В сегодняшних условиях жёсткой конкуренции, чтобы удовлетворять самые разнообразные потребности потребителей, средние и крупные предприятия нередко организуют собственную сеть фирменных магазинов или заключают договоры с оптовыми покупателями (постоянными клиентами), стараясь, чтобы они были длительными, на большие объёмы поставок и на сроки, оговоренные контрактом.
В то же время организация всегда должна быть готова к тому, чтобы изменить ассортимент выпускаемой продукции и улучшить качество продукции (работ, услуг), расширить номенклатуру предлагаемых изделий или даже перейти на выпуск новых видов продукции, если это необходимо для того, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся рыночным условиям. Поэтому не случайно анализу показателей выпуска и продажи продукции уделяется особое внимание в системе комплексного экономического анализа.
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объёма производства и реализации продукции, изменение её ассортимента и структуры, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. С помощью анализа данных показателей обосновываются управленческие решения, оцениваются результаты деятельности предприятия.
Предмет исследования – продукция АО «Бурятхлебпром».
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть систему функционирования предприятия и проанализировать объёмы выпускаемой продукции, а также её разнообразие и качество.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
- Определить сущность теоретической стороны согласно теме курсовой работы.
- Раскрыть практические аспекты вопроса системы функционирования предприятия.
- Изучить объём продукции, ассортимент и качество на примере АО «Бурятхлебпром».
Курсовая работа включает в себя введение, четыре раздела, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников и литературы.
2 Теоретические основы анализа объёма, качества и ассортимента выпускаемой продукции
2.1 Методика анализа объёма, ассортимента и качества выпускаемой продукции
Целью анализа объёма, качества и ассортимента продукции является оценка объёма производства и реализации продукции и выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объёма производства и реализации продукции.
К важнейшим показателям, характеризующим результаты производственной деятельности предприятия и его структурных подразделений следует отнести объём выпущенной (производимой) продукции. Согласно Временным указаниям по отражению и формах государственного статистического наблюдения показателей промышленной продукции, утверждённым постановлением Госкомстата РФ по согласованию с Минэкономики РФ и Минфином РФ от 31 декабря 1996 г. № 153, объём выпущенной производимой продукции включает стоимость: годовых изделий, выработанный за отчётный период всеми подразделениями юридического лица, предназначенных для реализации на сторону, передачи своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям, зачисления в состав ОФ, а так же выдачи своим работникам в счёт оплаты труда; работ (услуг) промышленного характера, выполненных по заказам со стороны, для своего капитального строительства и своих непромышленных подразделений, а так же работ по модернизации и реконструкции собственного производства; работ по изготовлению продукции с длительным производственным циклом, производство которых в отчётном периоде не завершено; полуфабрикатов своей выработки, отпущенных за отчётный период на сторону, своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям.
Основными показателями объема производства являются валовая и товарная продукция. Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот и выражается в действующих отпускных ценах (без НДС).
Объём производства и продажи продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых (через трудоёмкость – в нормо-часах) и стоимостных измерителях.
Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют натуральные показатели объёмов производства и продажи продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объёмов производства по отдельным видам однородной продукции [1].
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объёмов производства продукции: например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на полиграфических предприятиях – тысячи условных печатных листов, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов. Однако обобщающие показатели объема производства продукции (товарной и валовой) получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.
Для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей продукции необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объёму продукции, но также по ассортименту.
Ассортимент – перечень наименований выпускаемой продукции с указанием объёмов выпуска по каждому её виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой. Комплексный анализ ассортимента продукции состоит в основном в установлении параметров однородности, степени устаревания продукции.
Изучение ассортимента продукции проводится с целью уточнения среднего числа видов продукции. Ведь расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения покупателей с различными вкусами и потребностями. Выпуская близкие по своим потребительским качествам товары (товары-заменители), предприятие добивается тем самым их дифференциации в соответствии с различными вкусами потребителей одного типа товара и получает конкретное преимущество. Некоторые маркетологи говорят, что в этом случае наблюдается своеобразный синергетический эффект. Расширение ассортимента выпускаемой продукции, следовательно, является для предприятия наиболее надёжным средством завоевания конкурентных преимуществ [2].
Система формирования ассортимента включает в себя: определение текущих и перспективных потребностей покупателей с целью удовлетворения спроса на продукцию; оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции; изучение жизненного цикла товара на рынках, расширение ассортимента, внедрение новых, более совершенных видов продукции; соблюдение принципов гибкости и эффективности при планировании и производстве продукции, изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически не эффективных изделий.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на неё и увеличению суммы прибыли не только за счёт объёма продаж, но и за счёт более высоких цен.
Качество продукции - это совокупность её свойств, которые обусловливают пригодность этой продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведённой продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
в) удельный вес продукции высшей категории качества;
г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
д) удельный вес экспортируемой продукции.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из её свойств:
а) полезность (жирность молока, содержание железа в руде);
б) надежность (долговечность, безотказность, ремонтопригодность);
в) технологичность (трудоемкость, энергоёмкость);
г) эстетичность (внешний вид, дизайн, эргономичность).
Косвенные показатели характеризуют несколько свойств: например, штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:
1) оценивается технический уровень продукции; выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
2) анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;
3) выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня;
4) обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.
Источниками информации для комплексного анализа качества продукции могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытания, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики сдачи бездефектной продукции и др.
Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы, в том числе балльный. Сущность балльного метода оценки состоит в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путём сравнения его фактического и планового уровня находится процент выполнения плана по качеству. Чаще всего в качестве планового показателя качества принимается усредненный балл качества по аналогичной продукции, производимой организациями-конкурентами.
На первом этапе анализа требуется изучить динамику названных выше показателей, сравнить их значения с запланированными, определить причины отклонений и дать приблизительную оценку качества продукции.
Второй этап анализа – определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия. Для этого сначала рассчитывают изменение средневзвешенной цены и себестоимости единицы продукции, а затем определяют влияние сортового состава на выпуск продукции, выручку и прибыль от её реализации [3].
Экономический эффект от повышения качества продукции достигается в результате установления более высокой цены на продукцию. Это связано с ростом себестоимости вследствие применения более качественных материалов и сырья, приобретения современного оборудования и др. Поэтому повышение цены на продукцию высокого качества часто обоснованно.
Таким образом, повышение качества продукции обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов и в то же время позволяет более полно удовлетворять потребности покупателей. Высокий уровень качества продукции выгодно выделяет ее из ряда аналогичных товаров, способствует повышению спроса на нее. Это дает основание для увеличения выручки не только за счет роста объема продаж.