Магистерская диссертация|Право социального обеспечения

Магистерская Совершенствование механизма социальной защиты населения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 69

Цена: 1 500
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ  

1.1 Сущность социальной защиты населения, ее характеристика и основные тенденции

1.2 Подходы к социальной защиты населения

1.3 Зарубежный опыт социальной защиты населения

 2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ  В    РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (НА ПРИМЕРЕ КГУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «НҰРЛЫ ЖҮРЕК» АКИМАТА Г. НУР-СУЛТАН)

2.1 Особенности механизмов социальной защиты населения  в    Республике Казахстан

2.2 Анализ деятельности КГУ «Центр Социального обслуживания «Нұрлы жүрек» акимата г. Нур-Султан

2.3 Проблемы социальной защиты на примере КГУ «Центр Социального обслуживания «Нұрлы жүрек» акимата г. Нур-Султан

 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

3.1 Разработка государственного механизма социальных гарантий в Республике Казахстан

3.2 Развитие инновационных технологий для социальной защиты в КГУ «Центр Социального обслуживания «Нұрлы жүрек» акимата г. Нур-Султан

 ЗAКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВAННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

В последние десятилетия проблемa социaлизaции детей с особыми потребностями входит в число aктуaльных вопросов современной отечественной и зaрубежной педaгогики, психологии и социологии. Необходимым условием социaлизaции личности является рaзвитие ее социaльной aктивности. Педaгоги, психологи, философы, социологи, рaсскрывaют рaзличные aспекты социaлизaции, исследуют мехaнизмы, этaпы, стaдии и фaкторы этого процессa.

Широко исследуются проблемы социaлизaции личности в зaрубежной нaуке (Т. Пaрсонс, Э. Перри, Р.Дж. Хэвигхерст и др.). Идеи Ч.Х. Кули, У.И. Томaсa, Ф. Знaнецкого и Дж.Г. Мидa окaзaли знaчительное влияние нa рaзрaботку концепций социaлизaции с точки зрения субъект-субъектного подходa. Рaзличные aспекты социaлизaции освещaлись в трудaх психологов Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконинa и др., a тaкже в рaботaх тaких педaгогов, кaк A.С. Мaкaренко, С.Т. Шaцкийи др.В рaботaх И.С. Конa предстaвлены кaк философские aспекты проблемы социaлизaции, тaк и социологические, этногрaфические и педaгогические. В отечественной нaуке вопросы социaлизaции освещены в трудaх З.У.Кенесaриной, A.Н. Тесленко, A.Н. Оспaновой и др.

Целью реформировaния системы сoциaльной зaщиты нaселения РК является социaлизaция и интегрaция всех слоев нaселения и их в социaльной aдaптaции, психoкoррекции и сaмореaлизaции. Нaчинaя с  2009 годa, в стрaне идет поэтaпнaя реaлизaция основных положений Зaконa РК "О специaльных социaльных услугaх". Тем сaмым Республикa Кaзaхстaн пoдтвердилa готoвность к дaльнейшей имплементaции междунaродных стaндaртов в облaсти прaв человекa и сoвершенствовaнию прaвового поля для более эффективной реaлизaции прaв человекa имеющего особенные потребности.

Степень изученности проблемы. Стaновление социaльной модели инвaлидности, укрепление предстaвлений об инвaлиде кaк полноценном члене обществa, способствовaло появлению рядa исследовaний специфики процессов социaлизaции, дезaдaптaции и социaльной реaбилитaции инвaлидов, в том числе и детей с особыми потребностями: это труды Л.П. Хрaпылиной, A.И.Ковaлевой, Е.Р.Смирновой-Ярской, О.С. Aндреевой, Н.Ф. Дементьевой и др. В их рaботaх можно отметить постепенное перемещение внимaния с сугубо медицинских aспектов реaбилитaции нa преимущественно социaльные aспекты.

В кaзaхстaнской нaуке  многие исследовaтели (A.A. Aкaновa, С.Е. Бупежaнов, Р.A. Aбзaловa и др.) рaзрaбaтывaют модели покaзaтелей с точки зрения медико-социaльного подходa.

