Введение.
ГЛАВА 1. Теоретический анализ спроса и предложения.
1.1. Понятие спроса и закономерности его формирования.
1.2. Характеристика предложения и факторов, его определяющих.
1.3. Спрос, пре дложение и рын очное цен ообразование.
ГЛАВА 2. Практическое при менение теории спроса и пре дложения.
2.1. Эластичность спроса и пре дложения.
2.2. Практическое при менение теории эластичности.
Заключение.
Список использованных источников.
Актуальность работы обусловлена тем, что спрос и предложение - два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы - продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение - уровень развития технологии в данной отрасли.
Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки.
Несомненно, что компания, планируя объем и структуру производства, должна опираться на четкие фактические данные о потенциальном спросе на свою продукцию. Согласно рыночным законам величина спроса зависит от цены блага, прочих внешних факторов (например, доходов потребителей), а также от цен на товaры-дополнители или товары-субституты.
Рыночное равновесие обеспечивается тремя основными элементами: ценой, спросом и предложением, конкуренцией. Рынок - это механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Поэтому понятие спроса и предложения так важно в рыночной экономике. Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Изменение в соотношение спроса и предложения создает колебания рыночных цен вокруг ценны равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие спроса и закономерности его формирования;
- дать характеристику предложения и факторов, которые его определяют;
- охарактеризовать рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;
- рассмотреть эластичность спроса и предложения, а так же практическое применение теории эластичности.
Объектом исследования в курсовой работе являются спрос и предложение как основные элементы рынка.
Предмет исследования в работе - экономические отношения, возникающие в процессе формирования и взаимодействия спроса и предложения.категории спроса и предложения.
Практическая значимость работы состоит в том, что спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.
Методологической и теоретической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по выбранной теме, российское законодательство, нормативные акты и другие официальные материалы.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: метод научной абстракции, анализ и синтез, сравнение, графический метод.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. Теоретический анализ спроса и предложения
1.1. Понятие спроса и закономерности его формирования
Поведение покупателей на рынках может показаться на первый взгляд случайным, подчиненным прихотям и капризам людей. На самом деле существует общая закономерность такого поведения. Она состоит в сознательном или подсознательном соизмерении любым покупателем желанности блага (товара) и его цены.
Основа покупательского поведения — полезность благ и степень удовлетворения потребности в них. Люди склонны высоко оценивать полезность огромного большинства известных им благ и полагать, что потребности в этих благах еще весьма далеки от удовлетворения. Но за все экономические блага надо платить, а денежные средства покупателей — ресурс ограниченный.
Именно это рождает разницу между двумя понятиями — объемом потребности и величиной спроса.
Объем потребности — количество благ определенного вида, которое человек хотел бы получить для удовлетворения своих нужд, если бы эти блага были доступны бесплатно и без ограничений.
Экономика всегда ориентируется не на человеческие потребности как таковые, а только на ту их часть, которая может быть подкреплена оплатой. Эта часть потребностей называется обычно величиной покупательского спроса и характеризует то количество благ, которое реально может быть приобретено покупателями при определенных условиях.
Главное из этих условий очевидно — желанность этих благ для людей должна быть выше ценности той суммы денег, которые придется за эти блага уплатить, т.е. превышать их цены.
При этом издавна замечено, что количество благ, которое люди запрашивают у продавцов для приобретения (именно это мы и называем величиной спроса), прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна.
Величина спроса — это объем товаров определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы приобрести на протяжении определенного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.
Чтобы охарактеризовать, как вообще величины покупок на данном товарном рынке зависят от уровней цен, экономисты ввели понятие спроса.