ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ В КАЧЕСТВЕ ГУМАНИТАРНОЙ ИЛИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЕАЭС
1.1 Гуманитарная и техническая помощь в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС: сущность, виды
1.2 Роль гуманитарной и технической помощи в развитии внешнеторговой деятельности России
1.3 Правовые аспекты перемещения товаров в качестве гуманитарной или технической помощи в ЕАЭС
2 АНАЛИЗ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ В КАЧЕСТВЕ ГУМАНИТАРНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИИ
2.1 Особенности декларирования, таможенного оформления и таможенного контроля товаров, используемых в качестве гуманитарной и технической помощи
2.2 Анализ перемещения товаров в качестве гуманитарной и технической помощи в России за 2019-2021 годы
2.3 Проблемы при применении льгот по уплате таможенных платежей при перемещении гуманитарной и технической помощи
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ, ГУМАНИТАРНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
3.1 Основные направления совершенствования законодательства и правоприменительной практики в области оказания безвозмездной, гуманитарной и технической помощи
3.2 Анализ товарооборота гуманитарной и технической помощи в ЕАЭС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
На данном этапе развития внешнеэкономических отношений большую роль в жизни общества играет товарооборот между торгующими странами. Сложно представить свою жизнь без различного рода товаров, в большинстве своём изготавливаемых и импортируемых из зарубежных стран. При этом экономические отношения между такими странами должны строиться на взаимовыгодных отношениях. Однако внешнеторговые отношения также зависят от геополитической обстановки. Нередко случаются конфликты между политическими организациями или ухудшение эпидемологической ситуации в разных точках мира. Подобными примерами могут послужить недавние события, связанные со вспышкой COVID-19, а также политический конфликт стран-участниц ЕС, Украины и СНГ. Даже находясь в напряжённых условиях, наиболее пострадавшему населению от сложившихся обстоятельств требуется материальная помощь, заключающаяся в поставке товаров в качестве гуманитарной и технической помощи. Это может быть различного рода продукция, необходимая для восстановления стабильной жизнедеятельности той или иной страны, а также для обеспечения населения необходимыми жизненными ресурсами. В этом и заключается актуальность выбранной темы курсовой работы.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании сущности и законодательства в области оказания гуманитарной и технической помощи, а также анализ показателей товарооборота и определение проблем и перспектив в данной области.
Задачи курсовой работы звучат следующим образом:
- Рассмотреть теоретические и правовые аспекты перемещения товаров в качестве гуманитарной или технической помощи в ЕАЭС;
- Изучить сущность, виды гуманитарная и техническая помощь в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС;
- Выяснить роль гуманитарной и технической помощи в развитии внешнеторговой деятельности России;
- Изучить правовые аспекты перемещения товаров в качестве гуманитарной или технической помощи в ЕАЭС;
- Проанализировать перемещения товаров в качестве гуманитарной и технической помощи и применение таможенных платежей в России;
- Выяснить особенности декларирования, таможенного оформления и таможенного контроля товаров, используемых в качестве гуманитарной и технической помощи;
- Проанализировать перемещения товаров в качестве гуманитарной и технической помощи в России за 2019-2021 годы;
- Определить проблемы при применении льгот по уплате таможенных платежей при перемещении гуманитарной и технической помощи;
- Обозначить основные направления совершенствования в области оказания безвозмездной, гуманитарной и технической помощи;
- Установить основные направления совершенствования законодательства и правоприменительной практики в области оказания безвозмездной, гуманитарной и технической помощи;
- Провести анализ товарооборота гуманитарной и технической помощи в ЕАЭС.
Объектом исследования выступают таможенные платежи, уплачиваемые при оказании гуманитарной и технической помощи.
Предметом исследования выступают аналитические данные по оказанию гуманитарной и технической помощи, а также законодательные акты в данной сфере.
Решение исследовательских задач осуществляется с учётом современной экономической политики государств-членов Союза, а также их нормативно-правовой базы в сфере таможенного дела и международной торговли. Базой для исследования послужила международная законодательная база и мнения экспертов в данной области.
Работа состоит из введения, трёх основных раздело, заключения и списка использованных источников.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ В КАЧЕСТВЕ ГУМАНИТАРНОЙ ИЛИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЕАЭС
1.1. Гуманитарная и техническая помощь в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС: сущность, виды
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС один из важнейших процессов во внешнеторговой деятельности. Без него невозможно было бы осуществлять торговлю между странами. Однако осуществлять данную деятельность невозможно без заключения внешнеторгового контракта. При заключении договора стороны опираются не только на коммерческую выгоду, но и на такие факторы, как геополитическая, эпидемологическая, демографическая и экономическая обстановка и так далее. В ситуации, когда у одной из сторон критически не хватает ресурсов на обеспечение жизнедеятельности своей страны по определённым и веским причинам (режим ЧС, ухудшение эпидемологической ситуации, военные действия и т.д.), может быть заключён договор на поставку гуманитарной и технической помощи.