Тaким обрaзом, aктуaльность рaботы обусловленa необходимостью оргaнизaции процессa социaлизaции детям с особыми потребностями посредством окaзaния специaльных социaльных услуг в специaлизировaнных учреждениях.

Цель исследования зaключaется в определении эффективной инновaционной модели социaлизaции детей с особыми потребностями.

Зaдaчи исследования:

  1. Изучить современного состояния социaльной помощи детям с особыми потребностями в Кaзaхстaне.
  2. Рaскрыть сущность и содержaние социaлизaции детей с особыми потребностями.
  3. Изучить основы построения модели инновaционного обрaзовaтельного учреждения для детей с особыми потребностями.
  4. 4. Структуризировaть инновaционнaя модель социaлизaции детей с особыми потребностями КГУ «ЦСО «Нұрлы жүрек» aкимaтa г.Нұр-Сұлтaн.

Объектом исследовaния является КГУ «ЦСО «Нұрлы жүрек» aкимaтa г.Нұр-Сұлтaн.

Предметом исследовaния является социaлизaция детей с особыми потребностями.

Методологическaя и теоретическaя основa исследовaния бaзируется нa вaжнейших философских и психолого-педaгогических положениях о целостности и взaимообусловленности социaльных явлений; о деятельностной сущности личности и многофaкторном хaрaктере её рaзвития; о сaморaзвитии личности и теориях социaлизaции; нa комплексном подходе.

Методы исследовaния. В рaботе используются следующие методы: теоретический aнaлиз нaучно-педaгогической литерaтуры по проблеме; изучение и aнaлиз нормaтивно-прaвовой документaции; обобщение опытa деятельности социaльного учреждения по вопросу социaлизaции детей с особыми потребностями;прaктическaя рaботa исследовaтелей;  метод мысленного экспериментa; проектировaние и др.

Информационной базой исследовaния послужили труды кaзaхстaнских и зaрубежных ученых по дaнной проблеме исследовaния, передовой опыт в системе оргaнизaции социaльной рaботы (КГУ «ЦСО «Нұрлы жүрек» aкимaтa г.Нұр-Сұлтaн).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в  следующем:

-изучены современное состояние  социaльной помощи детям с особыми потребностями в Кaзaхстaне;

-определенв сущность и особенности содержaния и социaлизaции детей с особыми  потребностями;

-разработаны рекомендации по совершенствованию механизмов социальной защиты населения.

Основные положения работы, выносимые на защиту:

-рекомендации по совершенствованию механизма социальных гарантий в Республике Казахстан;

-совершенствоание механизмов правового регулирования социальной защиты населения;

-инструменты развития инновационных технологий для социальной защиты в КГУ «Центр Социального обслуживания «Нұрлы жүрек» акимата г. Нур-Султан

Прaктическaя знaчимость определяется тем, что инновaционнaя модель социaлизaции может быть использовaнa в деятельности профильных социaльных учреждений и служб.

Достоверность и обосновaнность результaтов исследовaния обеспечивaется обосновaнностью исходных теоретических положений, результaтaми оргaнизaционной и прaктической рaботы aвторов. Результaты исследовaния доклaдывaлись нa VIII межвузовской нaучно-прaктической конференции «Молодежь и нaукaXXI векa: реaлии и перспективы».

Публикации по теме исследовaния: Материалы диссертации были опубликованы в Сборнике материалов Международной научно-практической online конференции на тему: «Анализ современного состояния социальной помощи детям с особыми потребностями в Казахстане» от 09 апреля 2020 года  и от 10 марта 2021 года: «Сущность инновационного предпринимательства и его характеристика» и «Инновационные технологии в вопросах социальной адаптации особых детей».

Структурa исследования определенa логикой и последовaтельностью постaвленных зaдaч. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глaв, зaключения, спискa использовaнной литерaтуры.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

 1.1 Сущность социальной защиты населения, ее характеристика и основные тенденции

 Необходимость государственной социальной защиты обусловливается рядом факторов.

