Обоснование выбора темы и её актуальность: Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует развитию конкуренции и маркетизации, а также увеличению открытости национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала, создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.
Актуальность темы исследования существенно увеличивается в связи с тем, что теория предпринимательства в нашей стране значительно отстает от практики. На протяжении многих десятилетий теория предпринимательства была невостребованной, так как не вписывалась в существовавшую планово-распределительную систему хозяйствования, а потому подвергалась резкой критике. Лишь с формированием в российской экономике рыночных механизмов отечественная наука, вначале обратилась к разработкам западных экономических школ.
Однако в настоящее время проблемами развития предпринимательства, определением его роли в рыночной экономике занимаются западные и российские экономисты, точки зрения которых нередко противоположны. Все это свидетельствует о том, что проблема предпринимательства продолжает оставаться актуальной и требует исследования.
Таким образом, возрастание роли предпринимательства является необходимым условием скорейшего перехода к зрелым рыночным отношениям, способствующим решению острых проблем в государстве.
Целью курсовой работы является исследование роли предпринимательства в модернизации российской экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, особенности содержания понятия «предпринимательство»;
- определить роль и функции малого и среднего бизнеса в экономике;
- изучить историю развития малого и среднего бизнеса в России;
- выявить основные проблемы развития предпринимательства в России;
- исследовать перспективы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.
Объект исследования - предпринимательство современной экономике России.
Предметом исследования стали экономические условия и отношения, способствующие формированию и развитию предпринимательства,.
Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам предпринимательства.
Методологической основой исследования является системный подход, диалектический метод познания, метод конкретно-исторического подхода, теория рыночных отношений и предпринимательства, труды представителей различных экономических школ.
Структура курсовой работы представляет собой введение, три главы, заключение и списка литературы.
1. Теоретические основы предпринимательства
1.1 Сущность предпринимательской деятельности
Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательство — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
За словом "предпринимательство" стоит "дело", предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.
Цель предпринимательства сводится к извлечению дохода через производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг, а также к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности. Другими словами цели предпринимательства заключаются в производстве и предложении рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль.
Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников.
Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» в современном их понимании впервые употребил английский экономист Ричард Кантильон, высказавший мнение о том, что предприниматель - это человек, действующий в условиях риска.
Несколько позже французский экономист конце XVIII- начала XIX вв. Ж. Б. Сей определил предпринимательскую деятельность как соединение, комбинирование трех факторов производства - земли, труда, капитала. «Предприниматель, - указывал Сей, - это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой ни будь продукт[15].
Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предприниматель» означает «затевать, решаться исполнить какое либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что -либо [5].
Предпринимательство - это сфера деятельности свободного собственника, где основой его деятельности являются юридическая свобода, свобода и самостоятельность принятия решений, свободная конкуренция, мотив и цель получения прибыли. Если нет свободы, то и нет предпринимателя, следовательно, собственник остается формальным в юридическом статусе собственником в отличие от собственника в экономическом смысле, функция которого производить прибыль. В этом смысле собственников-предпринимателей становится меньше не только по причине экономического кризиса, а из-за отсутствия достаточных условий реализации своих способностей и функций частных собственников [3].
По мнению П. П. Герасимова, наиболее ёмко раскрывают содержание предпринимательства П. Д. Половинкина и В. Е. Савченко, которые рассматривают предпринимательство как систему «хозяйствования, при которой главным субъектом является предприниматель как движущая сила и посредник, который рационально соединяет ресурсы (вещественные и личные факторы), организует и управляет процессом воспроизводства на инновационной основе, хозяйственном риске, экономической ответственностью за конечные результаты с целью предпринимательского дохода». Данный подход раскрывает три аспекта исследуемого вопроса:
а) личностный аспект, поскольку именно предприниматель обладает способностью по-особому соединять факторы воспроизводства на инновационной рисковой основе;
б) экономический аспект - получение сверхприбыли;
в) организационно-управленческий аспект - организация и управление воспроизводственным процессом.
И автором тоже признается его мнение, что предпринимательская деятельность имеет место только там, независимо от форм собственности, где присутствуют инициатива, риск, новаторство и динамичность, реализующиеся в лучшей комбинации факторов производства с целью получения конечного результата - сверхприбыли. Несправедливо утверждать, будто предпринимательская деятельность в большей степени характерна для мелкого производства [6].
Существуют два модели предпринимательства. Классическая модель предпринимательства имеет два направления в зависимости от способов достижения поставленных целей - это рутинно-прагматическое, в основу которого положено использование трудно осваиваемых производственных ресурсов, и потребительское на основе точного, полного и целевого удовлетворения спроса потребителей. Особенность этой модели состоит в получении и максимизации прибыли, а также в получении наибольшей отдачи от имеющихся в распоряжении ресурсов на основе наиболее оптимальных комбинации существующих технологии и факторов производства[5]. По этому пути продолжают двигаться большинство нынешних предпринимателей, потому что желание получит доход в краткосрочном периоде это надежнее, чем вкладывать средства в долгосрочные дорогостоящие проекты по модернизации своего производства. Этому не способствует ни кредитная, ни налоговая политики государства, наоборот, она ограничивает инициативу и деловую активность предпринимателя, превращая его в послушного исполнителя предписаний правящей бюрократии. В результате свободная среда развития свободного независимого предпринимателя оказывается занятой коррумпированными субъектами, которые бесконтрольно и монопольно властвуют на всех возможных рынках и направлениях самостоятельной деятельности.
Вторая модель - инновационное предпринимательство, предполагающее реализацию новаторских идей индивидуальных предпринимателей, ориентируется на поиск новых, более эффективных технологий переработки ресурсов, и более прогрессивных методов ведения хозяйства, приводящих к максимизации прибыли[6].