Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты, применения франчайзинга как способа развития бизнеса 5
1.1. Понятие и сущность франчайзинга. 5
1.2. Преимущества и недостатки франчайзинга как формы ведения бизнеса. 8
1.3. Специфика эффективного применения франчайзинга на современном этапе 15
Глава 2. Анализ франчайзинга как формы ведения деятельности на примере рынка пассажирских перевозок. 21
2.1. Общая характеристика отрасли. 21
2.2. Анализ применения франчайзинговой формы деятельности на примере ООО «STAX». 25
2.3. Проблемы, связанные с применением франчайзинговой формы деятельности на примере ООО «STAX». 30
Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности применения франчайзинга как формы развития бизнеса. 41
3.1. Формируемые предложения. 41
3.2. Оценка экономического эффекта от формируемых предложений. 44
Заключение. 49
Список использованных источников. 52
Актуальность темы исследования. В настоящее время на рынке идет развитие малого и среднего бизнеса. Развитие данного сектора связано с использованием такой эффективной формы развития малых предприятий, как франчайзинг, которая характеризуется низким уровнем риска и обладающей стабильным уровнем прибыльности. Многие предприниматели сталкиваются со сложностями при организации собственного дела традиционным путем, поэтому идет активный поиск новых моделей предпринимательской деятельности. Как известно создание сети филиалов или представительств требует гораздо большего времени и значительных инвестиций, которые в последние годы имели явную тенденцию к сокращению. Можно предположить, что в данном случае, развитие именно такого способа организации бизнеса как франчайзинг, позволит российским предприятиям использовать известные торговые марки, а также заниматься открытием и развитием бизнеса.
Однако, в связи с развитием пандемии COVID-19, по мнению экспертов Ассоциации франчайзинга, структура меняется и происходит акцент на открытие медицинских лабораторий, розничную торговлю медицинскими препаратами, средствами личной гигиены, открытием бизнеса, связанного с IT-технологиями, компаниями, которые предоставляют услуги населению по доставке, а также курьерские службы. При этом объемы инвестиций и оборота на рынке останутся прежними и даже увеличатся, изменениям подлежит только сама структура инвестирования.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросами изучения франчайзинга как современной модели развития бизнеса занимались такие российские и зарубежные ученые как Лебедев, В.И. Осипова Ю.М., Смирновой Е.Е. Целью выпускной квалификационной работы является создания модели франчайзинга для компании ООО «STAX».
Задачи исследования:
- Дать понятие и сущность франчайзинга
- Выявить преимущества и недостатки франчайзинга как формы ведения бизнеса
- Определить специфику эффективного применения франчайзинга на современном этапе
- Провести анализ франчайзинга как формы ведения деятельности на примере рынка пассажирских перевозок
- Дать общую характеристику отрасли
- Провести анализ применения франчайзинговой формы деятельности на примере ООО «STAX»
- Выявить проблемы, связанные с применением франчайзинговой формы деятельности на примере ООО «STAX»
- Осуществить разработку рекомендаций по повышению эффективности применения франчайзинга как формы развития бизнеса
Теоретико-методологической базой исследования послужили теоретические исследования и практические разработки в области мировой, национальной и муниципальной экономики, государственного регулирования, муниципального менеджмента, а также в частных областях научного знания, касающиеся франчайзинга и управления розничной сетью франчайзингового ритейла. При решении поставленных задач были использованы ключевые методологические принципы познания такие, как общенаучные методы экспертного, статистического и сравнительного анализа, табличные и графические приемы визуализации данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что применение предложенных рекомендаций позволит» получить эффективные инструменты оценки и формирования конкурентоспособности на рынке массового сбыта товаров, работ и услуг (в том числе и на рынках пассажирских перевозок).
Глава 1. Теоретические аспекты, применения франчайзинга как способа развития бизнеса
1.1. Понятие и сущность франчайзинга
Франчайзинг может быть реализован в различной форме в зависимости от того, как распределены обязанности между франшизодателем и франчайзи.
Соответственно, принято выделять такие формы организации франчайзинга:
- Прямая.
- Последовательная.
- Развитие территории.
- Субфранчайзинг.
- Мастер - франчайзинг. Прямая форма[1].
Предусматривает прямое общение между франчайзером и франчайзи, которые заключают договор на открытие одной торговой точки по реализации конкретного товара или услуги. Франшизодатель сам занимается поставками продукции, обучением персонала, консультацией, маркетинговой и рекламной политикой производителя.
Он же осуществляет контроль за соблюдением установленных правил реализации товара. Данная модель удобна в использовании, когда обе стороны территориально находятся недалеко друг от друга, например, в пределах одного региона или страны. В то время, когда один из них находится в значительном удалении, контроль становится более сложным. Поэтому франчайзер часто прибегает к помощи посредников, которым делегирует надзирательную функцию.
Последовательная форма. Предусматривает постепенное заключение договоров на открытие нескольких франчайзинговых точек. Но это делается только после того, как франчайзи докажет на примере одной работающей точки, что он добросовестно выполняет все условия договора[2].
Только в этом случае франчайзер может последовательно заключать с ним еще несколько подобных договоров. Форма развития территории. Данная форма сотрудничества предполагает масштабное освоение определенной территории. В этом случае, как франчайзи выступаеттак называемый разработчик территории.
На основании договора он обязуется на четко определенной территории открыть в установленный срок определенное количество точек по реализации продукции или услуг франчайзера.
Субфранчайзинг. Форма сотрудничества предполагает передачу франчайзером части прав франчайзи, которые помогут в достижении поставленных задач. К таким делегированным правам может относиться право на перепродажу франшизы третьим лицам. Это позволяет расширить возможные зоны покрытия, а также перенести на франчайзи часть ответственности за развитие сети в регионах[3].
При этом все доходы и роялти делятся между суб - франчайзером и франчайзером.
Мастер - франчайзинг. Данная форма сотрудничества предполагает максимально возможную передачу прав франчайзи на развитие сети торговой марки на определенной территории. Иногда бывает так, что франчайзи получает абсолютно все права и обязанности по региону, получая статус мастер - франчайзи[4].
Он может сам, без получения дополнительных разрешений от франчайзера продавать в пределах территории, установленной договором. Эта территория может быть ограничена городом, регионом, страной или даже группой стран. Данная форма взаимодействия помогает торговому бренду расширить свое влияние на другие страны, где ведение бизнеса и экономической деятельности существенно отличается от привычной деятельности франчайзера в своей стране[5].
Развитая сеть помогает повысить стоимость бренда, соответственно, повысить цены на услуги или товары. Самым передовым из всех вышеперечисленных способов ведения подобного бизнеса является мастер - франчайзинг и субфранчайзинг, которые позволяют как можно быстрее и надежно захватить рынок. Прямой франчайзинг надежнее, но ведется медленными темпами, что снижает эффективность экспансии особенно международных рынков.
В общем смысле, франчайзинг – это «аренда» товарного знака или отлаженного бизнеса.
Франшиза – система, описывающая все аспекты и условия ведения бизнеса, чтобы он соответствовал требованиям франчайзера.
Суть этой формы в том, что головная, чаще всего крупная, авторитетная и достаточно известная потребителям компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказания услуг под торговой маркой данной компании.
Таким образом, по своей сущности, франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой сто роной буд ет со действовать рос ту и на дежному за креплению на рын ке товар ов и усл уг.
При это м пер едающая сто рона об язуется оказывать со действие в ста новлении бизнес а, об еспечивать тех ническую и консультационную по мощь.