Во-первых, это особенность организации современной рыночной экономики, в которой значительное число ее членов являются наемными работниками. Поэтому в отличие от доиндустриальной аграрной экономики временная или длительная утрата трудоспособности в организованном на основе рыночного разделения труда и профессиональной специализации обществе может привести к потере трудящимися источников существования.

Во-вторых, невозможность современной семьи из-за небольшого числа ее членов служить неформальным институтом защиты против социальных рисков.

В-третьих, невозможность удовлетворительной социальной поддержки со стороны церковных, коммунальных, общественных или благотворительных организаций. Разумеется, существование таких институтов, действующих на локальном уровне, можно рассматривать как дополнительный, но не основной вид социальной защиты.

В-четвертых, снижение социальных рисков путем добровольного личного страхования невозможно для большинства граждан, поскольку такое страхование предусматривает достаточно высокие страховые взносы. В отличие от добровольного личного, обязательное (государственное) социальное страхование охватывает большинство населения с разным уровнем доходов. В-пятых, чрезвычайно важным в условиях современной экономики является страхование рисков, не всегда охватываемых частными программами, например таких, как безработица и инфляция. По этой причине государственные социальные программы могут стать единственными, способными противостоять циклическим колебаниям.

Последним фактором, обусловливающим необходимость государственной социальной защиты, является то, что отсутствие обязательного страхования рисков приводит к экономическим издержкам, неизбежно возникающим в случае существования незастрахованных лиц, которым общество вынуждено предоставлять социальную помощь при наступлении страхового случая.

Основные цели социальной защиты населения – избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной по мощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

В настоящее время, как в специальной литературе, так и в отечественных и международных нормативных правовых актах используется весьма обширный перечень понятий, относящихся к социальной защите населения. Используются такие термины, как «социальная защита», «социальная помощь», «социальное обеспечение», «социальная компенсация», «социальная выплата», «социальное пособие», «социальная субсидия» и др.

Обобщая анализ существующих определений можно отметить наличие многих дефиниций понятия «социальная защита».

Н.М. Римашевская считает, что термин «социальная защита» в нашей социально-экономической литературе еще в недалеком прошлом практически не использовался. Речь шла о социальном обеспечении в основном групп населения: пенсионеров, инвалидов, детей и некоторых других. Если же говорить о собственно экономически активном населении, то его социальная защита, безусловно, осуществлялась. Однако рассматривалась она как система организационных мероприятий государства по охране труда. Соответственно этому изучались проблемы полной занятости населения, системы и принципы организации оплаты труда, подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации и т.п.

По мнению автора, эти аспекты деятельности не считались формой социальной защиты трудящихся[1] По мнению некоторых авторов, социальная защита есть сложившаяся вследствие воздействия социальных рисков функция общества обеспечению человеку социального положения, которое соответствует условиям, вытекающим из его неотъемлемых и общепризнанных социальных прав. От рисков несоциального характера, связанных с природными катастрофами, промышленными авариями и иными явлениями, защищаются другими средствами (например, с помощью имущественного страхования) [2]

Социальная защита населения базируется на международном и национальном законодательстве, финансовых ресурсах и социальной инфраструктуре, обеспечивающих возможность ее практического осуществления.

Законодательство определяет совокупность условий и инструментов, методов, образующих систему социальной защиты населения. Важнейшими элементами практической деятельности системы социальной защиты населения являются подсистемы социального страхования и социального обеспечения.

Социальная защита населения – система принципов, методов,законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни.

Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения и основным механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом.

Выделяются следующие обязательные формы страхования: общее социальное страхование, профессиональное социальное страхование, территориальное социальное страхование, а также обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование.

Программы государственной помощи, или общественного вспомоществования, - это программы выплат пособий лицам, неспособным зарабатывать себе на жизнь и не имеющим возможности вносить страховые взносы (инвалиды и дети на иждивении родителей); возможность (отчасти) получения образования и медицинской помощи. Финансируются из налоговых поступлений в государственный бюджет, а пособия рассматриваются как государственная благотворительность.

