Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения корпоративной культуры
1.1. Понятие и источники корпоративной культуры
1.2. Основные компоненты и особенности корпоративной культуры
в группе компаний
1.3. Влияние корпоративной культуры на организационную эффективность
Глава 2. Анализ корпоративной культуры группы компаний
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность темы обусловлена тем, что корпоративная культура способна повысить эффективность организации, а цели ее членов, при грамотно созданном стратегическом инструменте архитектоники, становятся общими. Кроме того, повышается инициатива, командный дух и даже взаимопонимание. Стоит ли говорить, что грамотная структура корпоративной культуры порой является важнейшим компонентом успеха организации.
Изменения в корпоративной культуре в группе компаний, также как и ее возникновение, могут протекать плавно и стихийно, однако куда эффективнее держать их под контролем. Кризис, застой или расширение (слияние), а также смена руководства – хорошее начало для качественных изменений корпоративной культуры. Но какое направление не выбрала бы организация, одна из важнейших задач – определение четкой и понятной для всех ее членов целей, объединяющих отдельных ее членов в сильную и крепкую команду.
Методические основы анализа корпоративной культуры в группе компаний заложены в работах В.И. Андреева, М.Я. Виленского, Ю.Д. Железняка, В.В. Серикова, В.У. Агеевец, B.К. Бальсевича, В.М. Выдрина, Л.П. Матвеева, В.А. Пономарчук, С.Н. Павловской, Г.Г. Наталова, Н.А. Фомина и др.
Указанные и другие авторы[1] считают, что корпоративная культура влияет на работоспособность членов организации, качество принимаемых решений, коммуникаций с внутренней и внешней средой.
В зависимости от степени демократичности она может, как положительно влиять на организацию, так и отрицательно. Корпоративная культура является важным элементом эффективности менеджмента организации и психологическом состоянии её членов.
Однако в изученной литературе[2] нами непосредственных исследований корпоративной культуры в группе компаний обнаружено не было, поэтому все нижеприведенные характеристики будут сформулированы автором данной работы через своего рода «рецепцию» положений, изложенных в литературе по проблемам корпоративной культуры из других предметных областей.
Цель работы – выявить основные характеристики и особенности корпоративной культуры в группе компаний.
Задачи работы:
- Охарактеризовать понятие и источники корпоративной культуры.
- Определить основные компоненты и особенности корпоративной культуры в группе компаний.
- Рассмотреть, как корпоративная культура влияет на организационную эффективность.
- Провести анализ корпоративной культуры в группе компаний
В качестве объекта нашего исследования выбраны группа компаний.
Предметом исследования являются подходы и методология познания корпоративной культуры в группе компаний.
Глава 1. Теоретические основы изучения корпоративной культуры
1.1. Понятие и источники корпоративной культуры
Анализ изученной литературы[3] показал, что исследователями понятия корпоративной культуры его сущность сводится к характеристикам комплекса особых, оригинальных внешних и внутренних опознавательных признаков, свойственных только данной организации.
Корпоративную культуру можно определить как интеграция разделяемых членами организации мнений, эталонов поведения, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обуславливающих индивидуальность организации[4].
Есть и такое мнение, что корпоративная культура – это совокупность моделей поведения, которые были приобретены компанией при адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые показали свою эффективность и которые разделяет большинство работников этой организации[5].
Проводимые исследования[6], целью которых является изучение жизни организаций, манипулируют обоими понятиями «корпоративная культура» и «организационная культура», практически используя их как синонимы.
Например, А. Кубанейшвили приравнивая организационную культуру к корпоративной, даёт следующее её определение: «Под организационной культурой можно понимать совокупность ценностей, принципов и правил деятельности организации, которые разделяются большинством сотрудников и передаются из поколения в поколение».[7]
Так же на равнозначность организационной и корпоративной культуры указывает С.В. Иванова «Организационная (корпоративная) культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются членам организации через символические средства духовного и материального окружения организации».[8]
Д.М. Шустерман объясняет: «Организационную культуру очень часто путают с корпоративной. Корпоративная культура - это некоторые придуманные правила, которые сотрудники на работе должны выполнять: как одеваться, как приходить вовремя на работу и ещё что-то. Корпоративная культура - это культура, выражающая себя в сложившейся в данной организации системе отношений, которая чаще всего начинается как история некоторого круга лиц, которые начали эту организацию. Это история организации, где были какие-то успехи, ставшие некими правилами этой организации, часто даже неосознанными. В сущности, корпоративная культура, как и всякая культура, не осознаётся, а выражается через те типовые решения, которые люди принимают».[9]
На наш взгляд, определения, отделяющие корпоративную и организационную культуру, являются однобокими и не охватывают понятие корпоративной культуры полностью.
Корпоративная культура, по нашему мнению, есть совокупность определённых установленных правил, принципов и ценностей данной организации, которые обладают стабильностью и поддерживаются сотрудниками организации.
В изученной нами литературе[10] выделяются следующие подходы к пониманию корпоративной культуры:
- Исходя из влияния корпоративной культуры на эффективность работы организации, она рассматривается через «прагматичный» подход, где корпоративная культура объясняется как инструмент для повышения эффективности деятельности корпорации или как проводник организационных изменений, либо через «феноменологический» подход, согласно которому корпоративная культура не является эффективной, а даже наоборот, мешает нововведениям организации.