Для того, чтобы понять сущность данных понятий, обратимся к федеральному закону "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" от 04.05.1999 N 95-ФЗ.
Так, под гуманитарной помощью понимается вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи. [1, ст.1]
Из определения следует, что гуманитарная помощь предоставляется для сохранения здоровья и жизни граждан той или иной страны. Необходимые для этого предметы поставляются бесплатно для пострадавшего от тех или иных обстоятельств населения на безвозмездной основе. Список товаров, которые могут перевозиться для оказания помощи довольно разнообразен, и каждая страна разрабатывает свой перечень. Так, Правительство РФ выделило следующие виды товаров, которые могут быть направлены пострадавшему населению:
- Предметы бытового обихода: посуда столовая и кухонная, прочие предметы домашнего обихода и предметы туалета, мебель;
- Предметы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности: котлы и электрогенераторы, тенты, палатки, одежда и спальные принадлежности;
- Инструменты и материалы, необходимые для восстановления построек: инструменты для обработки древесины и починки оборудования, древесина и изделия из дерева и пробки, кроме мебели; изделия из соломки и материалов для плетения и т.д.;
- Продукты питания первой необходимости: сахар, соль, изделия хлебобулочные и мучные кондитерские, масла и жиры, макаронные и крупы, консервы мясные (мясосодержащие) и рыбные, продукция мясная и рыбная пищевая прочая, консервы молочные сгущенные, соки овощефруктовые, чай зеленый и чёрный (ферментированный и частично ферментированный) в упаковках массой не более 3 кг, мука;
- Препараты лекарственные, оборудование и материалы, применяемые в медицинских целях. [2]
Помимо необходимых для ликвидации последствий в случае чрезвычайной ситуации или действий непреодолимой силы ресурсов, также нужны средства для обеспечения безопасности, жизни и здоровья людей, восстановления функционирования экономических, политических и социальных структурных элементов. Для пострадавших или находящихся в потенциальной опасности стран соседние дружественные государства могут поставлять техническую помощь.
Так, техническая помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными или образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. [1, ст.1]
В соответствие с определением, мы можем сделать вывод, что техническая помощь направлена на поддержание стратегически важных составляющих страны. Данный вид содействия важен не только для обеспечения безопасности граждан, но и для стабилизации и поддержки важных аспектов жизнедеятельности. На основе этого можно выделить следующие виды технической помощи:
- Денежные средства, выделяемые на цели реализации конкретных проектов и программ технической помощи;
- Работы, необходимые для выше упомянутых целей;
- Услуги;
- Товары – оборудование, материально-технические средства включая научно-лабораторные инструменты, медицинское оборудование, приборы, средства вычислительной техники, оргтехники, информатики, транспорта и связи, и иные товары и оборудование, предназначенные для реализации конкретных проектов и программ технической помощи. [13]
В свою очередь, не могут относиться к технической помощи подакцизные товары, за исключением предназначенных для финансируемых из бюджетов всех уровней государственных и муниципальных организаций:
- автомобилей специального назначения для оказания медицинской скорой помощи, а также передвижных диагностических лабораторий со специальным медицинским оборудованием, получаемых лечебными учреждениями для собственных нужд;
- автомобилей легковых, предназначенных для перевозки 10 человек и более, ввозимых для домов ребенка, детских домов, домов престарелых и инвалидов;
- автомобилей легковых с подъемниками для инвалидных колясок, ввозимых для центров реабилитации инвалидов. [13]
Обращаясь к нормативно-правовым документам ЕАЭС, чёткого определения гуманитарной или технической помощи нет, однако опираясь на законодательную базу РФ, мы можем выделить из Таможенного кодекса ЕАЭС следующее определение такого вида помощи, которая помещается под специальную таможенную процедуру:
Гуманитарная и техническая помощь - перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС товары и транспортные средства, предназначенные для предупреждения стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи государственными органами государств-членов, их структурными подразделениями или гуманитарными организациями, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, а также товары и транспортные средства, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и обеспечения жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований, медицинских служб и организаций, за исключением подакцизных товаров. [3, ст.253]
Таким образом, гуманитарная и техническая помощь – это вид безвозмездной помощи, предоставляемой на безвозмездной основе пострадавшему населению от различного рода катастроф. Основной целью её оказания является сохранение жизни и здоровья населения, а также обеспечение восстановления социально значимых процессов внутри страны после тех или иных разрушающих обстоятельств. Она заключается в материальном обеспечении граждан и страны всеми необходимыми ресурсами для поддержания безопасности населения, восстановления стратегически и социально значимых структур и экономики страны в целом.