Социальная защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Иногда доходов для тех слоев социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

В Казахстане право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РК и регламентировано законодательством РК. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституции провозглашается, что ―Республика Казахстан утверждает себя … социальным государством …‖ [3]. Это общее положение означает, что Казахстан намерен развиваться как государство, которое берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватных возможностям государства. Данное положение раскрывается в различных нормах Основного Закона страны таких, как: право граждан на социальную помощьот безработицы, на отдых, на установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 24); гарантированность минимального размера заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности (статья 28); право граждан на охрану здоровья, на бесплатное получение гарантированного объема медицинской помощи, установленного законом (статья 29); гарантированность бесплатного среднего образования, право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования (статья 30); государственная охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (статья 31); государственная защита семьи, материнства, отцовства и детства (статья 27); создание государством условий для обеспечения граждан жильем, предоставление жилья нуждающимся за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 25).

Таким образом, Республика Казахстан, конституционно утвердив себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, поставила перед собой задачу формирования гражданского общества. Однако это длительный процесс, требующий «постоянных синхронных усилий всех субъектов конституционных правовых отношений: народа, социальных групп, граждан, государства, его органов, должностных лиц» [4.].

Термин «социальное обеспечение может употребляться в различных смыслах; во-первых, под социальным обеспечением понимается особая форма распределительных отношений; во-вторых – как функция государства; в-третьих – как государственная система и форма материального обеспечения граждан в старости, при потере кормильца, нетрудоспособности и в других случаях; вчетвертых – как отрасль права; в-пятых, как право граждан.

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств социально предназначенных на эти цели. В зависимости от источника денежных средств можно различить два вида социального обеспечения:

- государственное социальное обеспечение, которое осуществляется за чет государственного и местного бюджетов;

- негосударственное социальное обеспечение, которое осуществляется за счет средств юридических и физических лиц – вкладчиков пенсионных фондов.

Система социальной защиты населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Осуществляется за счет республиканского, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Система социальной защиты населения имеет достаточно сложную структуру, каждый элемент структуры специфичен и играет свою собственную роль в обеспечении социальной безопасности человека. Основные категории системы социальной защиты:

- социальное страхование;

- социальное обеспечение;

- социальная помощь.

Кроме того можно также отнести к системе социальной защиты – благотворительность и личные сбережения граждан, направленные на личную безопасность, а также частное личное страхование.

В текущий период времени в Казахстане основной формой реализации стратегии социальной защиты населения является социальное страхование, так как в эту форму вовлечено большинство граждан Казахстана. Но на практике мы можем видеть использование и все иные перечисленные виды социальной защиты.

Социальную защиту можно рассматривать как систему мер направленных на сохранение установленных обществом стандартов жизни каждого человека. С экономической категории эта системы выглядит как процесс перераспределения национального дохода на макроуровне, в целях обеспечения нормального воспроизводства человека в условиях социальных рисков.

Таким образом система социальной защиты построена на формировании доходов от тех, кто не подвергся влиянию социальных рисков и перераспределении доходов тем, у кого этот риск уже наступил. Кроме того система социальной защиты формирует меры по предотвращению наступления социальных рисков, компенсации или минимизации последствий наступления социальных рисков, что так же способствует нормальному воспроизводству рабочей силы и достижению экономического равновесия. Вместе с тем, экономическое содержание социальных рисков все же приводит к противоречиям между работником и работодателем, работодателем и государством, работником и государством, работником подвергшимся рискам и работникам не подвергшихся рискам и пр. Социальная защита позволяет достичь равновесия между этими противоречиями. Для того, чтобы снять противоречия включается механизм распределения и перераспределения внутреннего национального продукта и создаются страховые фонды. Одна из основных функций страховых фондов поддержание нормального воспроизводства рабочей силы, которая находится под угрозой социальных рисков. Для формирования механизма защиты социальной защиты населения необходимо понять виды рисков и уровень компенсаций, необходимый для покрытия этих рисков.

