Введение
Глава 1. Теоретико-правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации
1.1. Понятие, задачи и структура Правительства Российской Федерации
1.2. Правовой статус Правительства Российской Федерации
Глава 2. Оценка практики и особенности деятельности Правительства Российской Федерации
2.1. Роль и значение Правительства Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти
2.2. Совершенствование принципов формирования и области деятельности Правительства Российской Федерации
Заключение
Список используемых источников
Актуальность проблемы. Научный анализ проблематики конституционных основ организации и регулирования федеральной исполнительной власти в России на современном этапе ее политико-правового реформирования представляет собой важнейшую задачу ученых-юристов. Это обусловлено и тем, что в общей системе государственной власти Российской Федерации исполнительная власть играет высокую роль в жизни общества. Несмотря на ту большую роль, которую играет исполнительная власть и ее положение в государстве и обществе.
Одним из наиболее важных органов власти государства является Правительство РФ. В последние годы наблюдаются тенденции, свидетельствующие об усилении его роли на политической арене. Правительство в своей деятельности должно руководствоваться Конституцией, федеральными законами и указами Президента.
Как мы знаем, государственная власть, осуществляемая на территории нашей страны, разделена на судебную, законодательную и исполнительную. Каждый из этих органов самостоятелен. Исполнительную власть как раз и осуществляет Правительство РФ.
Основываясь на актуальности проблемы, имеет место быть определение цели настоящей работы.
Таким образом, целью настоящей работы является исследование формирования и направлений деятельности Правительства Российской Федерации в системе общественных отношений.
Исходя из вышеуказанной цели, были поставлены следующие задачи:
- Определение понятия, задач и структуры Правительства Российской Федерации;
- Изучение правового статуса Правительства Российской Федерации;
- Исследование роли и значения Правительства Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти;
- Анализ совершенствования принципов формирования и области деятельности Правительства Российской Федерации;
Объектом данного исследования выступают общественные отношения в политико-правовой сфере деятельности, одним из элементов которой является порядок формирования и направления деятельности Правительства Российской Федерации.
Предмет исследования – нормы права регулирующие формирование и направления деятельности Правительства Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. В процессе выполнения данной курсовой работы использованы общетеоретические (обобщение, анализ, синтез) и частно-научные (структурный, статистический, институциональный) методы исследования.
Теоретическая основа исследования. Положения настоящей курсовой работы определены, основываясь на трудах: О. Е. Кутафин, Ю. М. Козлова, Б. М. Лазарева, С. С. Фролова С.С. Алексеева, А.И. Бобылева, Ю.А. Веденеева, Ю.А. Тихомирова, В.В. Бакушева, И.Л. Бачило и др.
Нормативно-правовая база: «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993); Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12. 1997 г. № 2-ФКЗ; Федеральный конституционный закон О внесении изменений в федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 19.06.2004 г. № 2-ФКЗ; Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» № 19-ФЗ;
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, 4 параграфов, заключения и списка используемых источников.
Глава 1. Теоретико-правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации
1.1. Понятие, задачи и структура Правительства Российской Федерации
Статья 10 Конституции Российской Федерации (далее - РФ) относит Правительство РФ к органам государственной власти наряду с Президентом РФ, Федеральным собранием и судами Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ).. Орган государственной власти определяется как самостоятельная структурная единица в системе государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями, необходимыми для реализации функций определенной ветви государственной власти.
Это означает, что Правительство РФ:[1]
1) возглавляет одну из ветвей власти;
2) является самостоятельным и независимым органом государства, который отвечает перед народом России за осуществление исполнительной власти;
3) самостоятельно формулирует и проводит политику в сфере исполнительной власти и несет ответственность за ее реализацию.
Задачи Правительства РФ на современном этапе - ведущие направления в деятельности Правительства; в них выражается целевая нагрузка данного органа исполнительной власти и с ними напрямую связан предоставляемый Правительству объём государственных полномочий. Говоря по-другому, под современными задачами понимают и цели, которые ставит государство перед Правительством Российской Федерации, и основные направления его деятельности, и правовые средства (обязанности и полномочия), которые применяются для достижения поставленных целей. Каждая задача Правительства имеет свою сферу действия и осуществляется, как правило, соответствующими методами. Задачи отражают содержание деятельности Правительства и в известной степени характеризуют его сущность.
Первая задача - это руководство и направление деятельности в основных жизненно важных сферах и областях государственной жизни: экономической, социально-культурной, правоохранительной, внешнеполитической. С данной задачей тесно взаимосвязана и обусловлена ею вторая важная задача - объединение, координация и практическое направление деятельности федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Взятые в совокупности указанные задачи характеризуют в целом Правительство как орган, имеющий общую компетенцию; т.е. это такой исполнительный орган, который осуществляет руководство всеми остальными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, относящимися к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, а также межотраслевую сферу.