Глава 1. Фирменный стиль: понятие и содержание фирменного стиля в государственных учреждениях
1.1 Понятие и цели формирования фирменного стиля
1.2 Элементы и носители фирменного стиля
1.3 Создание фирменного стиля, его внедрение. Основные понятия брендинга
1.4 Фирменный стиль в государственных структурах
Глава 1. Фирменный стиль: понятие и содержание фирменного стиля в государственных учреждениях
1.1 Понятие и цели формирования фирменного стиля
В последнее десятилетия сложилось целое направление маркетинговых коммуникаций – формирование фирменного стиля. Иногда для обозначения этого понятия используется термин «брендинг» (от анг. Brand – клеймо). Это неудивительно, ведь основная роль брендинга предпринимательской деятельности оказалась приблизительно той же, что и роль и личного клейма ремесленника.
Согласно одному из более удачных определений фирменного стиля, данных Н. Добробабенко, «Фирменный стиль – это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации ее внутреннего и внешнего оформления».[1]
Основными целями формирования фирменного стиля можно назвать:
- идентификацию продуктов фирмы между собой и указание на их связь с фирмой
- выделение продуктов фирмы из общей массы аналогичных продуктов ее конкурентов
Таким образом, главной целью формирования фирменного стиля является закрепление в сознании потребителя положительных эмоций, связанных с оценкой качества продукции, ее безупречности, высокого уровня обслуживания и обеспечение продукции предприятия и самого предприятия особой узнаваемостью. Наличие фирменного стиля косвенного гарантирует высокое качество товаров и услуг, так как оно свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на потребителя.[2]
Среди основных функций формирования фирменного стиля:
- Уверенность. Если потребитель однажды убедится в качестве товаров (услуг), то это доверие во многом будет распространяться на все остальные товары компании. Более того, наличие фирменного стиля внушает доверие к себе.
- Реклама. Наличие фирменного стиля значительно увеличивает эффективность рекламы. Кроме того, все объекты, содержащие элементы фирменного стиля компании, сами являются рекламными.[3]
Понятие фирменного стиля было введено теоретиками рекламы. За рубежом используются такие синонимы фирменного стиля, как «система фирменного стиля», «согласование дизайна», «дизайн внешнего вида компании».
При неизменно высоком уровне других элементов комплекса маркетинга фирменный стиль дает своему владельцу следующие преимущества:
- помогает потребителю сориентироваться в потоке информации, быстро и точно найти продукт компании, уже завоевавший его предпочтения;
- позволяет организации выводить на рынок свои новые продукты с наименьшими затратами;
- повышает эффективность рекламы;
- снижает затраты на формирование коммуникаций как следствие повышения эффективности рекламы, так и за счет универсальности компонентов фирменного стиля;
- обеспечивает достижение необходимого единства всей рекламы и других средств маркетинговых коммуникаций организации (напр. пропаганды: ведение пресс-конференций, выпуск престижных проспектов и т.п.);
- способствует повышению корпоративного духа, объединяя сотрудников, вырабатывает чувство причастности к общему делу;
- положительно влияет на эстетический уровень и визуальную среду организации.
Если же подытожить все преимущества, которые дает фирменный стиль, то можно назвать ее одним из основных средств формирования благоприятного имиджа организации, образа марки.
Фирменный стиль на предприятии имеет большое значение и наряду с другими важными компонентами маркетинга, составляет отдельную сферу деятельности в области стимулирования продаж и маркетинга.[4]
Прежде всего, необходимо отметить, что понятие фирменного стиля есть толкование в узком и широком смысле.
Под фирменным стилем в узком понимании подразумевается совокупность товарного знака (и присущих ему цветов), цветового и графического оформления деловых бумаг.
Большинство организаций ограничиваются именно таким толкованием фирменного стиля.
Фирменный стиль в широком понимании – это использование единственных принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для всех форм рекламы (в печати, на радио, телевидение), деловых бумаг, технической и других видов документации, офиса, а иногда и одежды сотрудников. [5]
[1] Гольман И.А., Добробабенко Н.С. Практика рекламы. - Новосибирск: СП "Интербук", 1991. – С. 38 с.
[2] Понятия и цели формирования фирменного стиля URL: https://trade.bobrodobro.ru/5805 (Дата обращения: 08.12.2020)
[3] Добробабенко Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки. - М: Инфра-М., 1999. – С. 12 с.
[4] Менеджмент в деталях URL: http://www.managertime.ru/mtis-113-2.html (Дата обращения: 08.12.2020)
[5] Основные понятия и цели формирования фирменного стиля URL: https://gigabaza.ru/doc/896.html (Дата обращения: 08.12.2020)