 1.2 Подходы к социальной защиты населения

В современной литературе существуют две основные позиции в определении роли государства в социальной сфере. Первая признает необходимость проведения активной социальной политики. Другая точка зрения основывается на либерализации отношений в социальной сфере. Однако большинство ученых все же подтверждают, что вмешательство государства в социальную сферу необходимо, выделяя при этом разные механизмы такого регулирования. Наиболее оптимальной моделью социальной политики является синтез двух тенденций, предполагающий, с одной стороны, акцент на социальное государство и социальную экономику, а с другой стороны, использование рыночных механизмов разработки и реализации социальной политики. При этом возвращение государства в социальную сферу не должно рассматриваться как закрепление тенденций патернализма, когда государство полностью берет на себя все обязательства по социальному благополучию населения. Государство в таком случае выступает одним из ведущих субъектов социально-экономических отношений [5].

К задачам социальной политики относятся:

  • стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам

потребления;

  • усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости;
  • обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения;
  • сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективности регулирования функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин [6].

Из этого следует, что социальная политика представляет собой деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, совершенствование его социальной сферы, удовлетворение и гармонизацию социальных потребностей личности и социальных групп населения. Основной задачей социальной политики и главным критерием ее эффективности являются повышение уровня жизни населения и сокращение масштабов бедности. Приоритетом же социальной политики, особенно в условиях глобализации, становится развитие человека, в первую очередь его здоровья и образования, а в конечном итоге - качества жизни людей.

Решению этой задачи уделялось особое внимание на всем протяжении независимого развития Республики Казахстан. В первые годы переходного периода в силу ограниченных финансово-экономических возможностей основные усилия государства были направлены на сохранение социальных гарантий, смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни граждан и защиту наименее обеспеченных групп населения.

В условиях стабилизации и экономического роста реформирование системы социальной защиты было направлено на создание и реализацию законодательства по регулированию трудовых отношений, активное содействие занятости, переход к многоуровневой системе социального обеспечения и оказание адресной помощи. В результате в полном соответствии с принципами социального государства в Казахстане создана национальная модель социальной защиты населения, направленная на предупреждение социальных рисков, повышение благосостояния и развитие человеческого капитала.

Казахстан выделяется на фоне других Центрально-Азиатских постсоветских республик как страна с достаточно стабильной экономикой. За последнее десятилетие в стране наблюдаются высокие темпы экономического роста, однако они достигнуты в основном за счет бурного развития нефтедобывающего сектора. Поэтому сырьевая направленность экономики Казахстана, безусловно, вызывает озабоченность.

Существующая ярко выраженная специализация регионов страны по секторам экономики -аграрный и горнодобывающий (нефть, цветные металлы) - порождает значительное пространственное неравенство в доходах между регионами. Развитие социальной политики в современных условиях требует создания новых инструментов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса специальных социальных услуг.

Республика Казахстан утверждает себя как демократическое, светское, правовое и социальное государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Эти цели закреплены в Конституции Республики Казахстан.

Основной задачей социальной политики государства и главным критерием ее эффективности является неуклонное повышение качества жизни народа.

В последние годы все очевиднее становится актуальность еще одного направления социальной политики, связанного с качеством жизни населения. Усиливается внимание к необходимости отслеживать ситуацию по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения в каждом регионе и местном сообществе.

Показатели уровня и качества жизни населения отражают степень развития социально-экономических отношений в стране. Современное государство может развиваться только при условии, что его экономическая политика имеет своим ориентиром рост уровня и качества жизни граждан. Высокий уровень и качество жизни - это требование времени, без него невозможно развитие государства. Обеспечение высокого уровня и качества жизни выгодно как для населения, бизнеса, так и для правительства. Это необходимое условие динамического развития личности, общества и государства [7].

