Введение
Глава 1 Понятие и причины пробелов в праве
Глава 2 Способы устранения пробелов в праве
2.1 Устранение пробелов в праве
2.2 Судебное восполнение пробелов
2.3 Цель установление пробелов в праве
3 Аналогия закона и аналогия права
Заключение
Список литературы
Проблема пробелов в праве была и остается одной из наиболее обсуждаемых проблем в правоведении. Насколько совершенным не было бы в стране законодательство, оно не может учитывать абсолютно все разнообразие общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании.
Пробелы в праве нередко ведут к несоблюдению прав человека, к подрыву доверия людей к власти, нарушению системности и согласованности правовых норм, усложняют применение права. Поэтому государству необходимо приложить усилия для быстрого обнаружения и устранения пробелов в законодательстве, а также для предупреждения их появления. Пробелы в праве зачастую выявляются при применения права, в том числе и судебными органами.
Независимо от того, сколько исторических этапов пройдет государство, пробелы в праве будут существовать всегда, поэтому этот вопрос так актуален.
Целью курсовой работы является рассмотрение и характеристика отношений, которые появляются при пробелах, а также аналогии закона и аналогии права.
Согласно поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие и виды пробелов в праве.
- исследовать причины появления пробелов в праве и их профилактику;
- рассмотреть аналогию закона и аналогию права;
- установить пределы применения аналогии закона и аналогии права.
Объектом проведения данного исследования являются отношения, возникающие при появлении пробелов в праве.
Предметом данной работы являются пробелы в праве как правовое явление, аналогия закона и аналогия права как способы преодоления пробелов в праве.
В данной курсовой работе были использованы следующие методы: анализ, системный и функциональный подходы, формально-юридический, а также историко-правовой метод.
Эти вопросы анализировали в рамках теории права многие российские и иностранные ученые, включая Морозову Л.А., Нерсесянца В.С., Лазарева В.В., Власенко Н.А. и многие другие.
Глава 1 Понятие и причины пробелов в праве
По мнению М.А. Костенко, в широком смысле пробел представляет собой полное или частичное отсутствие правового регулирования в действующем законодательстве, при условии что данные отношения лежат в сфере возможного и необходимого регулирования правом. Узкий подход к определению пробела автор формулирует исходя из того, что правовое регулирование не охватывает и не должно охватывать собой всего многообразия общественных отношений. В самой общей форме пробел в праве, по ее мнению, выражается в полной или частичной неурегулированности общественных отношений правовыми нормами. Принимая законодательные акты, законодатель стремиться урегулировать все пробелы, но практика довольно сложнее теории. Так как жизнь изменчива и в ней случаются разные ситуации мы встречаем пробелы в праве, итак для начала нужно дать определение. Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.
Отличительная черта пробела в праве состоит в том, что те фактические обстоятельства, в отношении которых отсутствует конкретное нормативное предписание, в общем и целом правом урегулированы: законодатель выразил здесь свою волю через урегулирование аналогичных обстоятельств, через общие нормы права, общие и отраслевые правовые принципы. Таким образом, пробелы представляют собой своего рода «пропуски» в правовом пространстве, в ткани юридических норм, которые нежелательны и в принципе должны быть исключены из общего правила, адекватного правового регулирования социальной сферы.
Пробелы могут быть различными. Прежде всего выделяют пробелы во время появления: первичные (первоначальные), возникшие в момент издания нормативно-правовых актов, как правило, в результате упущения правотворческих органов, и последующие (вторичные), появившиеся после издания правовых актов, в процессе развития общественных отношений.
Пробелы могут быть в законах, в указах главы государства, в постановлении правительства, в инструкции министерства. В соответствии со структурой норм права выделяют пробел в гипотезе, пробел в диспозиции, пробел в санкции.[1]
В принципе пробелы в праве, как и случае полной правовой неурегулированности, должны устраняться законодателем по мере их обнаружения. Однако, в силу системности права, тесного взаимодействия элементов системы права, пробел в праве можно преодолеть еще в процессе реализации права, а именно – в процессе правоприменения. В связи с этим Алексеев С. С. Вполне справедливо отмечает, что «восполнение пробелов в праве – это специфическая форма (метод) применения действующего права, при котором юридическое дело решается в соответствии с волей законодателя, не нашедшей, однако, выражения в конкретных юридических предписаниях.
Становится ясно и понятно, что существуют пробелы в праве особо при проведении кодификации. Эта проблема встает наиболее остро, когда выявляются сферы жизнедеятельности человека, неохваченные правом. При этом следует особое внимание уделять не только недостатком и неточностям действующего законодательства, но и глубже понимать сам правоприменительный процесс в целом. И действительно, ведь именно на практике чаще всего встает ребром вопрос об отсутствии той или иной нормы права, отсутствии урегулированности спорных правоотношений. устранение пробелов в праве, на мой взгляд, ближе к практической деятельности, так как выявление пробелов требует столкновения правых норм и общественных отношений. Но, при любых обстоятельствах, практические рекомендации требуют сколько-нибудь развитой методологической базы.
Вопрос о пробелах в праве в юридической науке возникает преимущественно в связи с применением и толкованием правовых норм, а также при решении общеметодологических задач правотворческого и правоприменительного процесса.
Право по содержанию есть совокупность конкретно определенных правил поведения людей. Понимание понятия пробел в законе или праве достаточно сложное и юридической литературе нет однозначной его трактовки, так как смешение фактических общественных отношений с правоотношениями и, особенно, их включение в понятие права, затрудняет уяснение вопроса о пробелах. Определяя право через нормы или совокупность норм, необходимо обращать внимание на применение права в общественных отношениях. Однако , мне бы хотелось отметить, что существуют действительные и мнимые пробелы в праве.
Так, действительный пробел – это действительное отсутствие нормы права, регулирующей конкретное общественное отношение, том случае, когда такое отношение входит в сферу правового регулирования. Его следует отличать от мнимого или кажущегося пробела. Действительный пробел в праве может возникнуть с начала правового регулирования или вследствие развития новых отношений, которые не могли быть предусмотрены законодателем. Пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях просто неизбежны.[2]
Вместе с тем, действует правило, что если существует пробел, то нельзя на этом основании отказать в официальной правовой оценке поведении лиц, оказавшихся в ситуации, которая находится в сфере правового регулирования. Проблематика дачи официальной правовой оценки спорного правоотношения, прежде всего, судами будет рассмотрена мною ниже.
Мнимым является пробел, когда определенный вопрос не регулируется правом, хотя, по мнению того или иного лица, группы лиц, должны быть урегулированы нормами права.