Актуальность проблемы исследования.
Экстремизм в настоящее время является одной из основных внутренних угроз национальной безопасности российского государства.
Национальная безопасность - это требование поддержания выживания государства посредством использования экономической мощи, дипломатии, проекции власти и политической власти. Эта концепция, разработанная главным образом в Соединенных Штатах Америки после Второй мировой войны, первоначально фокусировалась на военной мощи, а теперь охватывает широкий спектр аспектов, все из которых затрагивают невоенную или экономическую безопасность нации и ценности, отстаиваемые национальным обществом. Соответственно, чтобы обладать национальной безопасностью, нация должна обладать экономической безопасностью, энергетической, экологической безопасностью и т.д.
Меры, принятые для обеспечения национальной безопасности, включают в себя использование дипломатии для объединения союзников и изоляции угроз, мобилизацию экономической мощи для содействия или принуждения к сотрудничеству, поддержание эффективных вооруженных сил, осуществление мер гражданской обороны и готовности к чрезвычайным ситуациям.
Угрозы безопасности исходят как от других государств, так и от различного рода негосударственных субъектов, в том числе насильственных негосударственных субъектов, наркокартелей, многонациональных корпораций и неправительственных организаций. Некоторые органы власти включают в эту категорию стихийные бедствия и события, вызывающие серьезный экологический ущерб. Одной из таких угроз является экстремизм.
Степень изученности проблемы исследования. Проблемы определения понятия, характера, видов экстремизма и юридической ответственности за совершение экстремистских преступлений нашли отражение в работе Т.А. Аристархова, Б. Белякова, Д.С.Глухарева, П.А. Данилова, Е. Забарчук, А.А. Затолокина, П.А. Кабанова, А.А. Кондрашева, Ю.В. Маркова, В. Мозговой, А. Павлинова, А. Петрянина, С. Пролетенкова, В.В. Ревина, А. Скудин, Р. Тамаева, В. Чупрова, В. Шинкевич, С.А.Юдичева и другие.
Объектом исследования являются социальные отношения, складывающиеся в сфере противодействия экстремистской преступности и обеспечения безопасности государства, наступление уголовной ответственности за организацию экстремистского сообщества и его участие.
Предметом исследования выступают правовые нормы противодействия экстремизму; нормы уголовного, административного и других сфер российского законодательства, регулирующие вопросы юридической ответственности за наиболее опасные проявления экстремизма.
Целью исследования является анализ теоретических основ и практических аспектов уголовного права по борьбе с экстремистскими преступлениями в современной России, а также разработка методических рекомендаций по предупреждению экстремизма.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и признаки экстремизма;
- выявить концептуальные особенности уголовно-правового противодействия экстремизму;
- проанализировать современное состояние и динамику преступлений экстремистской направленности в России;
- выявить особенности и определить направления предупреждения преступлений экстремистской направленности.
Методологическую основу исследования составили общенаучные диалектические методы познания, включающие принципы объективности, индукции, дедукции, анализа, синтеза; а также частнонаучные методы: описательный, правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-правовой.
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЭКСТРЕМИЗМОМ
1.1. Понятие и признаки экстремизма как правового явления
В современном российском обществе наблюдается значительный уровень экстремизма. Сегодня экстремизм стал реальной глобальной проблемой современного общества. Хотя вопрос экстремизма широко обсуждается, до сих пор нет единой интерпретации того, что означает этот термин. Так, в социологических рамках, экстремизм относится к политическим идеологиям, содержащим идеи противостояния основным ценностям и принципам общества.
Как указывает Е.В. Демидова, отрицая основные имущественные права и свободы граждан или выступая против установленного порядка социально-регуляризованных и легитимизированных отношений, экстремизм представляет собой угрожающее обществу явление[1].
Экстремизм является столь же актуальной проблемой для многих стран, независимо от их политических и социально-экономических достижений. Мировой опыт показывает, что как способ и средство решения социально-экономических, политических, религиозных, экологических и других проблем экстремизм может возникнуть практически в любой стране, в том числе промышленно развитой и политически стабильной.