Сегодня ученые выделяют три основных типа оценки индикаторов качества жизни: объективный, субъективный и интегральный [8]. Объективные оценки качества жизни наиболее распространены. При таком подходе качество жизни определяют через параметры объективных условий и процессов жизнедеятельности. Для определения значений показателя качества жизни используются в основном инструментальный, расчетный, статистический и экспертный методы. Иногда применяют комбинированный метод. Его цель -как можно более точно измерить уровень жизни общества или группы людей на основе разнообразной статистической информации. Необходимо отметить, что до сих пор в научном сообществе не разработан единый, общепризнанный набор индикаторов для такой оценки. В зависимости от уровня рассмотрения и возможностей ученого в конкретном исследовании могут использоваться до 1 000 различного рода объективных показателей [9].

В группе объективных оценок особо выделяются интегральные оценки качества жизни на основе официальной статистики и статистики из открытых источников. В Российской Федерации разработаны методики по оценке качества жизни на основе интегральной оценки. Например, интегральный индикатор качества жизни, разработанный специалистами Центрального экономико-математического института Российской академии наук под руководством профессора С.А. Айвазяна [10]. Интегральный индикатор качества жизни позволяет произвести оценку на основе официальных данных государственной статистики, что немаловажно, поскольку это нивелирует фактор субъективности. Показатели агрегируются в пять интегральных групп:

  • качество населения, интегрирующее в себе такие его свойства, как ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, квалификация, рождаемость и смертность, брачность и пр.;
  • благосостояние населения, интегрирующее в себе основные показатели уровня жизни и отражающее степень удовлетворения его материальных и духовных потребностей (реальные доходы, их дифференциация, уровень потребления благ и услуг, уровень обеспечения мощностями инфраструктуры общества и пр.);
  • социальная безопасность (качество социальной сферы), отражающая уровень условий труда, социальной защиты, физической и имущественной безопасности члена общества, криминогенного и социально-политического здоровья самого общества и пр.;
  • качество окружающей среды (экологической ниши), аккумулирующее данные о загрязнении воздушного пространства, воды, качестве почвы, уровне биоразнообразия и пр.;
  • природно-климатические условия, характеризующиеся составом и объемами природно-сырьевых ресурсов, климатом, частотой и спецификой форс-мажорных ситуаций.

Как подчеркивает С.А. Айвазян, располагая формализованной методологией измерения качества жизни, построенной на базе соответствующих статистических показателей и более частных свойств этой категории, мы получаем возможность определять стратегические цели в развитии человеческого общества, сравнивать различные ячейки этого общества по данному показателю во времени и пространстве, наконец, конструировать целевые критерии общественного благосостояния, условная оптимизация которых (при различного рода климатических, политических и ресурсных ограничениях) позволяет определять оптимальные траектории социально-экономического и эколого-демографического развития [11].

На современном этапе развития Казахстана для управления развитием регионов необходимо обеспечить качественный и непрерывный анализ и прогнозирование социально-экономических, общественно-политических ситуаций и социальных процессов. Основные направления развития Республики Казахстан реализуются на инновационных экономических и социальных принципах и включают диверсификацию экономики, повышение качества человеческого капитала, улучшение демографической ситуации, политику устойчивой занятости населения.

В экономике знаний человеческий капитал является главным конкурентным преимуществом. Именно он дает возможность осуществлять инновации, адаптироваться к условиям глобализации мировой экономики, достигать высокой конкурентоспособности. Исходя из этого качественный человеческий капитал является важным условием социально-экономического развития страны, определяя в конечном итоге его уровень. Такой подход особенно актуален в современной экономике, когда постоянно развивающийся человек становится источником развития общества [12].

Для дальнейшего развития человеческого капитала нужен комплексный подход с воздействием на все влияющие факторы. В связи с этим Казахстан взял курс на социальную модернизацию, которая включает адекватное состояние здоровья в течение всей жизни, раннее развитие детей, качественное образование, профессиональные навыки.

В современных условиях, когда во главу экономического развития стран ставится человеческий фактор, а не идеология ресурсов, растет количество работ по экономике социального капитала.

Социальный капитал в общем смысле представляет собой совокупность элементов общественного сознания, власти и институтов, носящую общественно полезный характер и связывающую людей, организации, публично-правовые образования, которую они используют для удовлетворения потребностей собственных, других субъектов, групповых и (или) общественных [13].

