Введение
- Понятие, цели и основания применения принудительных мер медицинского характера
- Виды принудительных мер медицинского характера
- Порядок применения принудительных мер медицинского характера
Заключение
Библиографический список
Курсовая работа|Уголовное право
Авторство: bugalter
Год: 2014 | Страниц: 46
Введение
Заключение
Библиографический список
Актуальность исследования. Принудительные меры медицинского характера являются особым институтом уголовного права. Специфика данного института заключается в том, что он включает в себя как юридические, так и медицинские начала. Принудительные меры медицинского характера, в отличие от других уголовно-правовых мер, могут применяться к лицам, не являющимся субъектами преступления. Указанные меры имеют не только юридические, но и медицинские цели.
Вопросы понятия, правовой природы, содержания, целей принудительных мер медицинского характера представляются спорными. Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных этим, несомненно, важным в теоретическом и практическом плане проблемам, они не могут считаться решенными.
С вступлением в силу УК РФ 1996 г. изменился круг лиц, к которым могут применяться принудительные меры медицинского характера. В него вошли лица, совершившие преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости.
За то время, которое прошло с момента вступления в силу действующего УК РФ, сложилась определенная тенденция в реализации норм гл. 15 УК РФ, проявились достоинства и недостатки законодательных новелл. В связи с этим возникла необходимость в обобщении практики применения рассматриваемого законодательства с целью выработки рекомендаций по совершенствованию уголовного закона и иных нормативных актов, регулирующих данные меры.
В 2002 г. вступил в силу новый УПК РФ. Некоторые нормы уголовно-процессуального законодательства, посвященные регулированию применения принудительных мер медицинского характера, не корреспондируют нормам УК РФ, что порождает трудности в правоприменительной деятельности. В связи с этим возникает необходимость разработки научно обоснованных предложений по преодолению возникших коллизий.
Изложенное, по нашему мнению, позволяет считать тему исследования актуальной в теоретическом и практическом плане.
Степень научной разработанности проблемы. Принудительные меры медицинского характера ранее не подвергались комплексному исследованию на основе норм действующего уголовного законодательства. В монографических работах, изданных в последнее время, уделяется внимание, как правило, отдельным проблемам принудительных мер медицинского характера.
В дореволюционной науке вопросы принудительного лечения психически больных лиц, совершивших общественно опасные деяния, затрагивались в трудах Л.С. Белогриц-Котляревского, П.Д. Калмыкова, СВ. Познышева, Н.Д. Сергеевского, Н.С. Таганцева и др. Большой вклад в исследование данной проблемы внесли психиатры И.Н. Введенский, В.П. Сербский, В.Х. Кандинский и др.
В советской науке принудительные меры медицинского характера изучали такие авторы, как Н.И. Айхенвальд, СЕ. Вицин, А.П. Овчинникова, Б.А. Протченко, Т.Е. Сегалов, С.Я. Улицкий и др. Материалы по указанному вопросу можно найти в работах психиатров П.Б. Ганнушкина, Д.Р. Лунца, Г.В. Морозова и др.
В современной науке проблема принудительных мер медицинского характера затрагивается в работах Ю.Н. Аргуновой, М.Н. Голоднюк, В.И. Горобцова, С.А. Достовалова, А.И. Друзина, B.C. Евлампиева, Н.Г. Иванова, П.А. Колмакова, В.П. Котова, М.М. Мальцевой, Р.И. Михеева, Г.В. Назарен-ко, СВ. Полубинской, А.В. Рагулиной, Б.А. Спасенникова, А.И. Чучаева, С.Н. Шишкова, СП. Щербы и др.
Значительная часть исследований выполнена в иных общественно-политических условиях, чем существуют в настоящее время, на основе прежнего уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального законодательства.
Объектом исследования выступают принудительные меры медицинского характера как институт уголовного права.
Предмет исследования включает в себя:
Целью исследования является комплексная характеристика применения принудительных мер медицинского характера.
Указанная цель обусловила постановку следующих задач:
Методология и методика исследования. В качестве методологической основы исследования выступает общенаучный (диалектический) метод познания.
При подготовке работы также применялись догматический (формально-логический), системный, статистический, историко-правовой, сравнительно-правовой и другие методы научного познания.
Теоретическая и правовая основа работы. В качестве теоретической основы работы были использованы труды ученых в области международного права, общей теории права, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, судебной психиатрии и психологии: Ю.Н. Аргуновой, СВ. Бородина, Т.Б. Дмитриевой, А.И. Друзина, Н.Г. Иванова, В.П. Котова, Р.И. Михеева, Г.В. Назаренко, СВ. Полубинской, А.В. Рагулиной, Ф.С. Сафуанова, О.Д. Ситковской, А.И. Чучаева, С.Н. Шишкова, Б.В. Шостаковича и др.
Глава 15 УК РФ полностью посвящена принудительным мерам медицинского характера. В этой главе, наряду с другими вопросами, раскрываются цели указанных мер, основания их применения. Вместе с тем закон не содержит определения принудительных мер медицинского характера. Легальное определение этих мер отсутствовало и во всех предшествующих уголовно-правовых актах России. Ученые - специалисты в области уголовного права предлагали различные их дефиниции.
