Актуальность темы исследования. Произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально–экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в положении личности в обществе. С одной стороны, личность стала более свободной, менее зависимой от государства, а с другой стороны, она во многом утратила свою значимость как социальная единица. Масштабы многих распространенных сегодня социальных явлений (таких как рост детской безнадзорности, увеличение числа лиц, страдающих психическими расстройствами) создают угрозу национальной безопасности.
Опека и попечительство были и остаются наиболее распространенной правовой формой устройства граждан.
В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны – обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения защиты законных интересов граждан при применении норм об опеке и попечительстве.
Предметом исследования являются правовые нормы, определяющие понятие, содержание и соотношение опеки, попечительства, а также особенности ее реализации отдельными категориями граждан.
Целью настоящего исследования является исследование тенденций становления и развития института опеки и попечительства по семейному законодательству России, а также выявление существующих проблем в организации системы опеки и попечительства.
Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнение следующих задач:
– провести исследования понятия опеки и попечительства, их разграничение;
– рассмотреть правовые основы института опеки и попечительства РФ;
– раскрыть основания и порядок установления опеки или попечительства;
– выявить социальную работу, осуществляемую органами опеки и попечительства как мера социальной поддержки.
Методы исследования: анализ научной литературы, описание, обобщение, систематизация, изучение опыта работы учреждения социальной защиты населения, беседа.
Теоретической базой курсовой работы стали научные исследования С.С. Алексеева, М.В. Антокольской, Л.И. Беляевой, Ю.Ф. Михеевой, С.А. Муратовой, A.M. Нечаевой, И.Б. M. Пчелинцевой, A.M. и др.
Научно–практическая значимость исследования направлена на изучение и выявление проблем опеки и попечительства.
В структурном отношении настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
- Общая характеристика опеки и попечительства как меры социальной поддержки
Понятие опеки и попечительства, их разграничение
Опека и попечительство – это предусмотренные законодательством о браке и семье правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, не способных (полностью или частично) самостоятельно осуществлять эти функции. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 15 лет, в случае смерти родителей, а также при жизни родителей, если: они по суду лишены родительских прав, признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными; судом принято решение об отобрании у родителей ребёнка без лишения родительских прав; родители, не проживающие совместно с ребёнком, уклоняются от обязанностей по его воспитанию; неизвестно местопребывание родителей; оба родителя более 6 месяцев по уважительным причинам не могут заниматься воспитанием своих детей (болезнь, командировка и т. п.). Опека может быть установлена и над совершеннолетними лицами, которые признаны судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия.
Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 15 до 18 лет, оставшимися без родительского попечения. Попечительство устанавливается и над совершеннолетними лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Опекуны и попечители юридически не приравниваются к родителям, но решают в основном те же задачи, что и они [25, с. 30].
В научном сообществе не сложилось единого подхода к раскрытию сущности опеки и попечительства. Так, в работе И.М. Кузнецовой опека рассматривается исключительно как правовой институт. В свою очередь А.М. Нечаева, отмечая рассредоточение норм об опеке и попечительстве в гражданском и семейном законодательстве и не находя в этом никакого противоречия, указывала: «ГК рассматривает опеку и попечительство как гражданско–правовой институт, а для СК – это прежде всего форма устройства детей, оставшихся без родительской заботы» [8, с. 11].
Действительно, СК РФ рассматривает опеку и попечительство как форму устройства, но нельзя отрицать и того, что соответствующие нормы занимают определенное место в структуре кодекса.
Пчелинцева Л.М. полагает, что институт опеки и попечительства является комплексным, поскольку «основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права». Соглашаясь в принципе с оценкой системы норм об опеке как комплексного института, хотелось отметить определенную неточность предложенной Л.М. Пчелинцевой формулировки. Институт не основывается на нормах, а состоит из них, а кроме того, в нем присутствуют нормы разных отраслей законодательства, а не отраслей права [20, с. 198].
Правовые нормы, составляющие институт опеки и попечительства, относятся не только к семейному, но и гражданскому законодательству. Согласно пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Закон об опеке и попечительстве в России появился впервые в 2008 году. Закон состоит из 8 глав и 32 статей. Его главная роль в том, что он объединил в себе нормы, которые до его принятия были разбросаны по разным источникам права, в том числе отрывочно содержались в ГК РФ, СК РФ и ЖК РФ. Оценивая процессуальные новеллы ФЗ «Об опеке и попечительстве», следует заметить, что большинство из них объединены с целью защиты интересов недееспособных или не обладающих полной дееспособностью лиц от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, попечителей, а также третьих лиц [10, с. 65].