Диспропорции в социально-экономическом положении, уровне и качестве жизни населения в регионах обусловливают необходимость научного осмысления региона как органичной части Республики Казахстан. В определенном смысле регион является ментальной ячейкой общества с ее территорией, многонациональным населением и другими особенностями, определяющими межрегиональные различия. Детальный анализ социальной напряженности и протестной активности в регионах Республики Казахстан, основанный на количественно-качественной оценке реального состояния, позволяет объективно оценить сложившуюся ситуацию, выделить основные факторы, определяющие характер этой ситуации. При этом следует обратить внимание на то, что формирование и тенденции развития, а также факторы, детерминирующие социальную напряженность в разных регионах, неодинаковы. Это обусловлено социально-экономическими, историческими особенностями регионов, своеобразием их быта, культуры и др.

Проведение региональной политики невозможно без формирования системы государственных организационно-финансовых институтов, отвечающих за отдельные направления реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Казахстана.

Национальная модель социальной политики в Казахстане изначально была ориентирована на использование выгод и возможностей устойчивого экономического роста для повышения благосостояния народа. Ключевой задачей повышения уровня жизни любого государства является сокращение бедности. Не случайно глава государства Н.А. Назарбаев определил сокращение бедности как одну из основных задач реализации национальной стратегии на долгосрочный период. В настоящее время ее реализация позволила реформировать трудовые отношения и занятость населения, осуществить переход к накопительной пенсионной системе, ввести новые виды социальных пособий, создать адресную систему оказания социальной помощи

Содержание и границы социальной политики Республики Казахстан определяются посланиями Президента, а также его программной статьей «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», где указываются основные направления комплексной социальной модернизации. Они дополняют и развивают положения программ «Казахстан-2030», «Казахстан-2050», определяющие содержание и направленность сильной социальной политики, которая обеспечивала бы общественную стабильность и согласие в обществе.

В области социальной защиты поручения Президента базируются на Концепции социальной защиты населения Республики Казахстан. Причем основным принципом осуществления политики социальной защиты является государственное регулирование, более того, государство на этапе реформ остается основным источником финансирования системы социальной защиты [14].

С ростом экономики страны, о чем свидетельствует мировой опыт, становится возможным расширить систему государственного социального обеспечения по трем направлениям: расширению сферы социального обеспечения, состава социально защищенных групп, увеличению количества и повышению уровня услуг социального обеспечения.

За десять лет в Казахстане государственные расходы на социальную сферу выросли в реальном выражении почти в три раза. Количество занятых в социальной сфере и в государственном управлении превышает 1,2 млн чел. Государство обеспечивает большой объем пособий и выплат. Их получают свыше 1,5 млн граждан. На фоне экономических рисков в стране с 1 января 2016 г. реализуются меры социальной поддержки.

Президентом поручено разработать новую социальную политику, где роль государства в социальной сфере должна быть ограничена поддержкой социально уязвимых граждан и обеспечением инвестиций в человеческий капитал. Государственная адресная поддержка будет оказываться только нуждающимся гражданам на основе оценки их реальных доходов и условий жизни. Учитывая особые потребности отдельных категорий граждан, необходимо установить разные величины прожиточного минимума с пересмотром его структуры. Приоритетом государства в социальной политике должны быть масштабные инвестиции в развитие человеческого капитала, что стимулирует модернизацию сфер образования и здравоохранения. С 2017 г. будет дан старт новому проекту - бесплатному профессионально-техническому образованию для всех.

Всего 41 источник

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Магистерская диссертация Право социального обеспечения
2018 год 91 стр.
Диссертация Совершенствование государственной политики защиты социальных прав малоимущих граждан
Alcofribas
Магистерская диссертация Право социального обеспечения
2017 год 67 стр.
Магистерская диссертация Организационно-правовые формы социального обеспечения
antiplagiatpro
Магистерская диссертация Право социального обеспечения
2016 год 84 стр.
Магистерская диссертация Правовые основы реформирования здравоохранения в новейшей истории РФ
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское