Введение
- Теоретические основы пенсионного обеспечения гражданских служащих
1.1. Понятие и место пенсионного обеспечения гражданский служащих в российские пенсионной системе
1.2. Классификация пенсии гражданских служащих
1.3.Понятие и значение государственных гарантий по гражданской службе
- Особенности пенсионного обеспечения гражданских служащих
2.1. Нормативно правовое регулирование пенсионного обеспечения гражданских служащих
2.2. Размер, порядок назначения и выплаты пенсий государственным гражданским служащим по отдельным видам пенсий
2.3.Проблемы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих
- Проблемы и направления совершенствования государственных гарантий государственным гражданским служащим
3.1 Проблемы правового регулирования пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих
3.2 Пути совершенствования правового регулирования пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования определяется тем, что пенсионное обеспечение в каждом государстве – одна из важнейших составляющих системы социальной защиты населения. В ст. 7 Конституции Российской Федерации говорится о том, что Россия является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, в ней развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Пенсионное обеспечение выступает важной формой государственного участия в социальной поддержке населения и естественно, с течением времени, подвергается определенным изменениями оптимизации. Именно подобные трансформации коснулись системы пенсионного обеспечения еще в 2016 году, которые установили новые правила назначения пенсии для государственных служащих. В настоящее время активно реализуется пенсионная реформа, которая законодательно установлена Федеральным законом №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу в 2013 году. Введение этой реформы происходит постепенно, что, несомненно, актуализирует необходимость исследования правовых основ пенсионного обеспечения в современной России.
Актуальность исследования также обуславливается тем, что для государственных служащих с 2016 года изменится порядок доплаты за выслугу лет. В России, по данным Росстата, численность работников государственных органов власти и органов местного самоуправления составляла в 2020 году 2,1 млн. человек. Это примерно 3% от общей численности занятых (71,5 млн. человек). Несмотря на положительную экономическую выгоду, сложность и противоречивость норм законодательства о пенсионном обеспечении, они оставляют возможность для их произвольного толкования правоприменителями. Это обусловлено недоработками законодателей ввиду спешки реформирования. В этих условиях совершенствование закона как способа защиты прав граждан является одной из главных задач правового государства. Практическая значимость исследования заключается в том, что проведенный анализ не только требований законодательства, предъявляемых к пенсионному обеспечению служащих государственной гражданской службы в Российской Федерации, но и существующих противоречий, проблем правоприменения, сложных и спорных моментов в области пенсионного обеспечения государственных служащих. Результаты данного исследования могут использоваться как субъектами пенсионного обеспечения, так и государственными органами при внесении изменений в законодательство.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Российской Федерации, а предметом - правовые нормы, затрагивающие государственное пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, а также складывающаяся на их основе правоприменительная практика.
Цель курсовой работы - провести комплексный анализ правового регулирования пенсионного обеспечения служащих государственной гражданской службы в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- определить место пенсионного обеспечения государственных служащих в российской пенсионной системе;
- проанализировать теоретические и практические проблемы пенсионного обеспечения государственных служащих в Российской Федерации.
Работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав, разделенных на параграфы и заключения.
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения гражданских служащих
1.1. Понятие и место пенсионного обеспечения гражданский служащих в российские пенсионной системе
Законом о государственном пенсионном обеспечении в соответствии с Конституцией РФ установлены основания возникновения права на пенсию по государственному обеспечению и порядок её назначения, круг лиц, имеющих право на их получение, виды пенсий, их финансирование за счет средств федерального бюджета, условия и нормы пенсионного обеспечения охватываемых категорий граждан, установленных законодательством РФ. Данный Федеральный закон фактически является кодифицирующим законодательным актом, объединяющим в себе нормы о пенсионном обеспечении, содержащиеся в различных законах и иных нормативных актах [10].
Пенсионное обеспечение в системе социального обеспечения Российской Федерации основывается на нормах Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О страховых пенсиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
В соответствии с установленными правилами пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с названным Федеральным законом
Пенсионное обеспечение не предусмотренных этим законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, регулируется другими федеральными законами. Статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) содержит определения основных понятий, используемых в законодательстве о государственном пенсионном обеспечении:
Так же закон дает нам определение кто же является федеральным государственным гражданским служащим, а именно:
Федеральные государственные гражданские служащие - граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих (далее - должности федеральной государственной гражданской службы)
Законом определен стаж государственной гражданской службы:
- стаж государственной гражданской службы-это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности на день увольнения с федеральной государственной гражданской службы, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии
- трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии [12].
Основные цели пенсионного обеспечения:
- реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение;
- повышение уровня жизни пенсионеров.
- создание финансово - устойчивой пенсионной системы, способной противостоять будущим демографическим изменениям.
Задачами пенсионного обеспечения являются:
- обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
- повышение эффективности пенсионного обеспечения граждан путем совершенствования пенсионного управления.
Функции пенсионного обеспечения:
- компенсация утраченного дохода в связи с наступлением пенсионного возраста;
- рационализация условий и размеров предоставления пенсий;
- адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся рыночным отношениям в Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации - важная составляющая системы социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 7 Конституции - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности)
Вышеназванный закон выделяет несколько видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
- пенсия за выслугу лет;
- пенсия по старости;
- пенсия по инвалидности;
- пенсия по случаю потери кормильца;
- социальная пенсия.
Пенсия за выслугу лет назначается:
- Федеральным государственным гражданским служащим
- Военнослужащим
- Граждане из числа космонавтов
- Граждане из числа работников летно-испытательного состава
Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Указом Президента РФ от 20.09.2010 № 1141 (ред. от 16.01.2017) "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих"
Порядок включения в стаж вышеуказанных должностей определен Постановлением Правительства РФ от 15.09.2003 № 570 (ред. от 25.03.2013) "О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации".