ВВЕДЕНИЕ.
1 Эволюция Пенсионного фонда в Российской Федерации.
1.1 История формирования Пенсионного обеспечения в РФ.
1.2 Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации.
2 Анализ деятельности ПРФ на современном этапе.
2.1 Оценка итогов работы Пенсионного фонда России за последнее время.
2.2 Цели, функции и задачи Пенсионного фонда РФ.
3 Пути развития пенсионной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Российская пенсионная система находится на этапе радикальной модернизации. Реформируются ее основополагающие экономические и юридические механизмы. История пенсионного обеспечения, несомненно, влияет на его развитие. Меняются набор элементов, сама структура пенсионной системы, роль и ответственность субъектов правоотношений. Формируется принципиально новая для страны комбинация гражданского и публичного права, регулирующая соответствующие процессы.
Понятно, что все эти изменения волнуют пенсионеров, работающих и членов их семей, всех россиян. Естественно их желание понять, что принесет реформа, на какую пенсию они могут рассчитывать. Между тем однозначных и надежно предсказуемых ответов на эти животрепещущие вопросы сегодня нет.
Именно, поэтому нам необходимо раскрыть тему «История возникновения и развития Пенсионного фонда в РФ» т.к. она актуальна на сегодняшний день.
Пенсионный фонд РФ или ПФР является одним из наиболее важных социальных институтов в Российской Федерации. ПФР – это гос. Учреждение, ответственное за социальное обеспечение граждан Фонд в счет своих средств обеспечивает ежемесячными пособиями людей, которые по стечению обстоятельств не способны самостоятельно обеспечить свое существование, а также и граждан-пенсионеров. Средства направлены на выплаты государственных пенсий, пенсий по инвалидности, военным гражданам, пособия для детишек и другие.
Объектом исследования в работе выбран Пенсионный Фонд РФ (ПФР), который с января 2022 года объединился с фондом социальной защиты, став единым Социальным центром РФ.
В курсовой работе выявлена сущность пенсионного страхования, проанализированы источники доходов и формирования бюджета Пенсионного Фонда РФ, разработаны рекомендации по повышению системы совершенствования деятельности Пенсионного Фонда РФ.
Целью выбранной курсовой работы является анализ Пенсионного фонда РФ как одной из частей системы внебюджетных фондов в части пенсионного обеспечения граждан.
Для достижения цели поставлен ряд задач:
- стоит изучить историю возникновения Пенсионного фонда;
- проанализировать функции, цели и задачи ПФР;
- рассмотреть источники формирования денежных средств;
- обратиться к порядку формирования и использования бюджета ПФР;
- дать характеристику отношениям между Пенсионным фондом и налогоплательщиками;
- определить проблематику и найти пути решения для развития ПФР.
Основой курсовой работы является совокупность общенаучных методов, подобных методике анализа и синтеза, а также сбор и анализ эмпирических данных, и формально системный метод исследования.
При написании работы были использованы множественные законы, предназначенные для решения одиночных общественных отношений в области пенсионного страхования: № 236-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации», федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»; а также нормативно правовые акты; материалы федеральной судебной практики, наработки студента в этой области, написанные студентом курсовые работы в данной теме.
Структура курсовой работы заключается во введении, трех главах, заключении, а также списка использованных источников.
1 Эволюция Пенсионного фонда в Российской Федерации
1.1 История формирования Пенсионного обеспечения в РФ
Возникновение пенсионного законодательства и его основы на территории нашей страны были заложены в начале XVIII века Петром Первым. В 1720 году Петр I подписал «Устав Морского Русского Военного Флота», в котором также говорилось, как следует поступать с непригодными для службы моряками в связи со старостью или инвалидностью. Их ожидало списание с флота, с определением в более спокойную наземную службу с повышением в чине. Однако, если же военный был не годен уже ни к какой службе, то ему предоставлялось бесплатное проживание в госпитале до конца своих дней, включая питание. А если он не хотел, то в праве был удостоиться годового жалования и самому далее вершить свою судьбу. Вдовам и осиротевшим тоже полагалась пенсия, как сказали бы нынче «пенсия по потери кормильца» [11, с.396].
Во времена правления Екатерины II зародилось такое понятие, как – выслуга лет (стаж работы), которое используется и нынче. Для получения пенсии требовалось отслужить 20 лет и более. Сыном Екатерины, Павлом, были введены новые правила: назначение пенсии за «беспорочную службу», а военным, вышедшим на пенсию, полагались надбавки при поступлении на гражданскую должность. Чтобы их содержание было не меньше, чем сама пенсия. До 20-х годов XIX века пенсия была лишь милостью власти, а после зародилась мысль о вознаграждении за доблестную службу. Первый Российский Пенсионный устав был принят в 1827 году, в тот момент в стране был основан первый и единственный Пенсионный фонд. Значительную часть расходов несла казна, но некоторая часть пенсий компенсировалась отчислениями жалований. Размер пенсии полностью зависел от разряда гражданского или военнослужащего вплоть до революции 1917 года. [11, с.397].
В период с 1828 года и вплоть до 1867 число пенсионеров и сумма выплат увеличились в несколько раз, а размер пенсионных отчислений практически не изменился. На 1828 год доля пенсии от жалования служащего составляла 41%, а на 1867 год уже 29%. Рост пенсионеров достаточно заметен: в 1828 году на 4,5 служащих приходился один пенсионер, а в 1867 году на одного служащего один пенсионер. К 70-м годам XIX века государственная казна поняла, что не в силах обеспечить всех пенсионеров. В связи с этим принялось решение об обеспечении в поддержке нуждающихся больных людей и пострадавших из-за несчастного случая, а также частично обеспечить военных и гражданских служащих. Остальные могли вносить взносы в негосударственные пенсионные фонды в течение всей своей службы, а потом по ее окончании получать пенсию из кассы. Такая возможность существовала непосредственно в стратегически важных отраслях государства, к примеру, в компаниях, строящих железные дороги [13, с.26].
В последние годы XIX века пенсию получала приблизительно треть населения нашей страны, которые достигли пенсионного возраста, нуждающиеся в пенсии по инвалидности или потере кормильца. За выслугу лет полагалась пенсия некоторым категориям граждан: офицерам, учителям и преподавателям, ученым, заводчанам и врачам казенных предприятий. Помимо этого, активно развивались негосударственные фонды. Благодаря им, крестьяне тоже могли претендовать на пенсию, работая на производстве. Работодатель делал вычет из их заработной платы на специальный закрепленный лицевой счет, а после выхода, выдавал пенсии с этого счета. Но цельная система пенсионного обеспечения так и не была завершена, а ситуация полностью изменилась после Первой Мировой войны и Октябрьской Революции [14, с.47].
По прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения.
1.2 Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации
В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами социального обеспечения [12, с.53].
Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно отметить сбалансированность бюджета социального страхования. В тот период только в 1956 году впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих, и членов их семей, в связи с введением в действие Закона от 14.07.56 г. “О государственных пенсиях”, значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в два раза.
Материальное обеспечение инвалидов войны, с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи - в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего [17, с.75].
Пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, а также их семей осуществлялось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР.
Пенсионное обеспечение работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое в то же время не исключало возможности получения работником науки или членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству.
Полноправное пенсионное обеспечение колхозников было введено только в 1965г. Законом о пенсиях и пособиях членам колхозов, что положило начало системе обеспечения колхозников пенсиями.
Начиная с 1991 года основную финансовую нагрузку пенсионного обеспечения несут работодатели - около 90 % всех расходов. В итоге роль и функции всех субъектов пенсионных отношений кардинально изменились, однако совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы. Размер пенсий не зависим от объема страховых платежей, и так называемая “уравниловка” не только сохранилась, но и приобрела ещё большие масштабы [8, с.25].
В 1997 году начал свое действие федеральный закон № 27-ФЗ «Об индивидуальном учете в системе государственного пенсионного страхования». Согласно этому закону, главное значение для повышения размера пенсии приобретал не трудовой стаж, а страховой стаж и размеры платежей, которые были учтены работодателем в интересах сотрудника. Система Пенсионного Фонда создала Инфоцентр персонального учета каждого для обеспечения оперативных взаимодействий со всеми территориальными отделениями ПФР, с целью ведения базы данных персонального учета центрального уровня [2, с.19].
В скором времени система страховых взносов была подкреплена Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Согласно данному закону, был определен новый статус Пенсионного Фонда РФ, как страховщика и государственного учреждения, помимо этого была упорядочена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию [3, с.12].