взаимопонимание и работу коллектива.
Целью данной курсовой работы является изучение коммуникации в организации и эффективности их использования персоналом.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
исследовать сущность коммуникации в организации;
рассмотреть виды коммуникации в организации;
дать общую характеристику деятельности и организационной структуры отделения ПАО «Сбербанк»;
провести анализ системы коммуникаций в ПАО «Сбербанк» ;
составить рекомендации по совершенствованию коммуникационного процесса в одном из отделений ПАО «Сбербанк».
Объектом исследования являются общественные отношения в области информационных и коммуникативных процессов в управлении, а также коммуникации в компании ПАО «Сбербанк».
Предметом исследования является как общая теория коммуникации, так и коммуникации в рамках компании ПАО «Сбербанк».
В работе используются следующие методы: теоретические – анализ научных источников по теме исследования; эмпирические – анализ документов организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения теорий и концепций по управлению коммуникациями в организации, сформулированные такими учеными, как: Томилов В.В., Веснин В.Р., Годин В.В., Корнеев И.К., Горбунова М.В и другие.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанные пути оптимизации системы коммуникационного процесса в деятельности ПАО «Сбербанк» могут быть использованы для поддержания существующего уровня эффективности деятельности компании.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность коммуникаций в организации
Коммуникация – (от лат. – сообщение, передача) это процесс обмена сообщениями, информацией между различными личностями, их социальными группами, общностями и организациями[1].
Основные различия коммуникаций заключаются в их структурных и процессуальных характеристиках.
По мнению Архиповой Н.И., коммуникации в широком смысле слова рассматриваются как процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом контексте. [2]
Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов
Федорова Н.В., определяет коммуникации в социальном контексте как процесс обмена информацией и передачи сведений между двумя людьми или в группе людей. [3]
Коммуникации – это важнейшее связующее звено между руководителем и его подчиненными, между руководителями одного уровня, между организацией и внешней средой
Управленческая информация – это совокупность сведений о том, что происходит внутри организации и в ее окружении.
Важность коммуникации определяется тем, что именно через коммуникационный процесс обеспечивается: [4]
- связь между людьми, поколениями;
- возможность накопления и передача социального опыта;
- разделение труда;
- организация совместной деятельности;
- именно посредством коммуникации обеспечивается процесс управления.
Цели коммуникаций:
- Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.
- Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.
- Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
- Регулирование и рационализация информационных потоков.
Коммуникация – это сложный многокомпонентный процесс, который включает следующие элементы:
- субъекты коммуникационного процесса – это отправитель и получатель информации, т.е. коммуникатор и реципиент;
- средства коммуникационного процесса – это код, используемый для передачи информации в знаковой форме, например, слова, графики, ноты, картины;
- каналы коммуникационного процесса, по которым передается сообщение – это, например, письмо, телеграф, телетайп, факс, телеграф, радио, телефон;
- предмет коммуникации – это явление или событие и отражающее его сообщение, например, статья, радиопередача, видеосюжет, документ;
- эффекты коммуникации – это последствия коммуникации, которые выражаются в мнении внутреннего состояния субъектов коммуникации в их взаимоотношениях или их действиях.
Существуют следующие модели коммуникации:
Линейная модель коммуникации включает 5 элементов: коммуникатор – сообщение – канал – получатель – эффективность.
Интеракционистская модель коммуникации – предполагает, что субъекты коммуникации равноправны и связаны взаимными ожиданиями и общим интересом к предмету сообщения. Сама коммуникация выступает как реализация такого интереса с помощью передаваемых сообщений. Эффект коммуникационного взаимодействия проявляется в сближении или отдалении точек зрения субъектов на общий предмет[5].
Таким образом, изучив и исследовав сущность коммуникации в организации, можно сделать вывод о том, что вне зависимости от того, к какому именно типу принадлежит та или иная организация, необходимым условием ее существования является координация совместной деятельности работников для достижения поставленных целей.
Это требует хорошо отлаженной системы приема, передачи и переработки информации.
Для того чтобы управленческие мероприятия были эффективными, а результат деятельности соответствовал ожиданиям, необходима развитая система коммуникаций, обеспечивающая синхронность и точность понимания передаваемого.
В свою очередь, в процессе коммуникации участвуют все доступные человеку средства: вербальные, невербальные, материальные, информационные, технические.