Опека – это юридический процесс, который используется, когда кто–то не может общаться или принимать разумные решения относительно его/ее имущества или личности. В этом случае это лицо, являющееся субъектом опеки, может больше не быть в состоянии признать или стать подверженным ненадлежащему влиянию или мошенничеству. Но поскольку опека лишит его/ее некоторых прав, она рассматривается только тогда, когда другие альтернативы недоступны или считаются неэффективными [23, с. 112].
Применительно к несовершеннолетним, опекун – это законный представитель, который наделен правом выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных.
Оригинальность отечественного института опеки и попечительства состоит в том, что большая часть его норм расположена одновременно в двух отраслях законодательства – гражданском и семейном.
Представляется, что включение всего института опеки и попечительства в семейное законодательство нецелесообразно. Во–первых, это связано с основным назначением опеки (попечительства). Требуется такое устройство гражданина, которое обеспечивает при помощи действий другого физического лица восполнение недостающей дееспособности подопечного, а в необходимых случаях также и защиту иных его интересов. Процесс восполнения заключается в действиях опекуна или попечителя, а также органа опеки и попечительства, направленных на формирование воли подопечного, наиболее отвечающей его интересам, или замену недостатка этой воли.
Безусловно, опека и попечительство – это формы устройства лица, но устройство предполагает в первую очередь защиту интересов, представительство. Обязанности опекуна по обеспечению условий жизни подопечного или по воздействию на его личность вторичны. Таким образом, установление опеки и попечительства существенно влияет на осуществление гражданских прав и обязанностей как опекуна (попечителя), так и подопечного, что требует признания данных отношений предметом гражданского законодательства.
Во–вторых, опека, как отмечалось, не должна устанавливаться только со стороны родственников или иных членов семьи, а, напротив, как писал Г.Ф. Шершеневич, со стороны посторонних людей можно ожидать «большее беспристрастие», так как у родственников может присутствовать «эгоистическое сознание наследственных прав на имущество опекаемого» [7, с. 14]. Правда, в современных условиях подобная проблема актуальна главным образом при осуществлении опеки над недееспособными гражданами, так как несовершеннолетние подопечные сравнительно реже обладают каким–либо имуществом. Таким образом, опека как явление исключительно юридическое, но не биологическое не требует наличия между опекуном (попечителем) и подопечным родственной связи.
В–третьих, по нашему мнению, вследствие установления опеки или попечительства семейных правоотношений не возникает. Как уже говорилось, законодатель может лишь воспользоваться условным термином «член семьи» и приравнять опекунов (попечителей) и их подопечных к членам семьи в определенных случаях и для определенных целей.
По указанным причинам перемещение общих положений, «центра тяжести» института опеки и попечительства в семейное законодательство было бы необоснованным и нарушило бы целостность системы гражданского законодательства.
В то же время гражданско–правовая отраслевая принадлежность основной части норм рассматриваемого института не означает, что опека (попечительство) совпадает с институтом законного представительства. На это обращали внимание Н.М. Ершова, К.И. Скловский. Законное представительство в том смысле, в котором его принято понимать, возникает в том числе у родителей и усыновителей в отношении детей, а потому с отношениями опеки и попечительства не совпадает. К.И. Скловский отмечает, что представительство является одним из средств «реализации прав и обязанностей по опеке, т.е. носит по отношению к опеке подсобный характер» [4, с. 92].
Институт опеки и попечительства невозможно определить только как гражданско–правовой институт, поскольку значительную часть его норм составляют (и должны составлять) положения о выявлении лиц, нуждающихся в попечении, установлении опеки и попечительства, контроле за деятельностью опекунов и попечителей. Функции органов государственного управления во всех этих вопросах сводятся к организаторским. Наличие норм административно–правового характера, обеспечивающих эти организаторские функции посредством действий органов опеки и попечительства, не позволяет считать весь институт опеки и попечительства гражданско–правовым [7, с. 125].
Определения опеки и попечительства могут варьироваться в зависимости от законов об утверждении завещания и об опеке над детьми, которые действуют в конкретном месте. В целом, опека означает, что сторона, обычно не являющаяся родителем, назначается завещанием или судом для ухода за несовершеннолетним или недееспособным взрослым и действует в наилучших интересах этого лица. Опека – это когда лицу суд предоставляет полномочия принимать долгосрочные решения относительно благосостояния несовершеннолетнего, включая образование и медицинское обслуживание. Опека и попечительство схожи в том, что человек назначается для ухода за другим человеком, однако существует несколько различий в юридических требованиях к опеке и попечительству, соответственно.
Таким образом, говоря об опеке и попечительстве как об институте законодательства, имеется в виду система норм разной отраслевой принадлежности, объединенных общими задачами и принципами, регулирующих отношения по установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства. Такие комплексные институты содержат разнородные нормы, «нормы, отличные по первоначальной юридической дифференциации права и законодательства».