В них авторы, как правило, стремились отразить правовую природу, содержание и цели принудительных мер медицинского характера, а также указать круг лиц, к которым они применяются. Так, Б.А. Протченко писал: «Принудительные меры медицинского характера - это установленные законом медико-судебные меры, назначаемые судом представляющим опасность по своему психическому состоянию и характеру содеянного невменяемым, а также заболевшим после совершения преступления хронической или временной душевной болезнью вменяемым лицам. Принудительные меры медицинского характера не являются наказанием, они преследуют цели восстановления психического здоровья указанных лиц и предупреждения совершения ими новых общественно опасных деяний, обусловленных расстройством психической деятельности, а в отношении совершивших преступление вменяемых лиц и предупреждение новых преступных действий»[1].
Из приведенного определения видно, что Б.А. Протченко трактовал принудительные меры медицинского характера как медико-судебные меры, то есть меры, включающие в себя как юридическое, так и медицинское начало. Однако такая дефиниция в достаточной степени не раскрывало правовую природу указанных мер.
Более полно, на наш взгляд, формулирует понятие принудительных мер медицинского характера В.И. Горобцов. «Под принудительными мерами медицинского характера, - пишет он, - понимается предусмотренная уголовным законодательством разновидность уголовно-правового принуждения, применяемая судом к лицам, нарушившим уголовно-правовые запреты в состоянии невменяемости либо ограниченной вменяемости, либо совершившим преступления в состоянии вменяемости, но заболевшим после их совершения психическим расстройством, делающим невозможным назначение или исполнение наказания, а также совершившим преступления и нуждающимся в лечении от алкоголизма или наркомании, и заключающаяся в принудительной реализации медицинского (лечебного) воздействия и специально-предупредительных мер в целях излечения или улучшения психического состояния этих лиц, предупреждения совершения ими новых общественно опасных деяний, обеспечения безопасности, как общества, так и больного, проведения мер социальной реабилитации»[2].
С автором нельзя не согласиться в том, что данные меры являются мерами уголовно-правового принуждения. В то же время указание на то, что принудительные меры медицинского характера применяются «к лицам, нарушившим уголовно-правовые запреты», является не совсем точным. Основанием применения данных мер может быть только совершение деяния, представляющего общественную опасность. Нарушение формальных уголовно-правовых запретов, при отсутствии общественной опасности, само по себе не может повлечь применение мер уголовно-правового характера. Большинство специалистов сходятся во мнении, что совершение малозначительного деяния, подпадающего под признаки ч. 2 ст. 14 УК РФ, не может служить основанием для применения принудительных мер медицинского характера[3].
Следовательно, в определении рассматриваемого понятия в качестве основания применения данных мер необходимо указывать на совершение невменяемым общественно опасного деяния.
Подобной точки зрения, например, придерживается П.А. Колмаков, определяющий принудительные меры медицинского характера как особый вид мер государственного принуждения, предусмотренный уголовным законодательством, применяемый судом в определенном уголовно-процессуальном порядке к лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости или страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости либо делающим невозможным назначение или исполнение наказания, а также к лицам, нуждающимся в лечении от алкоголизма и наркомании и представляющим общественную опасность, вызванную психическим состоянием здоровья и характером этого деяния с целью улучшения их психического состояния, ограждения общества от совершения ими повторных общественно опасных деяний, охраны безопасности личности больного от собственных действий и проведения мер социальной реабилитации[4].
На наш взгляд, указанные выше дефиниции являются излишне развернутыми. Это отражает стремление авторов охватить все признаки принудительных мер медицинского характера. Определение, как известно, должно содержать только основные характеристики рассматриваемого института, которые выделяют его среди других правовых институтов и отражают правовую природу принудительных мер медицинского характера.
Определение понятия принудительные меры медицинского характера должно отражать правовую природу данных мер, их содержание, процессуальную форму реализации, а также круг лиц, к которым они могут быть применены.
В связи с этим большое значение приобретает проблема правовой природы принудительных мер медицинского характера. Вопрос об их правовой природе до сих пор остается одним из наиболее дискуссионных среди специалистов, занимающихся изучением этой темы. Мнения авторов иногда расходятся кардинальным образом.
Так, Р.И. Михеев, А.В. Беловодский, В.А. Воробей и О.Р. Михеев рассматривают принудительные меры медицинского характера как социально-правовые и медико-реабилитационные меры безопасности[5]. На наш взгляд, подобная точка зрения не имеет под собой достаточных оснований. В уголовном законодательстве отсутствует понятие «меры безопасности». Не является оно традиционным и для современной теории уголовного права. Введение такого понятия противоречит существующей в настоящее время концепции уголовного права. М.Н. Голоднюк справедливо отмечает, что применение термина «меры безопасности» противоречит ч. 2 ст. 2 УК РФ, где в качестве средств осуществления задач УК РФ называются иные меры уголовно-правового характера, а принудительные меры медицинского характера именно к таким мерам и относятся[6].
Нормативно-правовые акты
Судебная практика
Научная литература
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!