Актуальность исследования. Журналистика в одной из простейших форм - это распространение информации среди широкой аудитории. Репортажи о событиях и продуктах, расследование правительств и организаций, предоставление информации об общественных делах, развлечениях, спорте и религиях - это лишь некоторые из элементов, составляющих определение журналистики. На самом деле, журналист - это тот, кто пишет, редактирует и иным образом выпускает новости и информацию, которые публикуются в газетах, журналах, в Интернете, на телевидении и радио. Журналисты могут быть писателями, репортерами, фотографами, видеооператорами, телеведущими, редакторами, продюсерами и издателями информации, которая распространяется потом повсюду.
Журналистский текст в любом проявлении обладает многоукладными характеристиками, и в этом отношении он может быть оценен должным образом. Например, можно определить, насколько высок уровень эксплуатационных характеристик материала, и какие критерии для этого подходят. Немецкий исследователь периодической прессы Г. Рейджер, отмечая большую методологическую сложность определения качественных параметров публицистического текста, предложил в качестве базовых рассматривать следующее: объективность, форму изложения, актуальность (то есть соответствие между информационные запросы аудитории и полученное сообщение), которая должна учитывать конкретные аудитории в зависимости от географического региона и страны [Корконосенко, 2018, С.11].
В целом, цель журналистского произведения – не только донести до читателя какую-то важную идею, но и добиться положительной реакции на нее. Поэтому идея в журналистском произведении имеет свою специфику: она складывается из двух составляющих – опорной идеи и рабочей идеи. Опорная идея текста представляет собой авторское кредо, на основе которого оценивается ситуация. Это информация о системе ценностей, на которые опирается журналист. Рабочая – непосредственно суть доносимой до аудитории информации. Однако, зачастую эти составляющие, или компоненты идеи журналистского тесно переплетаются между собой, и порой сложны к разграничению. Поэтому исследование этих аспектов является актуальным.
Целью курсовой работы является исследование особенностей двух компонентов идеи журналистского текста. Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих исследовательских задач:
- Рассмотреть содержание и формирование двухкомпонентной идеи журналистского текста
- Проанализировать методы актуализации идеологического аспекта текстообразования в СМИ.
Предметом исследования является журналистский текст периодических изданий дагестанских СМИ.
Объектом исследования становятся опорный и рабочий компонент журналистского текста.
Методология исследования базируются на системном, сравнительном, проблемном и других общенаучных подходах. Эмпирическим материалом исследования послужили новостные медиатексты периодческих изданий дагестанских СМИ.
Научно-практическая значимость исследования определяется тем, что выводы могут способствовать повышению эффективности деятельности СМИ в рамках оптимизации диалога между аудиторией и изданием.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА
1.1.Опорная и рабочая идеи журналистского произведения
Журналистика - это вид творческой деятельности, которая создает представление о законах процессов, происходящих в обществе, с помощью концептуальных средств, побуждающих аудиторию активно воспринимать реальный мир. Предметная область журналистики - социальные ситуации, заслуживающие внимания общественности.
Основная функция журналистики - информировать общественность, освещая местные, национальные и глобальные новости и события. При этом журналисты стремятся писать статьи, которые имеют широкую привлекательность и могут быть легко поняты.
Понятие концепции журналистской работы формируется следующим образом. Мысль, упакованная в слово, приобретает статус текста, в данном случае публицистического текста. Публицистический текст представляет собой связанный знаковый комплекс, который содержит законченный смысл и направлен на воздействие на аудиторию в процессе передачи общественно значимой информации по каналам СМИ.
Общий признак идеи всякого журналистского произведения - программный характер.
Идея - смысл и образный ориентир для аудитории. Перед читателем она предстает как программа деятельности, которую необходимо осуществить для разрешения той или иной проблемы. Основные элементы программы: исполнители, которым она адресована; цели, выдвигаемые перед ними; средства для достижения целей; структуры, выступающие гарантами возможности осуществления целей [Лазутина, 2011, С.57].
Пример 1. Обратим внимание на заголовок статьи из газеты «АиФ» №27 от 2021 г. «Не все будут дома». Таким названием перед аудиторией выдвигается проблема самостроя: «Самострой по-прежнему остаётся одной из главных бед Дагестана. Видишь свободное место - скорее начинай стройку, иначе там начнёт работы твой сосед, нет разрешения, ну и не надо. Таковы правила жизни в Дагестане, где по-прежнему фиксируют новые и новые нарушения в строительной сфере». В качестве гаранта решаемой проблемы автор статьи обращается к Минстрою и расследование правонарушений в области строительства, а также к высказываниям главы республики, министра строительства и известного политолога Дагестана на тему хаотичной застройки [АиФ №27, 2021].
В этом примере видно, как формируется идейная основа статьи, которая при дальнейшем раскрытии уже опирается определенные доводы. В результаты вызов самого названия статьи оказывается оправданным.
Поэтому под идеей понимают главную мысль произведения, в которой воплощается авторское «открытие» - достигнутое им понимание предмета и цели повествования, представляющее собой для аудитории определенную ценность. её характерной чертой является то, что она всегда содержит две составляющие: опорную и рабочую идеи текста [Лысакова, 2015, С.82].