Как указывает Ю.В. Антюхов, согласно документации Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) экстремизм-это форма политической активности, которая прямо или косвенно отрицает принцип парламентской демократии[2].
Л.М. Никитина считает, что экстремизм буквально означает «качество или состояние крайности» или «пропаганду крайних мер или взглядов»[3].
Эту терминологию чаще всего употребляют в рамках религиозной или политической идеологии, которая по своим приоритетам кардинально отличается от устоявшихся и принятых обществом взглядов, уклада. Он также может быть использован в экономическом контексте. Этот термин обычно подразумевается как уничижительный. Однако он может также использоваться в более академическом, чисто описательном, не осуждающем смысле.
Экстремисты обычно противопоставляются центристам или умеренным. Например, в современных дискуссиях в западных странах об исламе или исламских политических движениях обычно подчеркивается различие между экстремистскими (подразумевающими «плохие») и умеренными (подразумевающими «хорошие») мусульманами. Политические программы, воспринимаемые как экстремистские, часто включают в себя программы крайне левой или крайне правой политики, а также радикализм, реакционизм, фундаментализм и фанатизм.
Экстремизм возникает из восприятия «нас против них», усиленного убеждением, что успех «нас» неотделим от враждебных действий против «них». В иностранных источниках есть точка зрения, что экстремизм отличается от обычной неприятности - заурядной ненависти и расизма - своей широкой рационализацией настаивания на насилии[4].
Термин «экстремизм» происходит от латинского слова «extrēmus» – крайний, последний, отдалённейший[5]. Определение экстремизма дается в энциклопедических изданиях, где это явление определяется как склонность к осуществлении крайних действий в рамках имеющихся крайних взглядов чаще всего в идеологии или политике. Понятие экстремизма используется для определения позиции (относительно идеологии, намерений, действий), соответствующей экстремистским мнениям.
В России правовое определение деяний, отнесенных к экстремистским, приведено в статье 1 Федерального закона 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»[6]. В частности, экстремистская деятельность (экстремизм):
- насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» ч. 1 ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;
Д.С. Безносов пишет, что с точки зрения психологии экстремизм исследуется в его многоаспектной форме возникновения и многовариантных формах перехода в общество как социопсихологический феномен, выражающийся в действиях индивидов и групп[7]. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к кому-либо или чему-либо, чувства, действия, стратегии) индивида, которая далека от общепринятой. В конфликтных обстоятельствах происходит демонстрация жесткого урегулирования конфликта. Тем не менее, способ пометить деятельность, людей и группы как «экстремистские» наряду со способом выяснить, что является «общим» или «общепринятым», всегда является субъективным и политическим вопросом.
В филологии экстремизм трактуется как приверженность к крайним взглядам и мерам[8]. Экстремизм не просто неприязнь, а крайняя степень пренебрежения[9].
Р.М. Афанасьев пишет, что в философии под сущностью экстремистской деятельности понимают: «антиобщественные взгляды и поступки», «характеристику противоправных деяний»[10]. Тогда как согласно позиции А.А. Хоровинникова, экстремизм есть ни что иное как противоположность позитивным социокультурным ценностям[11].
На деструктивно-деятельностный характер человеческой сущности, представляющую специфическую форму отчуждения, ориентированную на уничтожение регулярной идентичности в экстремизме указывает О.А. Русаков[12].
А.Г. Хлебушкин считает, что в социологии экстремизм – это деструктивная тенденция, являющаяся препятствием для модернизации российского общества[13]; приверженность к крайним взглядам и мерам, проявляющаяся в соответствующем социальном поведении, во всех сферах человеческой активности: в межличностном общении, во взаимоотношениях полов, в отношении к природе, в политике и т.д.; не просто пренебрежения к общественным нормам, правилам, законам, а крайняя степень пренебрежения.